Темное солнце обскурантизма. Или почему у нас больше никогда не будет хороших вещей

Обложка основной книги правил Джеральд Бром
Обложка основной книги правил Джеральд Бром

Помните ли вы, мои любезные читатели, такой AD&D сеттинг как Dark Sun? Иссушенный мир под безжалостным красным светом умирающей звезды. Магический постапокалипсис, города-государства и дикарские пустынные племена, зиккураты и гладиаторские арены, костяные копья и древняя, убивающая саму жизнь вокруг, магия королей-чародеев, халфлинги-каннибалы, лысые дварфы и бродячие эльфы...

Возможно, вы играли в великолепные CRPG по этому сеттингу (Dark Sun: Shattered Lands и Dark Sun: Wake of the Ravager). Возможно, читали художественную литературу, которая печаталась и на русском в 90-х. Возможно, водили по нему за игровым столом. Возможно, просто слышали о нем или читали книги правил. Как и многие интересные сеттинги, он был убит в третьей редакции, когда Wizards of the Coast, купившие разорившуюся TSR, решили сократить издержки на "непопулярные" сеттинги и устранить все преграды на пути простого мимокрокодила, который внезапно, по велению левой пятки, решил поиграть в D&D и не хочет утруждать себя формулами, с которыми справился бы и пятиклассник, вроде расчета вероятности попадания через THAC0 и "отрицательный" AC, или забивать голову разницей между квазиэлементальными и параэлементальными планами Planescape.

В четвертой редакции сеттинг решили возродить, но, как и большинство таких попыток, нерешительно и "на полшишечки". Во многом это было связано с тем, что в одну книгу правил попытались впихнуть весь мир, который был описан в целой серии мануалов, дополнений и приключений. Достаточно сказать, что описание города Тира превратилось из ста шести страниц в девять. К тому же, первым делом были сокращены все возможные лирические отступления, вводящие в настроение Атаса, мира Dark Sun, и дающие важную информацию о нем, написанные от лица самих жителей. Зато, как всегда бывало в третьей и четвертой редакции, были добавлены десятки страниц удивительных и уникальных способностей для игроков. Потому что водиться простым магом или файтером — это скучно и для задротов, наверное. Как и похожая попытка воскресить элементы Planescape (отбросив, например, Кровавую войну), получилось "ни вашим, ни нашим". Так что в пятой редакции сеттинг опять похоронили.

Корабли пустыни. City by the Silt Sea
Корабли пустыни. City by the Silt Sea

Периодически сеттинг пытались воскресить энтузиасты (причем еще начиная с третьей редакции). Вот недавно опять небольшая группа Burning Star (хе!) Games вышла на Кикстартер со своим вдохновленным (иногда до полной идентичности) Dark Sun проектом — Red Dawn: Into the Dawnlands, использующим правила пятой редакции D&D.

Темное солнце обскурантизма. Или почему у нас больше никогда не будет хороших вещей

Хорошо? "Хорошо!" — ответите вы, и будете абсолютно правы. Но авторы имели неосторожность использовать словосочетание "slave races" и вообще посмели скопировать отношение к расизму и рабству из Dark Sun. Про это прознали те, кого я называю usual suspects. Кто это такие? Посмотрите на картинку, и все вопросы пропадут.

Fucking white male угнетает гордых воинов социальной справедливости
Fucking white male угнетает гордых воинов социальной справедливости

Так что теперь, вслед за вот такими пасквилями все упоминания "slave races" исчезли. Пока что из Кикстартера. Будут ли они удалены из игры — неизвестно. И что еще пропадет теперь из игры — тоже. Просто вглядитесь в добавленное предисловие к новостной статье выше.

Когда эта статья была опубликована впервые, мы не осознавали биологический эссенциализм и расизм, присутствующий и в Dark Sun, и в Red Dawn, особенно то, как в данных играх представлено рабство. Dicebreaker абсолютно не поддерживает эти взгляды или любой продукт, содержащий их. Мы просим прощения за любой вред, причиненный этой статьей, и готовы признать любые такие проблемные элементы в наших будущих работах.

Dicebreaker, Главный кидатель кубиков на извинения

Ну что, вы ощутили вкус сои? Почему же это настолько смешно? Какие такие элементы сеттинга так не понравились цветоволосому воинству? Давайте же посмотрим, какая же крамола присутствует в AD&D сеттинге из начала 90-х.

Атас — мир упадка, мир победившего варварства, где последние оплоты цивилизации — города, в которых правят тираны-волшебники, опирающиеся на своих чиновников-темпларов. Авторы постоянно отсылают и к классическому Sword&Sorcery, и к истории Древнего Мира, особенно Месопотамии и Передней Азии. Именно поэтому один из городов называется "Урик", а другой — "Тир" и в нем возвышается зиккурат.

Карта Тира. Зиккурат местного короля-чародея (убитого в книгах) — N34
Карта Тира. Зиккурат местного короля-чародея (убитого в книгах) — N34

Неудивительно, что вслед за источниками вдохновения, в Атасе царит рабовладельческий строй, безжалостность, и, в отдельных городах, декаданс и упадок. Это мир, где множество рабов каждый день умирают на гладиаторских аренах, где эльфы-кочевники выживают в пустыне, облапошивая соседние народы, каждый раз рискуя оказаться в петле, мир где простой стальной меч — сокровище благородного дома и великая ценность. Где большинство жителей никогда не видело растущее дерево, лишь горсточка долгоживущих существ помнит, что такое море, а проходивший мимо маг, всего-то решив зажечь костер из навоза гигантских тягловых мекилотов, превращает цветущий оазис в островок увядания и смерти. Мир, где жизнь часто стоит дешевле, чем фляжка с водой.

Сознавали ли его авторы, что в их мире есть расизм, когда писали про вороватых эльфов, каннибалов-халфлингов, и что полуэльфов не любят и люди, и эльфы? Последние, например, выгоняют мать такого ребенка из племени, почти наверняка обрекая на смерть. В Dark Sun есть и расизм, и рабство. Как были они в Древнем мире. Как есть они и в современном.

Эльф из Dark Sun Campaign Set
Эльф из Dark Sun Campaign Set

Но неужели они его поддерживали? Nig... tiger, please! Весь сеттинг пропитан духом сочувствия к угнетенным. Множество официальных приключений начиналось с того, что ваша партия бежала из рабства. Описание расистского отношения к эльфам и другим демихьюманам и геноцидальные походы будущих королей-чародеев периодически сопровождались в манулах длинными, почти морализаторскими пассажами. Хотя теоретически никто не мешал вам накидать партию из темпларов и дефайлеров (маг, пользующийся при колдовстве жизненной силой растений, основная причина того, что Атас — мертвый мир) и пойти торговать рабами, само собой разумелось, что вы не будете это делать, если вы не крейзилунисты.

Упомянутые "slave races", например, это расы, специально выведенные как рабы. Мулы (гибрид дварфа и человека, гладиаторы и рабочие) и полугиганты (из которых часто состоят армии королей-чародеев). Одного мула вы, наверняка, знаете:

Да, вот этот парень
Да, вот этот парень

Минск неспроста лысый. Это настольный персонаж из Dark Sun кампании одного из создателей BG. Ужасный расистский сеттинг, который почти подталкивал вас играть рабами.

Просто откройте дополнение Slave Tribes и вчитайтесь:

От диких земель за горами, до Моря ила и дальше — мой мир это бледная. сухая шелуха, бледнеющее воспоминание о совсем непохожем месте, которое даже представить могут немногие. Когда-то, говорят, воды было так много, что она покрывала землю, как сейчас это делает песок. Так много воды! Как бы это было, никогда не испытывать жажды? Даже в мечтах я не смогу вообразить такое, и бессмысленно желать о том, что никогда не вернется.

Но Атас гнетет и другой вид жажды, и, может быть, существует способ погасить этот бушующий огонь. Я постепенно узнал об этой жажде в ходе порученных мне штудий. И, как другие виды жажды на Атасе, я тоже начал алкать ее. Эта жажда сжигает Атас в гладиаторских аренах Дража и каменоломнях Урика. Это жажда свободы, каждый раб на свете желает испытать ее холодный, сладкий вкус. Сколько умерло, ради пары капель этой драгоценной влаги? Сколько умрет еще, чтобы смочить пересохшие губы Атаса?

Поймите меня правильно, обычай держать рабов появился гораздо раньше, чем ты или я родились на этих жарких, ветренных равнинах. Я не уверен что города выживут без сильных рук и крепких спин рабов: людей, дварфов, мулов. И без городов, сможет ли Атас сам продолжить свою полужизнь, за которую он так упрямо цепляется?

И в то же время мы не можем притвориться, что жажда свободы не существует, ведь иногда и в определенных местах она горит жарче полуденного солнца. Некоторые считают, что эта жажда подожгет весь Атас, вынудив королей-чародеев и рабовладельцев потушить огонь путем дарования свободы всем рабам. Я считаю, что это только мечты, но возможно эт именно то, что нужно нашему миру, когда его гнетет так много видов неутолимой жажды.

Похоже ли это на то, чем пытаются выставить usual suspects Dark Sun? Нет. Но согласно последним веяниям, упоминать что-то — это поддерживать ту или иную вещь. Да, реалистичное отображение рабства, без попытки его оправдания, в игре — это ужасно. Нужно пойти дальше. Если ты истребляешь в настолке крыс и бандитов — ты убийца.

Обвинение в биологическом эссенциализме особенно смешно, когда мы вспоминаем, что мы говорим о настолке с, буквально, разными расами со своей биологией, культурой и психологией, выражаемые и через абзацы текста мануалов, и через элаймент, и через плюсы и минусы к статам. Я когда-то писал, что для того чтобы сейчас прослыть расистом, достаточно просто признавать существование рас. Так что все настолки, кроме тех, где действующие лица — неоформленные комки слизи, должны быть забанены.

Так что, друзья мои, когда вас в очередной раз будут говорить, что SJW и отмены никак не влияют на игры — рассмейтесь им в лицо. В текущем политическом климате вы никогда не увидите игру про группу рабов, что сбегают и объединяют деревни в попытке остановить армию местного короля-чародея. Да и вряд ли вы сможете ответить вновь на вопрос, что же изменит природу человека.

Лучше запустите Dark Sun, скачайте и прочитайте Wanderer's Journal, насладитесь этим умирающим миром. Может быть, соберитесь с друзьями и поиграйтесь. Потому что только так он и может существовать — как муха в янтаре второй редакции и DOS-игр. На прощание, я хочу вам подарить две страницы из вышеупомянутого "Дневника странника".

Темное солнце обскурантизма. Или почему у нас больше никогда не будет хороших вещей
Темное солнце обскурантизма. Или почему у нас больше никогда не будет хороших вещей
176176 показов
15K15K открытий
66 репостов
348 комментариев

 Или почему у нас больше никогда не будет хороших вещейА у меня есть - я вот котлетку с гречкой и рагу с овощами ем.

Ответить

Скоро будешь есть котлетку из мучных червей, это экологично. И гречки не будет.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мерзость какая! Фу! Отдай собаке! А лучше зарой чтобы ни одна животина не траванулась. - в этом мире все субьективно! В том числе ты с твоми источниками питания и жизневыделения. Последнее опарыши очень любят.

Ответить

К слову. Я прочитал статью и понял что автор, великовозрастный задротище дрочащий вприсядку на рпг всех мастей.
....
..
Предлагаю дружить домами. Или даже семьями.

Ответить

К слову. Я прочитал статью и понял что автор, великовозрастный задротище дрочащий вприсядку на рпг всех мастей.

Ты только сейчас это понял? Ну ты и соня.

Ответить

Как же меня удивляет неспособность людей принять другие миры, культуру и, собственно, людей, особенно когда это всё вымышленно и написано явно не просто так.
Но нет, надо же своими лапищами поганить попытки в правдоподобный мрачный сеттинг
(╯°□°)╯︵ ┻━┻

Ответить