реклама
разместить

Метаповествование в OneShot и Hello Charlotte

Метаповествование в OneShot и Hello Charlotte

Метаповествование – способ подачи истории, который использует прямое общение со зрителем. То бишь ломание «четвёртой стены» между произведением и читателем/зрителем/игроком. «Тук-тук Литературный Клуб», «Ты, я и она» «Irisu Syndrome», многочисленные Страшилки.exe и наши сегодняшние пациенты используют метаповествование, без него игры лишились бы своей изюминки или вовсе развалились.

В этом посте я хочу обсудить две похожие в основании и совершенно разные в настроении игры – «Ваншот» и трилогию «Привет, Шарлотта». В обеих сериях мета играет важную роль, составляет костяк сюжета и влияет на развязку. Но имея множество схожих тропов, игры приходят к совершенно разным выводам и концовкам.

Обе игры начинаются с того, что вы – Бог внутриигрового мира, а вам в управление даётся маленький и милый подопечный, которого необходимо холить и лелеять, вести за собой и беречь, как зеницу ока. В «Ваншот» вам выдают юного мессию Нико, а в Приветшарлотте - маленькую девочку, внезапно, Шарлотту.

Взаимодействие подопечных с игроком схоже. Нико и Шарлотта будут советоваться и болтать с вами, говорить о планируемых действиях, смотреть флешбеки. Всячески выказывать вам своё доверие – ведь как можно не доверять Богу? С эмпатией к главным героям у вас проблем не возникнет – именно поэтому смотреть на их страдания будет грустно вдвойне.

И вот мы переходим к самому интересному. В обеих играх задействован необычный приём – игра ломает сама себя. Мир Ваншот и третьей части приветшарлотты саморазрушается, поэтому наша задача – непременно этот мир спасти, не так ли?

А вот тут и раскрываются конфликты и взгляды авторов. Задавая один и тот же вопрос о саморазрушении мира игры, разработчики приходят сами, а вместе с этим приводят игроков, к совершенно противоположным выводам и развязкам.

Обложка DLC к "Привет, Шарлотта"
Обложка DLC к "Привет, Шарлотта"

В Ваншот разрушение мира игры представляют нам как нечто необратимое. Выполнит Нико свой долг мессии или не выполнит, неважно – мир загнётся в любом случае. Или нет?

Главный поворот Ваншот заключается в том, чтобы перезапустить игру, удалив определённый файл. Таким образом вы идёте против исходного кода, обнаруживаете противоречие, разрушающее игру, устраняете его и на самом деле спасаете мир. Миру Ваншот необходим спаситель, потому что он стремиться к жизни.

Всю дорогу нас знакомят с приятными и интересными личностями внутри игры, рассказывают об истории мира и лоре, который нам для понимания сюжета необязателен, но сильно сближает с персонажами. Одна из ключевых тем сюжета заключается в том, чтобы заставить программу, отвечающую за жизнь игры, понять, что абсолютно все персонажи, а не только главный герой – живая часть мира, которых нельзя просто взять и стереть. Полноценно пройти Ваншот и правда можно всего один раз – после концовки главный герой вернётся обратно в свой мир вне игры. А игра, благодаря вам, продолжит жить своей жизнью. Мир больше не будет разрушаться, персонажи продолжат свою жизнь, спасённые игроком и главным героем.

А что же с приветшарлоттой? Первые две части затрагивают немного другие темы, так что я сразу перескочу к третьей – «Конец Детства». В момент введения линии, в которой мы играем за Скарлетт Эйлер, как таковой задачи «спасти мир» перед нами не стоит. Скорее уж «добраться из точки А в точку Б». И после завершения данного квеста нам сообщают, что и спасать-то никого нет нужды! А далее автор начинает с причмокиванием критиковать индустрию развлечений, мол, никому нет дела до души, людям главное зрелище, всё плоско и пресно.

Финал мог бы быть банальным закольцовываем истории, если бы не являлся кубом в кубе. Игра, в которой мы веселились до этого, оказывается неким «каналом» в телеящике. Чтобы прекратить мучения закольцованной главной героини, телеящик надобно разбить. Что мы и делаем в истинной концовке игры. Первую игру мы убиваем собственными руками, из чистого милосердия и желания прервать бесконечную череду страданий полюбившейся героини. Но внешний «куб» всё ещё жив! Ура? Ненадолго.

Уже без вашего спросу, игра решает, что пора бы выйти из-за компа и потрогать траву на улице. Персонажи самостоятельно убивают свою программу, машину, генерирующую новые истории и сюжетные ветки, ведь для них свобода – это прерывание порочного круга завязок, кульминаций и болезненных развязок.

Одинаковая проблема находит разные интерпретации у разных авторов. Мир Ваншот стремиться к жизни, поэтому нуждается в спасении. Приветшарлотта же показывает нам Ад, бесконечный конвейер историй, существующий для развлечения зрителей: спасение этого мира – избавление от концовок и судеб, смерть.

Можно сказать, что герои Ваншот живут свои жизни, а герои приветшарлотты переживают свои сюжетные арки.

Такой подход многое говорит игрокам об авторах. Для кого спасением является жизнь, а кто видит покой только в смерти. Отношение авторов к своим произведениям и взгляд на их мироустройство: кто видит в игроке помощника и заинтересованного участника, а кто считает желания и заинтересованность публики причиной увядания истории.

Интересно также смотреть за взглядом авторов в общем. Кто как понимает своё произведение, кто как видит его мироустройство.

Так одинаковый конфликт при разных подходах раскрывает нам куда больше, чем мораль и концовки. При таком сюжетном повороте и сравнении развязок становится куда яснее, что автор чувствовал и вкладывал в свой проект, какие эмоции он испытывает по поводу его разрушения, какого финала желает для своей истории.

Несмотря на то, что искусство субъективно, мы можем очень чётко отследить мысль и настроение авторов. А что может быть приятнее, чем понять, что тебе хотел донести создатель?

Метаповествование в OneShot и Hello Charlotte

Спасибо за прочтение!

5454
реклама
разместить
26 комментариев

Тук-тук Литературный КлубСердца у тебя нет.

5

Комментарий недоступен

Какой милый кот главный герой.

1

По неоднократным заявлениям самой же Нико - она не кошка, это просто шапка.

3

Метаповествование в метавселенной полно метаиронии

2

всё такое пост-пост и мета-мета

Ооо, плюсик уже за то, что уделили внимание этим чудесным играм. В частности Hello Charlotte, про неё вообще никогда постов не видела.

2
Раскрывать всегда
реклама
разместить
Assassin's Creed Shadows стартовала с «очень положительными» отзывами в Steam — онлайн превысил 40 тысяч

У игры есть шанс побить рекорд Odyssey.

Автор скриншота: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3448090918&postId=3651529" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Vais Vargoroth</a>
296296
159159
1212
77
77
33
22
22
22
Хейтеры юбисофта, лицо к осмотру.
Вышел геймплейный трейлер PIONER — MMO-шутера от российских разработчиков

Релиз — в 2025 году.

153153
3232
66
55
33
22
22
11
11
11
11
11
В рф просыпается игрострой,спасибо IXBT games и шоу НАШЫ ИГРЫ
Painkiller, кооперативный шутер от Remedy и Reanimal: что показали на Future Games Show

Представили больше 50 игр — трейлеров очень много.

174174
1010
55
55
44
33
11
11
11
Спасибо заранее за все ссылки и краткие описания того, что было!
В Assassin's Creed Shadows уже сыграло более миллиона человек

Прямо в день релиза.

В Assassin's Creed Shadows уже сыграло более миллиона человек
152152
5959
77
44
33
22
11
Прекрасной игре -прекрасные продажи и прекрасные пользователи!)
Деми Мур опубликовала архивные семейные фото с Брюсом Уиллисом в честь его 70-летия

Похоже, легендарный актёр в хорошей форме, несмотря на серьёзный диагноз.

1K
160160
1818
1212
77
77
55
11
приятно видеть его счастливым, когда рядом такая заботливая семья
Ремастер System Shock 2 выйдет 26 июня — трейлер

Дождались.

Ремастер System Shock 2 выйдет 26 июня — трейлер
127127
1414
1212
55
11
11
Фигня какая-то
Детали и системные требования ПК-версии The Last of Us Part II — для игры рекомендуется RTX 3060

Но минимально хватит и скромной GTX 1650.

Детали и системные требования ПК-версии The Last of Us Part II — для игры рекомендуется RTX 3060
227227
4242
1212
44
44
11
11
11
11
11
Ну в это мы играем... а потом говним как только можем
Pixar анонсировала «Тайну Коко 2» — релиз в 2029 году

Первая часть получила «Оскар» как лучший анимационный фильм.

Pixar анонсировала «Тайну Коко 2» — релиз в 2029 году
124124
111111
1515
33
22
11
11
11
У бабушки Коко была вторая тайна, если тоже окупится то и третья, четвертая и тд)))
реклама
разместить
Tesla массово отозвала Cybertruck — внешняя отделка может отваливаться во время движения

Футуристичные пикапы продолжают преследовать неудачи.

Tesla массово отозвала Cybertruck — внешняя отделка может отваливаться во время движения
341341
2020
1111
77
22
11
11
11
11
11
Жители РФ больше всего переживают а че там у Теслы.
Fortiche выпустила клип на песню «Ma Meilleure Ennemie» из второго сезона «Аркейн»

Последний танец.

212212
2828
1414
33
22
11
11
11
11
великолепная песня, когда на работе на радио включают, сразу работать становится приятнее)
[]