Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Чудесная история, которую хочется поставить в один ряд с Silent Hill 2.

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Немного предыстории

Впервые o Rule of Rose я услышал в конце нулевых, долго планировал её пройти, но постоянно на что-то отвлекался, а с появлением PS3 вообще забросил PS2 до 2016 года. Два года назад я начал активно проходить то, что не успел в нулевые, да и выход редакционной подборки хорроров вновь подстегнул вытащить PS2 и зачистить бэклог.

Вообще, Rule of Rose — игра незавидной судьбы. Не успела она выйти на западном рынке, как стала заложницей неоправданных слухов и дилетантского «судилища» со стороны европейских политиков, которые добились запрета игры во Франции (получила ограниченный релиз и быстро исчезла из продажи), Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.

Всё якобы из-за того, что в Rule of Rose показана натуралистичная эротика с несовершеннолетними девочками, подняты темы садомазохизма, насилия над детьми и педофилии. Забегая вперёд, скажу, что почти ничего этого в игре нет, а если и есть, то подаётся через неоднозначные намёки и метафоры.

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Позже политики и общественники оправдывались, мол, у многих сложилось «неверное впечатление» из-за странного трейлера и начальной заставки, но уже было поздно — имидж игры безвозвратно испорчен. Даже американское отделение Sony отказалось издавать Rule of Rose в США, сославшись на то, что «продукт не соответствует корпоративному имиджу компании». В итоге игру решилась издать Atlus, но продажи оказались весьма посредственными — по округлённым данным около 15 тысяч копий в США, плюс ещё около 10 тысяч в Европе. К сожалению, о продажах в Японии ничего неизвестно.

В плохие продажи охотно веришь, потому что Rule of Rose — одна из самых дорогих игр библиотеки PlayStation 2. Полнокомплектная западная копия игры в хорошем состоянии оценивается сегодня от 43 до 55 тысяч рублей (без учёта доставки) на eBay. Запечатанные копии — от 80 до 150. Японские версии чуть дешевле — около 18-20.

На плохие продажи также повлиял поздний год выхода, ведь в 2006 году уже появились PlayStation 3 и Xbox 360, а тут какой-то бюджетный японский survival horror на PS2, да ещё и с весьма сомнительной репутацией.

На других платформах игра не переиздавалась, так что сейчас есть только два варианта — вынужденное пиратство или покупка дорогостоящей копии. На переиздание игры можно тоже не надеяться, ведь японская студия Punchline закрылась сразу после релиза Rule of Rose. Вдобавок неизвестно, кому сейчас принадлежат права, потому что игрой занимались сразу три разных издателя.

Punchline, кстати, состояла из бывших сотрудников Square Enix, которые хотели делать самобытные авторские проекты, поэтому отправились на вольные хлеба в конце 90-х. За последние 20 лет они то открывали, то закрывали свои новые студии, пока окончательно не осели в инди-студии Onion Games.

Вот полная табличка их творческого пути для любопытствующих:

Дважды кликните на картинку для максимального разрешения
Дважды кликните на картинку для максимального разрешения

И вот с таким «багажом» знаний я сел за прохождение Rule of Rose. Ничего от игры не ждал, ничего про неё толком не знал (только слышал, что это «Silent Hill про жестоких детей»), и за прошедшие годы каким-то чудом не проспойлерил себе сюжет, чему впоследствии был несказанно рад.

Правда, игра скорее оставила смешанные впечатления, чем положительные. Это были восемь мучительных часов, в течение которых я страдал как от скверного геймдизайна, так и от интересной, но депрессивной истории.

Дирижабль метафор

Рвану с места в карьер: в Rule of Rose прекрасный нарратив и история. В глубине и количестве слоев она вполне может состязаться с Silent Hill 2, а в отдельных моментах даже её превзойти. Любителям скрытого смысла здесь копать — не перекопать. Некоторые сюжетные загадки становятся понятны после второго, а то и третьего прохождения.

Если приводить какие-то очевидные сравнения в плане подачи сеттинга и истории, то Rule of Rose — это такой Silent Hill 2 скрещенный со сказками братьев Гримм и совсем чуть-чуть с «Повелителем Мух» Уильяма Голдинга. Отмечу, что сказки Гримм сами по себе довольно жуткие, а тут их будто вывернули наизнанку и извратили.

Например, разработчиков вдохновил жестокий момент из «Красной шапочки», где волку вспороли брюхо, затолкали в него камни и утопили зверя в реке. Вот именно на таких утрированно жестоких сценках строятся все псевдосказки Rule of Rose, которые тесно вплетены в повествование. Чего только стоит история про «милых» козочек и извращённая версия «Русалочки».

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

События игры разворачиваются в Англии 30-х годов. К девушке Дженнифер в автобусе подходит мальчик, который просит прочесть ему сказку. Он даёт ей книгу, но внезапно выбегает из автобуса посреди леса, и Дженнифер решает последовать за ним. На опушке она находит мрачный детский приют и странных девочек с бумажными пакетами на головах, которые зачем-то избивают мешок палками. Дженнифер пугается их и решает зайти в приют с другой стороны. Вскоре она находит свежую могилу, и в душевном порыве берётся её раскопать. В гробу она находит тот самый мешок, но не успевает его открыть: появляются девочки в бумажных пакетах, зачем-то обливают её водой, бросают в гроб и уносят его в неизвестном направлении.

Дженнифер теряет сознание и просыпается на дирижабле, который парит высоко в небесах. Дирижаблем управляют девочки-принцессы из некоего Клуба Аристократов со строгой иерархией, в которой Дженнифер занимает последнее место (ранг «Нищенка»). Для продвижения она должна выполнять абстрактные просьбы Аристократов и терпеть от них бесконечные унижения. Если она не выполнит приказ, то умрёт. К счастью, почти сразу после пробуждения девушка встречает пса Брауна, с которым быстро сближается. Пёс становится её защитником и единственным верным другом.

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Я не буду портить вам удовольствие и пересказывать всю историю, но если вы хорошо подкованы в серии Silent Hill и в психологических хоррорах, то уже в первые полчаса быстро раскусите, что всё происходящее — это тяжёлые детские воспоминания Дженнифер, искажённые психологическими травмами. Это даже не спойлер, а вещь, на которую намекают в лоб чуть ли не в самом начале. Конечно, если игрок хорошо знает английский и будет регулярно отвлекаться на подсказки и второстепенные диалоги.

Каждая глава Rule of Rose — это воспоминания героини, завёрнутые в оболочку уродливой сказки. Почти все действующие лица этих сказок — дети (в основном девочки разного возраста) и редкие взрослые, которых Дженнифер знала во время жизни в приюте. Все события тесно переплетены с реальными воспоминаниями и необъяснимой мистикой. А монстры и боссы на локациях символизируют страхи и душевные потрясения девушки.

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Само понимание того, что вы путешествуете в подсознании героини, — совершенно не портит впечатление от игры. История сложная и цепляющая. Она также требует от игрока усидчивости, внимательного чтения и анализа всех заметок, которые подвернутся на пути.

При этом атмосферу Rule of Rose сложно назвать страшной, она скорее мерзкая и вязкая. Словно болото, из которого хочется выбраться. В игре пугают не монстры, а дети, чьи поступки вкупе с их перекрученной мимикой вызывают сильнейший дискомфорт. Вы точно запомните сцены с дохлой крысой и издевательствами над главной героиней. Невинный ребёнок, который делает жуткие и неестественные его возрасту вещи — страшнее любых монстров и привидений.

В каком-то смысле я могу понять тех политиков, которые решили запретить Rule of Rose, посмотрев лишь её начальный ролик — в нём собраны чуть ли не самые неприятные сцены из игры. И если не знать их контекст, то они действительно вызывают определённые вопросы.

Что касается табуированных тем, то они здесь есть, но подаются метафорами и происходят за пределами истории. Есть жирный намёк на педофилию и беременность несовершеннолетней, но никто в открытую здесь не совращает ребёнка. Тема насилия над детьми также наполнена символизмом и происходит где-то за кадром, а общую жуть нагоняют не тупой жестокостью героев, а умелым саспенсом. Связать девушку, посадить на неё богомола или паука, а также засунуть ей в рот мелки — это самое жестокое, что вы увидите в игре. Никакой крови, никакого мяса.

Ну, а где в Rule of Rose нашли бесстыдную детскую эротику — одна большая загадка. Возможно, её разглядели в Диане, которая поднимает свою юбку чуть-чуть выше колена и берёт палец Мег себе в рот. Ужасная и шокирующая «эротика», ничего не скажешь.

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Похвально, что японцы вообще подняли такие темы в формате игры и завернули их в толстый слой метафор. Пожалуй, самой очевидной «темой в лоб» стала любовь двух маленьких девочек. Но в ней нет эротизма и вожделения: только невинное детское увлечение (пускай и на ступеньку выше обычной дружбы), которое привело к жутким последствиям.

Финал накрывает словно ведро ледяной воды и оставляет игрока наедине с грустной песней и чувством опустошения. С одной стороны, игра действительно получилась печальной, сильной и трогательной, а с другой — чертовски жаль, что в современной индустрии мало настолько глубоких историй. Именно историй, потому что геймплей в Rule of Rose — это полная катастрофа.

Иглы под ногтями

Честно признаюсь: я трижды хотел бросить игру, но каждый раз находил силы в неё вернуться. Меня клещами удерживали сюжет, интрига и колоритные персонажи. Представьте себе любой классический Resident Evil или Silent Hill, которые никогда не отличались удобной камерой, управлением, боевой системой и отточенными механиками. Кто-то с этим мирился, кто-то считал неотъемлемой фишкой жанра survival horror, а кто-то просто бросал их в самом начале. Так вот, в Rule of Rose все недостатки этих серий выкручены на максимум. Хотя, казалось бы, куда ещё хуже?

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Частично всё можно оправдать тем, что управляем мы не спецназовцем или крепким мужчиной, а кисейной барышней, которая даже во время атаки закрывает лицо рукой. Но никак нельзя оправдать тугое управление, невероятно заторможенные анимации всех действий и кошмарную боевую систему с абсолютно сломанными хитбоксами.

Чёрт с ними, с кривой камерой и управлением, но когда Дженнифер не может ударить по лежачему противнику из-за его активной анимации, а удар вилкой не отличается по зональности от удара кухонным ножом или длинной трубой — это катастрофа даже для любителей ретро-игр, которые привыкли к хардкору. Описать свои впечатления от геймдизайна Rule of Rose я могу только так: трёхэтажный мат и желание выкинуть диск на помойку.

Единственное, что хоть немного радует, — это саундтрек, неплохая графика, оформление сказок, собака-компаньон и частые подсказки. Игру можно спокойно пройти без гайда, а верный пёс всегда приведёт тебя к сюжетному предмету и откопает побочные штуки. Кстати, собаку создатели добавили в середине разработки, за что им большое спасибо. Браун заметно влияет на центральную сюжетную канву и здорово помогает в битвах с боссами. Правда, идея с собакой-компаньоном не нова и явно подсмотрена у хоррора Haunting Ground от Capcom.

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Rule of Rose — просто сырой survival horror с жанровыми болячками в терминальной стадии. Героиня медленно поднимает предметы, открывает двери, невероятно вяло встаёт после ударов и двигается как робот Вертер. Вдвойне утомляет бэктрекинг, который вроде бы и основа жанра survival horror, но занимает 80% прохождения. Это просто невыносимо, и в такой степени этих проблем не было ни в одном Silent Hill или Resident Evil.

В целом, можно абстрагироваться от недостатков, и представить, что это такой «ролевой элемент», который намеренно создан для поддержания атмосферы, и чтобы игрок словно Дженнифер прошёл сквозь все круги ада. Можно представить и простить, но вот нужно ли? Такой подход к геймдизайну простителен для каких-нибудь дешёвых клонов Resident Evil на Sega Dreamcast, но никак не в 2006 году. Скидки на возраст не работают — геймплей был сломанным и устаревшим даже на момент релиза.

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Кстати, про 2006 год. Rule of Rose я проходил не на эмуляторе, а на оригинальной консоли с качественным компонентным кабелем и поддержкой всех доступных разрешений (компонент поддерживает на PS2 до 1080i). Теперь думаю, что лучше бы проходил на эмуляторе.

Дело в том, что к 2006 году многие релизы для PS2 уже имели поддержку широкоформатных телевизоров, прогрессивной развёртки и честных 480p. Rule of Rose не имеет ничего из перечисленного, поэтому играть на 43-дюймовом телевизоре было просто неприятно. Для сравнения могу привести Haunting Ground, которую прохожу в данный момент: в ней есть всё вышеперечисленное. Разница в картинке между двумя играми просто колоссальная.

В 2017 году мои коллеги с портала StopGame выпустили обзор, в котором тоже раскритиковали геймплей, и подытожили своё видео тем, что историю Rule of Rose нужно было перенести в формат аниме или полнометражного фильма, а не оставлять её в заложниках посредственного геймплея.

Я одновременно соглашусь — и не соглашусь с этим утверждением. Действительно, в руках умелого сценариста и режиссёра из Rule of Rose мог бы получиться душераздирающий психологический хоррор, словно бы снятый или спродюсированный самим Гильермо дель Торо. Но тогда мы бы лишились замечательных нарративных крючков, которые работают лишь в формате игры. Так что современному игроку остаётся либо страдать от геймплея и проходить всё самому, либо смотреть полное прохождение на YouTube.

Закрываем бэклог: запрещённый психологический хоррор Rule of Rose

Главный вопрос: стоит ли эта игра свои 45 тысяч? Определенно нет. Конечно, если вы не обеспеченный коллекционер редких игр, который любит хвастаться редкими экспонатами перед гостями. Ну, или вы хотите иметь неплохое капиталовложение, которое через 10 лет может стоить не 500 долларов, а все 2000.

В общем, если вы обожаете психологические хорроры с крепким сюжетом и нарративными пазлами, которые постепенно раскрываются по мере прохождения, то обязательно ознакомьтесь с Rule of Rose. Но если геймплей для вас важнее истории, то стоит спросить себя: а надо ли оно? Потраченного на игру времени не жалею, я сильно привязался к истории и персонажам, но перепроходить точно не буду. Поберегу свои нервы, с удовольствием пересмотрю сюжетку на YouTube и переслушаю саундтрек.

Напоследок рекомендую прочесть три переведённых интервью с создателями Rule of Rose

Понравилось

  • Замечательная история и нарратив
  • Цепляющий дизайн персонажей
  • Оригинальная подача в виде жутких сказок
  • Неплохие загадки
  • Атмосферные и жуткие CG-ролики

Не понравилось

  • Отвратительная боевая система со сломанными хитбоксами
  • Бэктрекинг по одинаковым локациям из главы в главу
  • Хороший, но куцый и довольно монотонный саундтрек (общая продолжительность музыки всего 35 минут)
  • Отсутствие озвучки в некоторых важных диалогах
  • Камера
218218 показов
32K32K открытий
1010 репостов
139 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Передернуть можно было бы, если бы она его в жопу вставила

Ответить

подозрительно вышла сразу после Haunting Ground...
- прошла мимо меня к сожалению.

Ответить

Не зря её запретили, садомазо с детьми это не то, с чем хотелось бы ассоциировать игровую индустрию. Другое дело - это внутриигровые покупки в сингловых ААА проектах. Приучаем детей к пачинко

Ответить

Шо?

Ответить

Странное сравнение. Казино конечно же лучше чем порно для педофилов.

Ответить