Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

От серьезных космических баталий до летающих в пространстве хот-догов.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

…Дядя мой – игроман, как было принято говорить раньше. Когда я к нему в детстве приезжал в гости, он сажал меня за свое кресло, врубал какие-нибудь игрульки и я часа на два-три растворялся. Все его дискеты и диски побывали и в моем доме, потому что других способов найти игры в 99 году для меня тогда не существовало. Это уже немногим позже мы с отцом будем гонять на Горбушку, пробираясь сквозь бесчисленные стойки с dvd-фильмами, невероятно дорогими виниловыми пластинками и, конечно, отживающими свое аудио и видео кассетами, пытаясь найти какой-нибудь квест и что-то для меня. А тогда особо выбора не было – у соседей есть фильм «Три икса»? Значит сегодня смотрим на Вина Дизеля.

Моими фаворитами в то время были Fifa-2000, пк-шный Donkey Kong 2, Commander Keen и прочие. Сам жанр вертикальных скроллеров казался чем-то даже архаичным. Не было у меня на денди ни Zanac’а, ни Star Force, а Galaxian (некоторые элементы которого есть в Tyrian) был скучноват, ввиду отсутствия сюжета, скудного разнообразия врагов и какого-либо удовольствия от происходящего на экране. Ну серьезно, сидишь да лупишь НЛО, и ждешь пока прилетит фиолетовая скотина и влупится в тебя.

Tyrian же был отдушиной, и такой игрой, как сейчас принято называть easy to learn, hard to master, но дело не совсем в сложности, хотя и она тогда давала жару: в 90-ых я не знал английского на том уровне, чтобы понимать весь сценарий игры и просто задумки, например, почему разные корабли соединяются в одно целое и атакуют меня? Что за летающие, рогатые козлы в атмосфере планет (да, тематика такого sci-fi для меня тогда была загадкой) ? Гигеровские уродцы, мозги в космосе, оружие хот-дог… и при этом нормальное серьезное начало, где обычный пилот пытается спасти свою шкуру, удрав с планеты… С каждой партией в игру вопросов становилось только больше. И вот сейчас я решил разобраться и немного повспоминать, а что это вообще было?

Летающий, рогатый козел — думал я в начале статейки
Летающий, рогатый козел — думал я в начале статейки

Краткое введение

В далеком уже 1995 году собралась компания энтузиастов из нескольких человек. Назвали они себя Eclipse Productions и пошли стругать своего первого Буратину, нахватавшись разных фич из других подобных игр. И надо сказать, что очень удачно в каком-то смысле – последующая их реинкарнация в виде World Tree Games вообще по сути ничего не создала, так и оставшись компанией с одним хитом в кармане.

Дергали они изо всех возможных источников – Дюна, уже упоминавшиеся Star Force и Zanac, Звездные Войны (а именно тема с лицом пилота в корабле, например) и тд. В итоге собрали своего павлина из разных перьев и подумали: «А как издавать-то будем?» Издавать решили «шароварами», то бишь shareware, но с одним маленьким условием – версия игры была только с первым актом, а на остальные два надо было задонатить. Решение это может и было в корне неверное, но тогда не было стимов, хакеры были злее, а покупать что-либо в интернете, наверняка было дурным тоном.

Я тогда упарывался рестлингом по ТНТ, и как-то в гостях попал в сеть интернет. Решил зайти на единственный сайт который знал – wcw.com, а там плашка: заплати два бакса и сможешь посмотреть на Халка Хогана и Стинга. Я, конечно, позвал маму и попросил два доллара, на что получил, вероятно, самый быстрый посыл в пешее путешествие в неизведанный ранее маршрут. Вот так у нас относились к покупкам в интернете.

Платная версия tyrian мне не попадалась. У меня все акты были открыты сразу, позволяя выбирать самому куда лететь (тем более в режиме аркады). А потом где-то в Америке Тим Суини почуял запах денег… И Epic games, поглядев на уже тогда готовый набор уровней, решилась полностью издать игру.

Чувствуется рука мастера
Чувствуется рука мастера

Чуть позже я нашел один интересный факт: в полном апдейте игры под версией 3.0 в игру добавили говорящую голову героя планировавшейся игры Pretzel Pete, который буквально зазывает вас попробовать новое творение. А еще программисты добавили фургон этого самого Пита, как скин для вашего корабля.

Крендель Пит
Крендель Пит

Но весь прикол в том, что эта игра про доставщика хлебобулочных изделий так никогда и не вышла. Разработчиком была не Epic Games, как вы могли подумать, а второй издатель Tyrian – XSIV games. Получается, что парни из XSIV поняв, что такой крупный издатель (по сравнению с ними) занимается игрушкой про космические приключения, решили срубить немного бабок. К сожалению, они не преуспели ни в чем, так и оставшись в истории видеоигр просто издателем Tyrian.

Но интернет все помнит – я нашел демку Pretzel Pete.

Сюжет игры: Пит работает на фабрике по производству кренделей и сегодня у него важное задание – организаторы бейсбольного матча заказали здоровенную партию хлебобулочных. Его антагонист Пекарь Боб – зловещий завистник фабрики. Его мечта – захватить мир. Он начиняет свои голубцы, то есть кренделя магическими силами. От этого они оживают, начинают прыгать по городу и превращать ни в чем не повинных граждан в куски теста. Боб собирает эти куски теста и рожает новых злых крендельков, превращая весь мир в водоворот выпечки. Пит обязан поймать всех миньонов Боба, чтобы матч не прошел насмарку.

В демо доступен только один уровень, да и то недоделанный: графика напоминает Little big adventure 2; усиления, валяющиеся на дорогах уровня, в большинстве своем никак не влияют на игру; претцели вылезают из невидимых блоков сбоку уровня, поэтому иногда можно 5 минут ездить и не встретить ни одного, а иногда сразу 3 и все в одном месте. Я прошел уровень где-то за 2 минуты, думаю, ребенку понадобится чуть больше времени.

Прохождение демо-уровня

Стало понятно, почему от игры отказались в конце 90-х – в тот же год выходили, например, Unreal tournament, GTA 2, Quake 3 и другие вехи.

Но меня не успокаивал факт того, что компания XSIV games распалась сразу после выпуска Tyrian 2000 (которую они успешно монетизировали и на своем сайте, также как эпики, продавали ее за 20 баксов). Я немного порылся в интернете – оказалось, что XSIV games это одно из многих подразделений компании Stealth productions, а их генеральный директор Кристофер В. Бэнкстон весьма значимая персона видеоигр 90х. Он успел поработать продюсером в Accolade, потом переметнулся в стан врагов к Sega, а после решил построить свой «лунапарк».

Stealth production официально развалилась в 2003-ем году, так и не найдя финансов на выпуск Tyrian на GBA. Зато сами разрабы, к тому времени уже переименовавшиеся в World Tree Games, выпустят игру на геймбое бесплатно в 2007-ом.

Сам Бэнкстон после этого отойдет от продюсирования игр и займется документалками и рекламой под руководством Vista international.

Один из док фильмов, который он спродюсирует, расскажет об изнасилованиях в Зимбабве, где многие мужчины до сих пор считают, что кровь девственницы может вылечить их от СПИДа. Фильм получил множество премий. Почитать о нем можно здесь.

Но были и еще талантливые люди, поучаствовавшие в создании Tyrian. Например, Александр Брэндон. Он был главным композитором игры, а также выполнял функции сценариста. Позже Эпики предложат ему поработать над музыкой в Unreal Tournament, а там было рукой подать до Deus Ex, Thief и Wasteland 2.

Интермедия закончилась, теперь про саму игру.

Лучшие фишки

  • Кастомизация. 80 видов оружия на любой вкус. Оружие делится на 4 вида – переднее, заднее, боковое и специальный слот. Переднее и заднее оружие можно улучшить до 11 уровня, и эти улучшения реально заметно влияют на процесс. 1-ый уровень пулемета стреляет всего двумя патронами, 2-ой уже 4, на 3-ем патроны летят кучнее и тд. Что-то стреляет прямо, позволяя сконцентрироваться на одном сильном враге, другое оружие может стрелять в пол-экрана, сбивая несколько маленьких врагов одновременно. Подходить к каждой миссии можно и нужно с умом.
  • Баллы. За каждое убийство врага даются очки, которые можно потратить на улучшения. Единственное отличие в том, что их не нужно гриндить, они остаются с вами навсегда — потратив их на апгрейд для одного оружия, всегда можно респекнуться на другое бесплатно.
  • Графика. Для 95-го года вполне себе для своего жанра. Если первые уровни какие-то коричневатые, враги тоже темной цветовой палитры, то ближе к середине игры весь экран загорается разноцветными огоньками. То зеленые соник-вейвы, то ракеты, с ревом вырывающиеся из своего "гнезда", потом хот-доги, зика-лазеры и другое.
  • Боссы. В игре действует схема «сначала уровень, потом босс». И почти каждый босс очень прикольно сделан и подобран. Кого-то можно втупую заковырять, даже особо не уворачиваясь, а другие устроят такой буллет хелл, что потратишь все жизни, которые копил в аркадном режиме.

Из мелкого еще можно отметить щит, который блокирует попадания по кораблю, в отличии от других представителей жанра, где один удар = смерть; возможное управление с мышью, что реально было круто в 90-е, потому что позволяло удобнее маневрировать (правда не мне, я по старинке играю на клаве во все, даже в капхед); аркадный режим, позволявший наплевать на все условности, подбирая рандомное оружие и пуша акт за актом.

Сюжет в игре подается через голо-кубы. Они разбросаны по уровню в разных местах: иногда во враге, иногда в каком-то строении. Каждый куб дает новую инфу по следующему уровню, крупицами подкармливая игрока историей, которая здесь довольно интересна. Ею мы и займемся в прохождении наконец-то, спустя 20 с чем-то лет.

Прохождение

Краткий сюжет: Год 20301. Трент Хокинз – пилот-терраформист. Его работа заключается в освоении планет, готовых к заселению людьми/инопланетянами. Однажды Тренту выпадает миссия от компании Microsol (да, отсылка на Microsoft) разведать планету Тириан. Прилетев туда пилот офигевает – вся планета патрулируется кораблями, в воздухе летают гигантские платформы с плазменными орудиями, а люди денно и нощно добывают руду с поверхности.

Эта руда – гравитий. Она позволяет создавать плавучие платформы, на которые не действует сила притяжения. С такими возможностями Microsol может куда кучнее застраивать планеты и снабжать их собственными вооруженными формированиями. Гравитий – большой секрет для всей галактики, и по сути никто не должен знать о нем.

Наш друг ящер Бьюс присылает нам предсмертную записку, обвиняя Microsol во всех смертных грехах и раскрывая нам тайну гравития. Теперь становится понятно, что на эту миссию Трента вызвали не просто так, ведь гига-корпорация хотела убить пилота прямо на Тириане, чтобы не предать огласке тайны, хранящиеся на ней.

Одновременно с этим мама Хокинза пишет нам СМС, что с ними все хорошо: комнату Трента они не трогали с его отъезда, папа в маразм не ударился и постоянно вспоминает свои славные деньки на планете Савара, а недавно ему предложили работу и обоих родителей вызывают на финальное собеседование в Microsol…

Акт первый. Побег

Tyrian

Оказывается, что в системе Тириана полно драгоценных металлов. Не покладая рук могучие шахтеры из Microsol дробят планету и близлежащие космические объекты своими длинными и массивными бурами, добывая тонны металла для постройки новых армад кораблей своего военного флота. Трент чудом оказался здесь, и теперь ему нужно сбежать.

Враги здесь несложные, сам уровень тоже, пожалуй, единственное место, где можно убиться, это где вылезают здоровенные шипы в пол-экрана.

Те самые шипы
Те самые шипы

После шипов сзади нашего корабля пролетит какой-то красный жук-олень, который против того, чтобы мы покидали Тириан. Паттерны атак у него очень легкие — сначала летит вперед, потом вправо, потом обязательно налево. Во все эти моменты он выпускает маленькие снаряды, летящие по экрану. Сначала нужно разбить оба рога, а потом уже дело за корпусом.

Жук-олень
Жук-олень

В одном из голо-кубов находим информацию, что следующим местом назначения должна стать планета Савара — по слухам, именно там последний раз были замечены наши родители, но их координаты по GPS затерялись на поверхности. Однако путь туда преграждает астероидная гряда, пролететь которую под силу не всем.

Asteroid

Помимо самих астероидов, норовящих попасть прямо в мой корабль, здесь также есть и враги, заботливо расставленные корпорацией Microsol. За большие разбитые камни дают достаточно много очков, поэтому уровень вполне подходит для фарма. В конце даже есть мини-босс, стреляющий ракетами и защищающийся красными блоками.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Разбомбив босса, направляемся прямиком к Саваре, чтобы узнать судьбу родителей.

Савара

Родителей в живых уже нет, впрочем, выясняются новые подробности мерзких делишек корпорации. Гравитий добывается в промышленных масштабах, двести тысяч кораблей готовы, еще миллион на подходе, а жители галактики в панике пытаются сбежать. Уровень наполнен боевыми самолетами и дирижаблями, а босс делится на сегменты, и пускает красные ракеты, выстраивающиеся в линии.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

После победой над боссом выясняется, что существует и противник Microsol, который весьма не рад тому, что компания начинает потихоньку овладевать всей звездной системой, подминая под себя правительство. Gencore — альянс так называемой оппозиции связывается с Трентом и предлагает ему миссию, по результатам которой будет понятно, смогут ли они сработаться вместе.

Нам пишет сообщение сам канцлер Альянса Трэнсон Лок. Старичок уверен, что мы круче самого По Дэмерона, а такой пилот не должен оставаться в галактике без присмотра.

— Ты лучший, Трент Хокинз! 
— Ты лучший, Трент Хокинз! 

Он предлагает нам отправиться на Делиани — планету альянса, которая сверху донизу заполнена патрульными кораблями Microsol. Делать нечего, придется лететь.

Делиани

Старый пес не обманул, ведь врагов здесь и правда навалом. Зеленые горизонтальные корабли, выпускающие сразу по две «пули», зеркала с желтыми плазменными шарами, и многие другие, но запомнится и босс, у которого вместо фонаря кабины то ли яйца, то ли почки, то ли баклажаны, а защищают его три шара, светящихся зеленым светом.

Два шара уже были убиты
Два шара уже были убиты

Миссия успешно выполнена и Трэнсон в своем очередном сообщении не стесняется всевозможных комплиментов. Но не время слушать лесть — на Саваре происходит пиздец. Какой-то умник по имени Lord ZZT применил гравитационное оружие на планете. Уровень моря в секунду поднялся на сотню метров, и главные промышленные города оказались в огромной опасности. Император Савары Молочный Палец просит помощи у Трента. У нас есть всего пять часов, чтобы долететь до бедной планеты.

Молочный Палец собственной персоной
Молочный Палец собственной персоной

Опять Савара

Савару действительно затопило, а «Тирета» у них не оказалось. Разбиваем орды военных самолетов, собираем монетки на прокачку корабля, провожаем взглядом несбиваемые вражеские снаряды. Lord ZZT летает на бронированном дирижабле, и стреляет лазерами с золотым отливом. Был попущен сразу, как только броня на его аппарате была деактивирована. Причем им самим.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Трэнсон вновь нас нахваливает и снаряжает на еще более опасную миссию — выкрасть гравитий с Тириана. Задача на несколько уровней сложнее, чем была, но с помощью этой руды альянс Gencore сможет начать разработки собственного убер-оружия.

Вновь Тириан

Кризис идей? Как бы не так — это возвращение особенное, ведь Тириан теперь покрыт лавой. Враги всё те же, что и были в первой миссии, только теперь их натурально орды и они летят со всех сторон. А боссом опять будет жук-олень, только теперь с большим количеством хп и лазером, бьющим прямо из середины корабля. Разносим его в щепки, крадем кусочек гравития и улетаем на Делиани.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

А вот уже по итогам первого акта начинается легкий сценарный понос — Зинглонский эль украли и все жители звездной системы расстроены. Это алкогольное питье спасает от бытовых проблем не только простых граждан, но и одну расу, которая вообще считает напиток своим «кагором». Народ в бешенстве, никто не знает, кто похитил весь алкоголь, а Трент Хокинз должен вновь помочь всем страждующим. К счастью, это всего лишь бонусные миссии, которые необязательно проходить, поэтому летим на Торм — там живут реликтовые драконы-древа и мы должны понять их секрет, ведь они питаются рудой для постройки космических кораблей.

Акт второй. Предательство

Торм

Там действительно оказываются драконы древа, но они по сути безобидны да и руду жрут простую, не нужную для строительства. Выходит, просто так скатались?

Миролюбивый гигант
Миролюбивый гигант

Но помощник канцлера Трэнсона и по совместительству глава безопасности Gencore не может угомониться — Джави Онукала все еще уверен, что звездная система в которой находится Торм, все еще скрывает какие-то опасности. Не зря же там находится босс, стреляющий зелеными лучами вбок и похожий на патрон?

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Кроме того, нам сообщают, что к борту нашего корабля был прикреплен передатчик, транслировавший все наши передвижения по галактике. Скорее всего это происки Microsol, но подтверждений никаких нет… Новое задание от альянса уже готово — нужно лететь на Гигес, ведь все сигналы исходящие оттуда тревожны.

Гигес

Как понятно из названия, при создании этой планеты ориентировались на творчество Ханса Гигера — биомеханические создания и сам фон будто живые, сошедшие с его работ, плюются снарядами и хотят в буквальном смысле сожрать меня. Босс здесь вообще какая-то ебанина с большой челюстью, чем-то напоминающая сразу и Сарлакка и грабоида…

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Ебанина повержена после 7 попыток — зеленые шары на фото стреляют по очень гадкой траектории, и бьют почти по пол-щита за одно попадание.

После миссии мы получаем письмо от анонима с угрозами — он обещает уничтожить все корабли альянса Gencore, ну и нас конечно тоже. Обливаемся горькими слезами и выбираем новое оружие в хабе.

Астероид Сити

Ничем не примечательный городок становится очередной жертвой Трента, но после того, как мы покидаем его, нам тут же прилетает СМС. Нет, там не предлагают квартиру в новостройке на кредитных условиях… Нам пишет Рид, глава Мендивианского сопротивления. По его словам, жители города хотят мира, а Трент их зачем-то расстрелял. Ну неважно, ведь Рид также говорит, что Джави оказался предателем. Именно он подсунул нам жучок слежения и спутал все козыри в рукаве Gencore. Теперь альянс тоже находится под диктатурой корпорации Microsol, а системы планет Делиани и Савара в огромной опасности — через 10 дней им придет конец, если мы не помешаем планам Джави. Делать нечего, вылетаем в ту сторону.

Пролетев по пути три каких-то безликих уровня, где даже боссов нет, нам пишет сам Джави. Microsol защищает свою станцию Грифон, предназначение которой создавать супер-оружие для флота, предназначенное для уничтожения всех неугодных для корпорации форм жизни. Нас настигает корабль под командованием Джави. Притягивающим лучом нас отправляют в тюрьму на какие-то посадки — то ли клубники у Грудинина, то ли бахчевые у сами знаете кого, но мы находим путь к побегу…

Ботани А

Игра нелинейна, насколько это возможно было для 1995 года — разных концовок тут, естественно, нет, зато игрок может выбирать куда ему дальше лететь. Я выбрал Ботани А, и честно говоря никакой разницы с Ботани Б практически нет, лишь враги другие.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

В конце нас встречает очередной зеленый «патрон», противостоять которому мы уже научились в начале второго акта.

Станция Грифон

Джави предусмотрительно спрятал свою жопу в закромах Microsol, а сам пугает нас — лети на Грифон, отхватишь люлей там от армад наших истребителей. А мы летим, ведомые сюжетом, ведь на Грифоне спрятаны залежи гравития, а заводы ежесекундно выпускают новые пушки, которыми будут снабжены враги. На деле это один из самых легких уровней в игре, где есть даже слепая зона для компьютера — слева ближе к боку экрана не долетает ни один снаряд, а летающие по диагонали зубья туда попросту не достают. В конце нас встречает главный корабль станции, но и он оказывается попущен.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Трент Хокинз оказывается один против всей галактики — Microsol подступает со всех сторон, инженеры Gencore оказываются волками в овечьей шкуре, а близких друзей уже давно нет в живых.

Акт третий. Миссия: Самоубийство

С нами связывается Рид. Он сожалеет о смерти наших родителей, ведь узнал об этом только сейчас. Времени на эмоции нет, ведь флотилия Microsol наступает по всем фронтам. Кусочек гравития, который мы прихватили еще со второй поездки на Тириан, и о котором в сюжете говорят только сейчас, должен помочь ученым Рида, чтобы создать оружие для борьбы с вражескими кораблями. Мы должны разведать, что же творится на базе корпорации на планете Иксмукан — по слухам, именно там базируется большинство врагов, хотящих крови в галактике.

Одновременно с этим нам пишет СМС начальник разбитой станции Грифон. Как и положено врагу он сообщает, что наши дни сочтены, а наш пепел развеят в межзвездном пространстве. Если, конечно, его люди найдут нас.

Иксмукан

На Иксмукане нас ждут плавающие в воздухе платформы и почему-то циркулярные пилы… Кораблей флота здесь практически нет, а главный босс — глыба камня с горящими фонарями. Стреляем в фонари, когда он нам позволяет и спокойно уворачиваемся от его движений.

Вот этот гражданин...
Вот этот гражданин...

Никаких сообщений нет, но Трент понимает, что нужно лететь в Звездные врата, чтобы предотвратить атаку корпорации.

Звездные врата

Здесь обитают пузыри с интеллектом и крабы, ходящие справа налево. Простой уровень, зато сыпят много денег, чтобы улучшить свой корабль. Босс состоит из нескольких простых пузырей, лишь иногда выпускающих молнии.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Люди Рида пишут, что главная сила Microsol сосредоточена на вечномерзлой Каманис. Только Трент может нанести решающий удар, благодаря которому сопротивление начнет атаку по всем известным скоплениям противника в галактике. Кто бы сомневался…

Каманис

Базированный снежный уровень — враги-снежки, снаряды тоже, босс-лягушка.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

После победы над лягушкой, мы получаем еще одно важное сообщение — разведчики Трэнсона Лока, сумевшего удержать Gencore в своих руках, после предательства нескольких членов совета, зафиксировали передвижения армады кораблей под командованием Microsol. Силы не равны, но воевать надо… Лок предлагает Тренту в одиночку убить всю флотилию, а Хокинз ничего не может возразить, ведь у него нет диалогового окна. Ладно, товарищ канцлер, взорвем их.

Флотилия

Куча кораблей летит куда-то по приказу CEO Microsol, и наш маленький кораблик пытается их остановить. Выглядит достаточно комично, учитывая, что мы не наносим им никакого урона, а сами они беспрепятственно летят вперед. Но тут работает та же схема, что и в звездном десанте — достаточно убить головной корабль, чтобы весь флот оказался безжизненной массой железа. Таким образом, Трент все же побеждает и вновь купается в овациях различных граждан всех систем, находящихся в галактике. Трэнсон Лок вручает нам какую-то медаль и дает передохнуть… Правда, ненадолго.

Здоровенные кораблики 
Здоровенные кораблики 

Акт четвертый. Конец судьбы

В этом акте сценаристы немного отдыхали при написании текстов. Нет, очевидной халтуры здесь нет, но, например, первые 6 миссий происходят на одной планете.

Иксмукан

Иксмукан вновь пал жертвой коварных планов Microsol. Разбомбленная флотилия кораблей сильно ударила по планам корпорации по захвату всей галактики, и они нашли новый рычаг давления — теперь у них на повестке дня управление темной энергией, способной мгновенно увеличивать температуру любого звездного тела. Эти инопланетные технологии каким-то образом попали им в руки, и теперь все планеты известных нам систем в полной опасности. Температура Иксмукана на поверхности начинает расти до 100 градусов по Цельсию, поэтому Трент должен посбивать несколько кораблей и понять, что там вообще творится.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Врагов много, люди прячутся в своих домах, а подогретая планета вот-вот коллапсирует и унесет жизни всех своих жителей. Убив всех врагов на поверхности, летим в пещеры, где можно найти путь к ядру. И вот здесь уже начинается халтура гейм-дизайнеров, которым лень было придумывать нормальных боссов. Посмотрите на это произведение искусства.

Творение
Творение

Мало того, что экран зачем-то переворачивается, так еще и босс стал суповым набором из разных кораблей неприятелей… Какая-то статуя свободы, в ней кусок маленького старшипа со смайликом, сверху просто обрезанный гличевый враг… А потом и вовсе вылезает сопля! Настоящая лавовая сопля! Которая умеет стрелять и уворачиваться от выстрелов…

Сопля
Сопля

Прилетев к ядру, Трент находит небольшой компьютер, с помощью которого предотвращает рост температуры. Казалось бы всё, справился, но нет, теперь градусы стали падать слишком резко, и всей планете грозит оледенение. Нужно нажать кнопку на другом компьютере и убить босса-скрепку, чтобы все жители стали жить-поживать, да добра наживать.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Делиани

Мы спасаем бедных иксмуканцев от гибели, но борьба за галактику только началась — теперь в опасности Делиани. Трэнсон Лок плачет и молит нас прилететь и дать пиздюлей Microsol'овскому отребью, терроризирующему "бедную" планетку, где вообще-то находятся все силы альянса Gencore. Ладно, сейчас раздадим.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Теперь на месте босса еще одна статуя свободы, замиксованная с какими-то рядовыми врагами, но теперь ее оберегает куриное сердечко, заботливо берущее на себя весь удар орудий корабля Трента Хокинза.

Дред-Нот

Джави оказывается не погиб при той атаке во втором акте. Предатель жив и возмущен тем фактом, что мы разбомбили весь флот. Где он скрывался непонятно, но теперь он на борту Дредноута, уже дышащего нам в спину. Корабль Джави — это еще большая солянка, сваренная вообще из всех колбас и сарделек в мире. Кроме того, бой с ним самый долгий во всей игре, потому что убивать Дредноут нужно по одному компоненту за раз.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Проблема Джави заключается лишь в том, что к этому моменту игры корабль прокачен почти до максимума, поэтому любой враг отлетает за считанные секунды. Предатель мертв, а сообщение на бортовом компьютере просит нас вернуться на Гигес — там был обнаружен сигнал инопланетян, давших Microsol возможность управлять энергией.

Вновь Гигес

А на Гигесе творится что-то непонятное. На подлете нас ждут губы… Немного куриных сердечек и глаза… Это оборона главного мозга, теперь принимающего стратегические решения за Microsol. Мозг хоть и посылает своих созданий к нам, но все же ждет очной встречи, которую мы ему непременно организуем…

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Мозг защищен плотным квадратом из все тех же куриных сердечек, но даже они не могут противостоять натиску наших орудий.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Мозг побит, сердечки сварены и съедены, Трэнсон Лок в восторге и хочет поставить нам памятник при жизни, а сам Трент уже сыт подвигами и хочет простого отдыха. Пилот принимает решение войти в крио-сон и двинуться на далекую планету Земля, координаты которой он сам нашел в своем компьютере. В крио-сне Тренту чудится, что против него выступает нос… Ведь губ и глаз не хватило, чтобы побить нашего героя.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Акт пятый. Хазудрианский корм

Но поспать Хокинзу не дают хазудрианцы — те самые ящеры, представитель расы которых, был нашим другом. Бьюс хоть и отдал свою жизнь в борьбе с Microsol, но все же его славное имя еще помнят соплеменники. Правда, они особо не настроены дружить — один из них установил на наш корабль бомбу, чтобы шантажировать нас полететь мимо астероидного пояса к шахтерской планете. Вот здесь уже начинается настоящая халтура, ведь враги становятся плохо прорисованными, задники и боссы просто взяты из первого акта, а сама история полностью начинает напоминать фантасмагорию уборщика, севшего за ноут сценариста где-то в субботу, когда никого не было в офисе.

Итак, памятник нам все-таки соорудили, а Хазудрианцы обеспокоены тем, что оставшиеся войска Microsol бомбардируют планеты союзников... Фруктами... Да, настоящими фруктами. То есть разработчик выдумал «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» еще в 1995 году. Ящеры просят нас вернуться на Савару, и там вновь всё повторяется... Враги, боссы, фон...

Сравните сами, как выглядели оппоненты раньше и теперь 
Сравните сами, как выглядели оппоненты раньше и теперь 

А в концовке эпизода просыпается бог Зинглон, эль которого был сворован в заключении первого акта. Он, впрочем, тоже не церемонится с нами и говорит, что такие дожди из фруктов теперь будут во всей галактике, ведь мы его разгневали. Плюем ему в Интерком, и летим к финальному злодею.

Финальный босс — это домик Спанч-Боба. Оставлю это без комментариев.

Просто стреляет бананами
Просто стреляет бананами

Босс повержен, хазудрианцы радуются, Трэнсон Лок в очередной раз в восторге. Теперь-то Трент Хокинз точно может отправиться в законный двухнедельный отпуск, ведь даже Зинглон после разгрома ананаса решает ретироваться. Теперь наш пилот свободен, и вновь пытается достичь Земли, чтобы побарахтаться на каком-нибудь пляже и вспомнить все свои полеты…

Заключение

Сюжет без сомнения неплох для космооперы — здесь нет разве что путешествий во времени, а все остальные компоненты собраны и сбиты плотным комом, который вкусно поглощать. Напоминает мешанину в воке, когда лапша с овощами и курицей полежит немного в картонной упаковке, то потом вся слипается вместе с соусом и начинает быть похожей на квадрат, если ее попытаться высыпать в тарелку.

Но последние акты нехило проседают в каждом аспекте. Музыка хуже, враги и боссы просто реюзаются из начала игры, и только Апа..., то есть ананасик Губки Боба вносит разнообразие. Спорное, естественно, но на безрыбье…

Детские воспоминания остаются теми же — Tyrian и сейчас играется отлично, а проходится максимум за пару часов. Единственная из проверок временем, которая остается непройденной — это сложность. Если начать прокачиваться сразу с первого эпизода, то уже к концу второго Трент будет уничтожать все на своем пути.

В аркадном режиме действительно есть оружие, стреляющее хот-догами, но разрабы могли добавить его и в пятом акте, потому что градус безумия там итак зашкаливает, а кашу маслом не испортишь.

Земля в иллюминаторе или Как я прошел Tyrian 2000

Аркадный режим сейчас покажется и вовсе развлечением лишь для ребенка. Вызова никакого нет, все уровни проходятся фейсроллом.

Теперь я знаю весь сценарий Tyrian, соответственно и вы. За время написания поста я ни разу не заглядывал в Fandom по игре, чтобы не пытаться добавить что-то, что человек и так может прочитать сам, пройдя по ссылке.

Для тех моих 8 подписчиков, что засабались на меня за всё время на dtf, я должен объяснить, почему так долго пропадал.

Помимо основной работы я также занимался написанием своей первой книги. Художественной. Там нет никаких хот-догов и летающих космических кораблей, ведь по сути своей она представляет ситком, перенесенный на бумагу. В ней более 270 сносок, смешных и несмешных отсылок ко всей поп и не только культуре (есть даже отсылка к DTF). О книге я расскажу в ближайшее время — релиз ее намечен на апрель/май этого года. Первый запуск через ЛитРес, дальше будем смотреть по покупкам, отзывам.

Ну и по традиции — на что делать следующий постик?

Следующее прохождение/мысли?
Star Wars Fallen Order
Кряки против плюхов: Футбол
Первые корсары за торговца
Vampire survivors
The Legend of Bum-bo
Прости господи, атомик харт

И помните — чем дольше игра, тем позже выйдет лонг...

4646
18 комментариев

Игра кстати крутая

3
Ответить

Играл в детстве на мониторе с защитным экраном. Ничего не понимал. Спасибо за рассказ.

2
Ответить

у меня тоже такой был! но я убирал, когда никого не было дома

1
Ответить

Один из наиболее примечательных образчиков своего жанра. Сюжет далеко не лучшая часть Tyrian 2000, геймплей сам по себе и изобретательные уровни - вот, что стоит внимания.
Хочу отметить, что мешанина из спрайтов в четвертом акте вызвана каким-то сбойным файлом, и на самом деле у тех боссов, включая многослойный дредноут, есть полноценные спрайты. Мне попадалась такая версия игры в детстве, правда, эпизодов было всего четыре, но недуг был точно такой же. А потом, в версии от GOG, я внезапно обнаружил, что с боссами все в порядке.
Кстати, та шипастая штучка в этой каше из спрайтов - это же боковые руки от первого босса четвертого эпизода.
P.S. А в еще в Tyrian 2000 просто уйма секретов, включая бонусную валюту, уйму секретных уровней, корабль-морковь, доступ к более мощному оружию раньше "официального" и аж три дополнительные сложности. Уже четвёртая заставляет скрипеть зубами при прохождении

2
Ответить

Да, там очень много секретов, но они не дают ничего в сценарном плане.

На харде уже жопа горит, я бы не смог пройти.
Кстати, та шипастая штучкавсегда называл ее статуей свободы)

Ответить

Позже Эпики предложат ему поработать над музыкой в Unreal Tournament, а там было рукой подать до Deus Ex, Thief и Wasteland 2.Александр Брендон ещё с 1995 года писал музыку для Unreal.

1
Ответить

Сорян за спам, дтв подвис и посылал меня нахер, когда я пытался оставить комментарий, и как оказалось, он оставился аж несколько раз

Ответить