Твой промокод на КиноПоиск
HESOYAM
18+
Игры
Major Tom
3219

Потешный полк. Про Warcraft: Orcs & Humans

В закладки

В преддверии выхода Warcraft III: Reforged я вдруг осознал, что мое знакомство с серией ограничивается только третьей частью. Я решил закрыть пробел в образовании и пройти все выпуски стратегической трилогии. С наблюдениями, сделанными по ходу игры, я и предлагаю ознакомиться. В первой части ретроспективы речь пойдет о родоначальнике франшизы – Warcraft: Orcs & Humans.

Гудят виртуальные барабаны. На экране появляется сначала угловатый замок, окруженный худыми трехмерными елочками, а затем – подозрительно пустые казематы. Тем временем закадровый голос увлеченно, но нескладно вещает про благородных рыцарей и орочьи орды.

Заканчивает вступление диктор красивой фразой, очевидно придуманной раньше всего остального рассказа: Welcome to the world of Warcraft!

На дворе 1994-й год. Миролюбивые фантазеры из Blizzard Entertainment развязывают в своем выдуманном мире войну, которая не закончится никогда.

Тогда ребята еще не знали, что затевают. И это заметно. У Warcraft: Orcs & Humans нет ни монументальности, ни изысканных манер, присущих франшизе сегодня. Вместо них – голая амбиция, хулиганская харизма и очевидное техническое несовершенство.

В своей основе Warcraft – игра простая, как валенок. Мотивации понятны с ходу: люди и вторгнувшиеся в их мир завоеватели-орки сражаются за владычество над цветущими лужками Азерота. Методы борьбы тоже очевидны: строишь базу, добываешь ресурсы, клепаешь армию.

Впрочем, в этой простоте и кроется гений игры. Сегодня все находки Orcs & Humans воспринимаются как данность. Но на самом деле именно здесь Blizzard заложили фундамент грядущей серии. Механики, позаимствованные у Dune II, они упростили и отполировали до блеска. А ставшая впоследствии культовой стилистика Warcraft'а в девяносто четвертом году была угадана практически с первой попытки.

Травка зеленеет, солнышко блестит. Пузатые крестьяне тащат золото из шахт, валят лес и строят аккуратные фермы. У людей – синие штандарты, у орков – кумачовое знамя.

Да, это солянка из траченных молью фэнтезийных штампов. Но вот в чем штука: первый Warcraft смотрится свежо даже сегодня.

Конечно, тут здорово помогает ирония. На армии Азерота невозможно глядеть без улыбки. Солдаты больше похожи на ходячие котлетки, ездовые волки весело скачут вприпрыжку, а за ними плетутся колдуны – пиратские версии Гэндальфа в балахонах и остроконечных шляпах.

На иконках – сердитые рыцари с пышными усами и орки, бесстыже разевающие широкие пасти. В наушниках мерно рокочет бравурный марш и комичная озвучка, сделанная одним-единственным человеком. Yes, my lord. Lok'tar. Stop poking meeee!

Но главная причина уникальности Warcraft – конечно же, его интерактивность. Одно дело – в очередной раз смотреть вторичное фэнтези по телевизору. Совсем другое – играть в него, причем в качестве главнокомандующего легионами света или тьмы!

При таком раскладе банальность действующих лиц внезапно становится плюсом. Орки и люди – не одномерные персонажи, а фигурки из знакомого набора, которыми наконец разрешили поиграть. Маги призывают духов, священники лечат, некролиты поднимают скелетиков. Ну а как иначе?

Это волшебное чувство детской игры только усиливается благодаря слабо разработанному сюжету. По большому счету Warcraft – стратегическая песочница, почти полностью лишенная дополнительного контекста. Зачатки лора сокрыты в мануале, в то время как кампания Orcs & Humans сводится к простым, сиюминутным задачам: уничтожить вражеский город, уничтожить два города одновременно, убить злого колдуна. Люди старательно отыгрывают благородных воителей, а орки – готовых на любую гнусность злодеев. Остальное додумывайте сами.

Впрочем, некоторые персонажи в истории уже названы по именам. В простеньких подземельях, которые разбавляют военные утехи, игрокам предстоит столкнуться с юнитами-героями. Пока они не выделяются из толпы ничем, кроме уникальных портретов – приключенцы возьмут свое через восемь лет.

В остальное время Warcraft предлагает управлять безымянными армиями, что само по себе – адский труд. На сегодняшний день схема управления Orcs & Humans непоправимо устарела. Правая кнопка мыши для игры не существует – все приказы отдаются левой кнопкой и клавиатурой. Одновременно можно управлять только четырьмя солдатами. И это только полбеды – бойцы глупы, как пробка, и поминутно спотыкаются друг об друга или норовят отбиться от войска.

Сложное управление и нерадивый ИИ делают Warcraft: Orcs & Humans довольно неторопливой стратегией. Чтобы потихоньку двигать большую армию и раздавать приказы десятку заклинателей, придется совмещать таланты стратега и пианиста.

Ритм Warcraft радикально отличаются от ритмов его продолжений. Orcs & Humans играется не как классическая RTS, а скорее как неуклюжая тактика. Солдаты стоят дорого, а умирают быстро: удачный выстрел из катапульты может погубить разом нескольких вояк, сбившихся в кучу. Поэтому каждая жизнь на счету, а критическое значение обретает контроль не только над ресурсами, но и над стратегическими точками вроде мостов и дорог.

Это не случайная закономерность: в одном из интервью создатели игры признались, что упор при разработке был сделан именно на тактику. Даже выделение всего четырех бойцов разом вызвано не техническими ограничениями, а стремлением вынудить игроков изобретать стратегию посложнее заваливания оппонента мясом.

Как мы знаем, сиквел Warcraft пошел по несколько иному пути. Зато Warcraft III вернулся к изначальному видению игры, здорово его переосмыслив. Пожалуй, подобные наблюдения и делают Orcs & Humans столь занимательной.

Первый Warcraft – тот самый Темный портал, только что построенный орками. Зеленокожие напряженно вглядываются в мерцающий водоворот энергии, и каждый видит в нем свою версию будущего.

Для нас, современных игроков, все наоборот. Мы знаем, чем все кончится. Удовольствие в другом – в размытых очертаниях прошлого мы угадываем ростки настоящего. Мы замечаем, какие побеги дали плоды, а какие просто засохли.

Здания в Warcraft строятся только вдоль дорог – очевидное влияние Dune II, отброшенное в сиквеле. Но разве эта механика не вернулась потом в виде слизи Зергов и порчи Нежити?

В игре мы встречаем одномерных героев – Лотара, Гарону, Медива – о которых еще напишут книги и даже снимут фильм.

На людском монастыре красуется католический крест, а демонов орки добывают прямиком из Ада – очаровательные в своей наивности детали, от которых сегодня не осталось и следа.

Warcraft: Orcs & Humans – игра из другой эпохи. Тогда все казалось возможным, а жанры, успевшие сегодня уже окаменеть и отцвести, только создавались. И чем больше времени проводишь в Warcraft: Orcs & Humans, тем больше проникаешься этим оптимизмом и вольным духом.

Сегодня – и особенно на фоне имперской неповоротливости современных Blizzard – даже зеркальные кампании для людей и орков выглядят как радикальный авторский жест.

Будущее не предрешено. Сценаристы выпускают историю Азерота из своей хватки и отходят от игральной доски. Слово предоставляется геймерам.

Партия начинается. И пусть победит сильнейший.

{ "author_name": "Major Tom", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 62, "likes": 92, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 84636, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Nov 2019 13:01:40 +0300", "is_special": false }
18+
Ходите в кино дома
Проведите 45 дней с КиноПоиск
по промокоду HESOYAM
Промокод будет скопирован
Промокод действует до 10.07.20 для новых подписчиков онлайн-кинотеатра КиноПоиск HD на 45 дней бесплатной подписки. Условия просмотра: ya.cc/4y4UX
Объявление на DTF
0
62 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Впрочем, некоторые персонажи в истории уже названы по именам. В простеньких подземельях, которые разбавляют военные утехи, игрокам предстоит столкнуться с юнитами-героями. Пока они не выделяются из толпы ничем, кроме уникальных портретов – приключенцы возьмут свое через восемь лет.

Не соглашусь с вами. Концепцию героев Близзард активно начали развивать уже через 2 года в аддоне Beyond the Dark Portal к Warcraft 2.

Ответить
1

Это как посмотреть. Юниты имеют повышенные характеристики и свои иконки, озвучку и фигурки, их выживание критично для выполнения цели миссий... Но до уровня 3 Варкрафта, когда герои стали значительно влиять на поле боя ещё далеко. Прокачка, сбор предметов, уникальные способности - внедрение таких РПГ-элементов больше смотрится как реальное развитие.

Ответить
1

к релизу все упростили и вернули именно ко второй части, только уникальные спелы и уровни героев из начальной третьей части остались. плюс выпилили прокачку отрядов и индивидуальную амуницию. я ждал другой  варкрафт 3 а получил по факту варкрафт 2.5

Ответить
0

Так, я похоже что-то не знаю про то, что готовилось в 3 варике. Есть ссылка, где анонсировались нововведения или перечислялись нереализованные идеи?

Ответить
–3

Это дружочек надо гуглить или иметь подшивку прессы но боюсь в это время ты очень мал был. Гугли.

Ответить
0

Я до нее еще не добрался) Сейчас добиваю основную кампанию двушки. И вроде бы аддон Cyberlore делали, а не близзы?
В любом случае, герои там — просто усиленные аналоги простых юнитов. Тем более в мультиплеере, который был важной частью вк2, их вроде тоже не было

Ответить

Относительный кран

Major
0

А статья будет про вторую?

Ответить
1

вообще в планах про все три написать

Ответить

Относительный кран

Major
0

Прекрасно, ждем)

Ответить
10

второй варкрафт, зато, играется и выглядит лучше. хотя лично я начинал прямо с первого, и второй показался не просто неплохой игрой, а революцией. помню побежал после первой миссии родителям рассказывать, что тут даже рабочим дали возможность атаковать, пусть били они слабовато.

Ответить

Всевозможный Кирилл

Юрий
4

Кстати, не соглашусь. В первом графон хоть и пиксельнее, но ламповее.

Ответить

Относительный кран

Всевозможный
1

Кому как, мне второй ламповей кажется.

Ответить

Всевозможный Кирилл

Относительный
0

Да ты чудовище. Люди, минусуйте, Дьябло спалился!

Ответить

Относительный кран

Всевозможный
1

Ммм?

Ответить
0

Первый даже для своего времени был каким-то медленным и неповоротливым. Игра у меня была , но я в неё почти не играл. Не в пример той же Дюне.
Второй варик это уже совсем другая песня конечно.

Ответить
1

дюна была все же немного проще в управлении, помню юнитов было достаточно выстроить в линию (это было лучшее что я мог сделать в 5 лет) и они сами отстреливались, не было юнитов ближнего боя, а с ними сложнее.
она конечно тоже хороша, особенно нравилось, что можно было тяжелым танком харконенов, стреляя в песок, убить червя )

Ответить

Всевозможный Кирилл

Юрий
0

Червяк это вообще мем Дюны : ) С такой теплотой вспоминаю его...

Ответить
0

скоро ведь будет сериал по Дюне, а там и игры мб подъедут... но убогие.

Ответить

Федеральный Женя

8

Вернул мне мой 96-й, спасибо. Pentium, 1 мегабайт видеопамяти, HDD на 1,2 Гб — Warcraft, который надо таскать частями на дискетах, и обязательно одна из них будет битая. Я не плачу, просто что-то в глаз попало.

Ответить
1

Поэтому дискеты дублировали)) что бы второй раз не бегать).

Ответить

Федеральный Женя

Алексей
0

Второй варкрафт весил солидно, я помню что таскал его в несколько заходов, т.к. дискет было штук десять всего, а ты тут про дубли =)

Ответить
1

Ну плохо, когда дискет мало). Расходник же, поэтому с парой коробок ходили). Но то правда на предприятии, я к брату ходил в обед играть.

Ответить
0

дублировать кстати необязательно, архиваторы тогда уже умели делать одну спасательную дискету на десяток, которая позволяла восстановить любую

Ответить
0

оперативы 8 или 16?

Ответить

Федеральный Женя

Николай
0

Царские 16, видео потом докупил ещё 1 мегабайт.

Ответить
4

Ну, про тактику они загнули. В подземельях - пехотинцы впереди, лучники позади поливают вражину стрелами. А на открытых картах все решалось выманиванием ВСЕЙ базы противника одним юнитом, который сопровождал эту братию в засаду рядов прокаченных лучников.

Ответить
2

В сингле вообще кроме лучников почти никто не пригодился. Как только становятся доступны саммоны, переключаешься на них и дело в шляпе.

Ответить
1

Ну или саммоны колдунов легко всю базу врага разбирали. Но тут уж скорее косяки ИИ, интенция была другая

Ответить
3

Сатья прикольная, но если по началу стиль приятен, то под конец уже как-то слишком приторно и звучит не искренне, имхо

Ответить
2

На GOG, кстати, продаются отличные билды первой и второй игры. обе ставятся без бубна, и без затупов работают на современных машинах:
https://www.gog.com/game/warcraft_bundle

Ответить
3

Только мне кажется, что не могут они стоить 700 рублей (600 по скидке). Слишком много для таких старых игр. Можно всю коллекцию игр валв можно купить несколько раз на распродаже за эти деньги.

Ответить
2

600-700 рублей - это не цена за две прекрасных игры из детства, с которыми не надо ничего шаманить для запуска.
Какой-нибудь DLC к Stellaris и то дороже встанет.

Ответить
1

Так у меня и первая HL тоже игра из детства. Или денди. Сколько там игр на NES mini с учётом того, что это ещё и железка?

Ответить
0

Без озвучки от СПК - не то пальто.

Ответить
2

волшебная была игра

Ответить
1

Кстати графика очень крутая, не когда бы не подумал что из пары пикселей можно столько выжать

Ответить
3

И это очень хороший пример для нынешних любителей пикселявого инди, которые в силу юного возраста попросту ничего лучшего не видели - оттого и принимают нынешнюю повсеместную халтуру (с редкими исключениями) за первый сорт.

Ответить
0

+1
Добавлю, что когда мы, бумеры, после первого WarCraft приступали ко второму (W2: Tides Of Darkness), его графика вызывала смешанные чувства. 640х480 смотрелось всяко лучше 320х200, но более яркий мультяшный стиль сиквела несколько проигрывал в брутальной суровости тёмному пиксельному оригиналу.

Ответить
1

Играл в 1 часть, каждого юнита передвигал по одному ,:)) соблюдая строй:). Первое знакомство было таким :)).

Была так же демо версия. Warcraft 2 - в Демо версии добывались так же скалы(горы) и носили камни с гор в кузню.
В релизе эту возможность отключили.
Добывались только - золото, лес, нефть.

Ответить
1

В тактическом плане у первого WarCraft была интересная фича, взятая как будто из настольных варгеймов: юниты при своём неторопливом передвижении держали строй. За счёт чего можно было (и нужно) выстраивать ряды пехотинцев, прикрывающих стрелков, как в какой-нибудь походовой Battle Brothers сейчас. Игралось неторопливо, но отличалось от залихватской кучи малы в WarCraft 3, например.

И да, стены. Стены были отличные!

Ответить
–5

Я самый быстрый стрелок на дтф!

Ответить
2

Вы сможете начать новую дуэль через 57 мин.

Ответить
–3

ну почему?

Ответить
0

Патамушта

Ответить
–1

Я самый быстрый стрелок на DTF!

Ответить
1

Ковбойский реестр дуэлей пополнен, skeyven. Осталось дождаться соперника!

Ответить
0

Что не так написано?

Ответить
0

Перепись долбоёбов, что ли?

Ответить
0

Так и есть. Записаться хотел?

Ответить
–1

Нет я

Ответить
0

Toaster шмальнул skeyven в правое плечо (-24 HP). Toaster проверил свои карманы. Действительно. Там стало на $7 больше.

Ответить
0

Какой-то я неудачник в этой игре :)

Ответить
–1

Нет я!

Ответить
0

Поищите новую дуэль. Тут как бы всё уже...

Ответить
0

что то давно я не играл в старые игры

Ответить

Всевозможный Кирилл

0

Спасибо за замечательный ретро-обзор! Рад, что кто-то непредвзято оценил игру. Она и правда была очень неплохой, и я долго привыкал после нее ко второму варкрафту.

Ответить
0

А что уже дата выхода старого нового варика известна?

Ответить
0

Ну пока все еще обещают закончить в 2019-м, так что, возможно, выйдет скоро. Хотя могут и перенести

Ответить
0

Уася, ты найден!

Ответить

Подробный пёс_анон

0

Здания в Warcraft строятся только вдоль дорог – очевидное влияние Dune II, отброшенное в сиквеле. 

Очевидное влияние Caesar.
Трудновато реализовать концепцию единственного Town Hall и нескольких шахт, когда шахты могут находиться на разных островах. Потому и отказались от ключевого здания  и дорог вокруг него.

Что меня всегда удивляло дак это разница в портретах и модельках пехотинцев и рыцарей.

Ответить
0

Насколько я знаю, дороги еще во времена разработки первого вара были спорной темой — многим они уже тогда не нравились, и это была одна из первых фич, от которых они отказались.
А что Вас смущает в портретах (не совсем понял)?

Ответить

Подробный пёс_анон

Major
0

А что Вас смущает в портретах

То, что на портретах у нас шлемы без забрала. Рыцарь вообще выглядит как Илья Муромец с картины "три богатыря", а модельки в типичных топхельмах и латах.

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }