​Эволюция, а не революция: обзор Tales of Arise

Для тех, кто не ждёт от знакомых игр радикальных перемен.

​Эволюция, а не революция: обзор Tales of Arise

Серия Tales — одна из старейших в жанре JRPG (за 26 лет в ней вышло 17 основных игр и ещё больше побочных) и она же одна из самых консервативных. С ней почти всегда точно знаешь, чего ждать, что авторы расскажут и как это всё будет подано. Порой чуть меняется боевая система, появляются новые архетипы персонажей и всё в таком духе — но костяк почти всегда один.

C Tales of Arise та же самая история — в ней сразу же узнаётся новая часть серии, но сделанная красивее и удобнее. И этого, в общем, достаточно, чтобы затянуть на 30 часов.

​Эволюция, а не революция: обзор Tales of Arise

Начинается всё, как обычно, со случайной встречи: есть герой Алфен, добродушный и готовый помогать всем; есть Шион, девушка «с историей», которую Алфен выручает из беды. Он — раб в странной маске, который ничего не помнит о своём прошлом и не чувствует боли. Она — из народа, поработившего людей главного героя, но при этом изгнанница, да ещё и носящая проклятие, из-за которого к ней никто не может прикоснуться.

А дальше будут эпические события, тёмные тайны из прошлого, куча новых знакомых и старых врагов, путешествия к далёким мирам и простая мораль в конце. Если вы играли хоть в одну из частей Tales, то тут почувствуете себя как дома. Герои в меру «штампованные»: Шион, например, несмотря на всю показную силу характера, очень любит поесть; у Алфена обострённое чувство справедливости; паренёк Лау — типичный «боец», который не привык особо сильно думать над чем-то; лидер сопротивления Зефир — квинтэссенция знакомого всем образа наставника.

Вроде бы за такое игры принято ругать, но Tales уже давно пережила такие придирки, а все штампы стали частью стиля — и фанаты, и сами авторы привыкли. Так что вопрос о том, нужно ли серии меняться, скорее философский и заслуживает отдельного обсуждения, сейчас не об этом.

​Эволюция, а не революция: обзор Tales of Arise

Все изменения Tales of Arise — скорее эволюционные, а не революционные. Они отсекают ненужное и доводят знакомое почти до совершенства, но нового по большей части не предлагают.

Главное, что бросается в глаза и чем игру сильнее всего рекламировали — переход на Unreal Engine 4. Последний раз игра более-менее серьёзно «апгрейдилась» ещё в 2011 году с выходом Tales of Xillia, так что технические изменения напрашивались давно.

В графическом плане Arise выглядит отлично (с поправкой на то, что это не AAA-игра, и JRPG с таким уровнем картинки легко могла выйти на заре PS4): у героев теперь неплохая анимация, эффекты частиц используются вовсю, на уровнях куда больше деталей. Традиционные для Tales побочные диалоги, которые раньше были сделаны в стиле «говорящих голов» почти без анимации, теперь выполнены как анимированные комиксы — это вносит разнообразие.

​Эволюция, а не революция: обзор Tales of Arise

Плюс, постановка катсцен стала куда круче: временами их даже приятнее смотреть, чем аниме-сегменты, за которые в этот раз вновь отвечала студия ufotable. Ну и арт-дирекшен тоже выручает и помогает сгладить недостатки. Если игры серии будут так выглядеть в ближайшие 10 лет (а они наверняка будут), то это не самый плохой вариант.

В остальном же, как я уже писал, игра стала просто-напросто удобнее: например, система экипировки была упрощена, теперь в ней есть только броня, оружие и аксессуар (в той же Berseria, если помните, слотов под предметы было шесть). Причём мечи и прочее больше не нужно прокачивать, чтобы открыть ту или иную способность. Просто находите/покупаете/куёте новое, надеваете, старое продаёте. Единственное, прокачивать можно аксессуары, но это просто и делается одной кнопкой.

​Эволюция, а не революция: обзор Tales of Arise

Боевая система в своей основе не поменялась: сражения, как обычно, ведутся на круглой арене в реальном времени, у героев есть обычные атаки и «магия», которая тут называется арты. Но исполнение атак и комбо теперь проще: три арта висят на кнопках икс, квадрат и треугольник (речь про PS5), ещё три можно активировать теми же кнопками, если зажать L2. При этом если арт выполнен в воздухе, то он уже будет совсем другим. Так что больше не нужно долго настраивать комбо-арты, как в той же Berseria, а потом запоминать их.

Чтобы не было слишком просто, в Arise есть система, которая делает арты менее эффективными, если вы используете их много раз подряд — это вынуждает переключаться и строить комбо из разных ударов. Плюс, тут теперь куда более удобная система уворота: по нажатию на R2 герой моментально уклоняется от удара кувырком.

Ролик получился бледноватым из-за HDR, не обращайте внимания

Всё вышеупомянутое не только делает бои менее замороченными, но и куда более динамичными. Явно виден перекос в сторону экшена, и это, как мне кажется, большой плюс — в итоге даже простые сражения ради гринда опыта всегда ощущаются весело. А на экране порой происходит настоящее безумие из спецэффектов (на финальных этапах даже бывает сложно разобрать, кто кого бьёт, но к этому моменту дерёшься уже на чистых рефлексах).

Среди фишек Arise — система буст-ударов у напарников. Всего в бою может быть четыре человека, а в партии их шесть. Но даже двое оставшихся могут помочь. У каждого из героев есть свой особый удар, который привязан к одной из стрелок на геймпаде (два оставшихся, соответственно, вызываются дополнительно нажатием L2) — и эти удары составляют важную часть всей боёвки.

Например, Алфен своей огненной атакой хорошо оглушает противника, Шион из винтовки наносит повышенный урон летающим существам, Лау пробивает броню, Кисара щитом блокирует атаку противника и ненадолго повышает всем защиту, а Ринвел может украсть атаку у врага, который кастует магию, и использовать её потом.

​Эволюция, а не революция: обзор Tales of Arise

Вдобавок к этому, каждый герой может входить, условно, в состояние берсерка, когда за арты у него не отнимают очки действия (они в любом случае восстанавливаются быстро, но порой их нехватка может сломать вам комбо) с последующим суперударом. Ну а если вам удалось провести по противнику длинное комбо, то игра даст нанести супермегаудар, в котором поучаствуют сразу два героя. Звучит, быть может, чуть наворочено, но на деле играется элементарно и очень динамично.

Немного поменялась система лечения. Теперь в всего отряда есть одна шкала Cure Points (CP) на всех — они отвечают за то, сколько раз вы можете подлечиться. Закончатся — и напарники больше не смогут кастовать воскрешающие и лечащие заклинания, так что придётся переходить на стандартные аптечки. Восстановить CP в бою или во время исследования можно с помощью специальных гелей.

Прокачка в этот раз устроена с помощью вот таких групп пассивных и активных способностей. Каждая из них открывается либо по сюжету, либо при выполнении условий (например, при проведении 50 суперударов). За заполнение каждой группы дают бонусы
Прокачка в этот раз устроена с помощью вот таких групп пассивных и активных способностей. Каждая из них открывается либо по сюжету, либо при выполнении условий (например, при проведении 50 суперударов). За заполнение каждой группы дают бонусы

Интересная мелочь тут в том, что на уровнях есть места, проход к которым можно открыть только потратив те самые CP. Например, проход к луту перегородила глыба льда — Алфен может уничтожить её горящим мечом, но придётся потратить драгоценные очки, которые могут пригодиться в бою. Это хоть и довольно элементарная механика «риск-награда», но она порой вносит нужное разнообразие.

Среди других мелочей — возможность прыгать во время исследования локаций (да, понимаю, звучит не очень важно, но для серии это ново), сидеть с напарниками у костра и общаться, готовить блюда (они дают баффы), ловить рыбу в водоёмах и разводить скот на ферме (исключительно ради мяса, подружиться с лошадками и коровками не выйдет).

Единственный по-настоящему сильный минус Tales of Arise напрямую вытекает из её неизменности и постоянности. Речь в данном случае про дизайн локаций и миссий в целом. Если сюжетно игра ещё будет подбрасывать вам твисты и пытаться обмануть ожидания, то устройство здешних уровней приестся за пару часов и дальше будет раздражать всё сильнее и сильнее.

Каждый данж здесь — фактически лабиринт с одним верным путём и несколькими ответвлениями, где лежит лут. Коридоры при этом такие узкие, что разминуться с противниками в большинстве случаев не удастся — а врагами здешние локации забиты. А ещё большинство «боевых» локаций состоит из нескольких этажей. А ещё тут есть бэктрекинг. А ещё ближе к финалу авторы решают, что надо перед каждой второй дверью посадить большущего противника, которого невозможно обойти, а сражение с которым длится 5-10 минут и только тратит ваше время и ресурсы.

​Эволюция, а не революция: обзор Tales of Arise

В результате последнюю четверть игры начинаешь уже чуть ли не домучивать: хочется узнать, что там дальше по сюжету, но тебя раз за разом заставляют зачищать лабиринты. Да, сражения динамичные и фановые, но меру тоже надо знать. Убрать бы лишние 5-10 часов — игра бы только выиграла и была бы ещё насыщеннее. С другой стороны, если вы планируете растянуть прохождение на месяц-другой, а не рашить всё за неделю, как я, то вряд ли даже сочтёте это проблемой.

Если вы давно ждали Tales of Arise, то, вероятно, заранее знали, что получите от игры. Персонажи и элементы сеттинга тут — зачастую архетипичны, основные геймплейные элементы остались по большей части без изменений. Сюжет почти классический, с явно считываемой моралью. Зато выглядит это всё красиво, играется удобно и очень динамично.

Подойдёт ли вам игра, если о серии вы раньше не слышали, а с JRPG вообще на вы? Пожалуй, да, это хороший вариант, если хочется зайти в жанр с чего-то ненапряжного, понятного и в меру красивого.

В любом случае, Tales эволюционировала — и в таком виде, скорее всего, будет с нами ещё лет 10. А потом снова изменится — но чуть-чуть, чтобы сохранить традиции.

Понравилось

  • Боевая система стала динамичнее
  • Сюжет хоть и считывается наперёд, всё же несколько раз удивляет твистами
  • Персонажи обаятельные, даже при всей своей архетипичности
  • Из-за нового движка игра наконец выглядит более-менее современно

Огорчило

  • Дизайн данжей безбожно устарел и быстро начинает раздражать
  • Игру явно стоило сделать на 5-10 часов короче
Tales of Arise выходит 10 сентября на ПК (Steam), PS4, PS5, Xbox One и Series
Tales of Arise выходит 10 сентября на ПК (Steam), PS4, PS5, Xbox One и Series
1616 показов
19K19K открытий
22 репоста
279 комментариев

Может окажусь в меньшинстве, но как же мне нравится это сочетание реализма и анимешности.

Ответить

Этот новый watercolor anime фильтр как они его назвали просто находка для серии, имхо, очень освежило картинку и при этом не ударилось полностью ни в реализм ни в крайнюю аниме стилистику.

Ответить

Нет конечно, ты в большинстве. Такой стиль старается совместить лучшее из обоих стилей, результат реально хорош

Ответить

Может окажусь в меньшинствеВсе фанаты финалки сейчас дико недоумевают

Ответить

Бодрячком

Ответить

Никогда не играл в данную серию. Попробовать что ли

Ответить

Ровняться на оценки журношлюшек и метактитика в целом ну такое себе.

С первыми то понятно, мелкие шавочки боятся рот открыть и сказать что то, что может показаться провокационным для издателя, но тут еще ладно, микро правду еще можно найти в  их отзывах.

А вот со вторым совсем все плохо, прогнуть самую популярную платформу раком и пропихнуть туда функцию запрета оценок в первые дни релиза игры, лишь ради одной игры сони, такого зашкварища еще поискать нужно.

Ответить