Закрываем бэклог — Terminator: Resistance как лучшее, что случилось с франшизой со времён «Судного дня»
Посредственный шутер с отличным сюжетом и атмосферой первых фильмов.
О былом
Меня всегда расстраивало то, что происходило с «Терминатором» последние 20 лет. Я горячо люблю дилогию Джеймса Кэмерона, пересматривал эти фильмы десятки раз, но категорически не признаю все сиквелы к ним. Они либо меня разочаровали, либо оставили в недоумении. «Восстание машин» и «Да придёт спаситель» ещё можно посмотреть разок-другой ради экшена и нескольких удачных сюжетных поворотов, но остальные фильмы — это какая-то полная творческая импотенция.
С играми «Терминатору» тоже не везло. Даже в 90-х хорошие проекты можно было пересчитать по пальцам одной руки. Почти все 8-битные и 16-битные адаптации фильмов были сломанным хламом, в который я заставлял себя играть в детстве. Более-менее нормальные из той эпохи: Terminator 2 на NES, Terminator на Sega CD, и добротный кроссовер Robocop vs Terminator. Последний безумно радовал, но он всё-таки больше про Робокопа.
В тех играх мне нравились этапы, где нужно отстреливать орды машин на руинах цивилизации. В фильмах будущее показали мельком, а я всегда мечтал зрелищно пострелять в Терминаторов в постапокалиптическом сеттинге. И это желание частично исполнила дилогия шутеров от Bethesda — The Terminator: Future Shock и SkyNet. Они работали на движке Daggerfall, имели сносный геймплей и некое подобие открытого мира (можно было заходить в заброшенные здания и ездить на машине). Забавный факт: над этими проектами работал сам Тодд Говард.
Но вот какая проблема: впервые я поиграл в них в середине нулевых, и это был очень болезненный опыт. Обе игры чудовищно состарились, а история той же Future Shock расстроила радикальным отходом от канона (например, в ней умирают Джон Коннор и Кайл Риз). Знаю, что эти проекты считаются культовыми в узких кругах, но они не смогли произвести на меня сильное впечатление. Это просто шутеры своего времени, не более.
В эпоху PlayStation 2 и Xbox Original зачем-то появилось аж три посредственных адаптации «Восстания машин» (Rise of Machines, War of Machines, The Redemption) и неказистая Dawn of Fate. Ничего из этого не зацепило, и все игры я бросил на первых часах прохождения. Дольше всех затянула The Redemption своими атмосферными уровнями в будущем, но после перемещения в прошлое игра скатилась в какой-то душный и переусложнённый цирк.
В 2009 году вышел игровой приквел к фильму «Да придёт Спаситель». На релизе критики разнесли его в пух и прах. Однако Salvation не забыли, и с годами игра получила более положительные отзывы. Во-первых, это неплохой клон Gears of War. Во-вторых, это тот редкий случай, когда игра по кинолицензии внезапно оказалась лучше фильма. В целом, это всё равно вторичный продукт, который не успевает надоесть и проходится всего за один вечер.
И когда польская студия Teyon анонсировала Terminator: Resistance, то все ждали исключительно плохое. Что может получиться у ребят, которые за десять лет выпустили только смешной рельсовый тир по трилогии «Рэмбо» да гору безликих казуалок на портативках Nintendo? Но Resistance вышла, получила низкие оценки от прессы и неожиданно высокие — от игроков. Все писали, что Teyon прыгнула выше собственной головы и сумела сделать лучшую игру во франшизе.
Прошло почти два года, а я всё чаще слышал о том, какой Resistance «непризнанный критиками шедевр». Забегая вперёд, скажу, что я дважды купил игру: на диске в коллекцию и цифровую версию для ПК. Ещё серьёзно думаю о покупке коллекционного издания для PS5. Нет, Resistance — не шедевр и даже не хороший шутер, но это точно лучшая игра по «Терминатору» и, возможно, одна из самых недооценённых игр по кинолицензии за всю историю.
Технуар
События Resistance разворачиваются в 2028 году в Лос-Анджелесе. «Скайнет» методично уничтожает последние остатки человечества и охотится за членами Сопротивления, организованного Джоном Коннором. Главный герой — рядовой Джейкоб Риверс, последний выживший из Тихоокеанского дивизиона. Отряд Джейкоба был полностью уничтожен машинами, а его самого зачем-то преследует новая модель Терминатора, которая внешне неотличима от человека. Теперь герою предстоит выжить, объединиться с Сопротивлением и сообщить Коннору о новой разработке «Скайнета».
Resistance невероятно бережно обращается со вселенной франшизы. Видно, что игру делали фанаты для фанатов. История простая, но не противоречит фильмам Кэмерона и умудряется закрыть некоторые старые сюжетные дыры и спорные моменты. Это не делает Resistance каноном, но игра отлично в него вписывается.
Сценаристы шутера подробно раскрывают то, что было вскользь упомянуто в фильмах, новеллизациях и комиксах из расширенной вселенной. Например, в игре дотошно рассказано, как были придуманы Терминаторы с человеческой кожей, как их научились перепрограммировать, с кого взяли внешность T-1000, когда киборгов отправили в прошлое, и многое другое.
Атмосфера первых двух картин воссоздана на высшем уровне. Особенно в незначительных, едва заметных мелочах. По разрушенному ядерным взрывом Лос-Анджелесу снуют крысы, везде лежат искорёженные остовы машин и человеческие скелеты. Люди ютятся в глухих бункерах и всяких бомжатниках. Они ведут депрессивные разговоры, жарят крыс, едят консервы и греются у костра, который разожгли внутри разбитого телевизора.
В тёмное время суток досконально воссоздана ночная эстетика фильмов — от характерного синеватого фильтра до лучей прожекторов и всполохов плазмы в темноте. Прям чувствуется, как разработчики разбирали каждый кадр картины и подбирали соответствующую гамму. Вдобавок здесь всегда присутствует лёгкий эффект зернистости как у старой плёнки.
Не подкачали режиссура и повествование. Катсцены на движке зрелищно поставлены, плюс несколько сцен покадрово цитируют первые два фильма. NPC всегда интересно слушать, ведь они часто рассказывают о тягостях жизни в первые годы войны, а их истории про лагеря смерти «Скайнета» пробирают до мурашек. И всё это — под саундтрек, который частично состоит из умелых каверов на композиции Брэда Фиделя. Особенно удачными получились те треки, где композитор миксует темы из первого и второго фильма.
Отдельно хочется поблагодарить разработчиков за «жирные» пасхалки. Я не ожидал услышать знакомые крылатые выражения, найти закусочную Сары Коннор, отчёт психиатра Сильвермана о её состоянии и тот самый клуб TechNoir, в котором даже можно включить песню из первого фильма. Для полного счастья не хватает только полицейского участка.
О том, что с эстетикой в Resistance всё в порядке, я понял уже во время первого посещения бункера Сопротивления. В этот момент я взял Blu-Ray первого фильма и специально пересмотрел сцену, в которой Кайл Риз устало блуждает по коридорам бункера. Сторожевые собаки у входа, характерная чугунная дверь и общий дизайн локации — всё это с любовью перенесено в игру. Подобного уважительного отношения к первоисточнику я не видел со времён выхода Alien: Isolation.
Польский подход
На первый взгляд Terminator: Resistance — это «польский шутер» во всём понимании этого термина. Стрельба посредственная, искусственный интеллект примитивный. Грозная машина для убийства перестанет вас преследовать, если вы отбежите на несколько сотен метров или где-то затаитесь. Перестрелки часто превращаются либо в абьюз глупости противников, либо в беспорядочную стрельбу по «врагам-губкам», в которых нужно всадить не одну обойму.
«Враги-губки» — вполне оправданы для сеттинга, ведь мы сражаемся не с людьми, а с машинами из крепкого сплава. Только вот киборги неохотно стрейфят (почти никогда) и тупо прут нас вас по прямой. А с появлением плазменного оружия полностью исчезает весь смысл в автоматах и дробовиках. Любой Терминатор «расковыривается» за считанные секунды. Особенно из винтовки второго поколения, которую вы найдёте в последних четырёх главах.
Умеренно сбалансированная игра уже ко второму часу превращается в лёгкую прогулку даже на высоком уровне сложности. Я не играл на максимальном, но сомневаюсь, что в нём как-то меняется ИИ врагов и количество ресурсов для крафта.
Скромный бюджет чувствуется на всём протяжении игры. Во-первых, тут мало разновидностей врагов. Маленькие пауки, большие пауки, дроны, терминаторы-мины, несколько моделей эндоскелетов, гигантский терминатор T-47, HK-Tank и летающий HK-Aerial — эдакий «босс-вертолёт». Последние три появляются ближе к концу и не представляют серьёзную опасность.
Во-вторых, разочаровывает отсутствие вменяемой физики и поддержки современных технологий: все предметы «прибиты к земле», а зеркала ничего не отражают. Мне не раз хотелось тронуть качели на детских площадках или пнуть маленькие предметы, но они совершенно статичны.
Общее качество картинки скачет от современных стандартов до мыльной мазни начала эпохи PS3 и Xbox 360. Модели персонажей и ассеты на локациях с завидной регулярностью повторяются от уровня к уровню. Во время исследования Лос-Анджелеса вы наизусть выучите все разновидности остовов машин, виды постеров и мебель в домах. В целом, это не портит игру, потому что уникальных локаций со своей историей здесь всё равно в достатке.
На четвертом часу намётанный глаз научится отличать локацию-конструктор от уникального места, в котором есть что посмотреть. Конечно, это не The Last of Us 2, где в рядовом жилом доме можно «считать» какую-то историю, но приятно, что и здесь не так всё искусственно, как кажется на первый взгляд.
Структурно геймдизайн Resistance напоминает Metro Exodus и The Lord of the Rings: War in the North. Тут есть два мирных хаба, в которых игрок может закупиться и пообщаться с NPC, — и большие локации, где помимо основного квеста можно выполнять простые побочные задания. Больших локаций всего четыре штуки, но их повторно используют по два, а то и по три раза за игру. В одной главе — дневная версия уровня, а в следующей уже ночная, с новыми побочными заданиями и мелкими изменениями в левел-дизайне.
И дьявол, как известно, кроется в деталях. Teyon взяли всего понемногу из Fallout и Mass Effect. Есть рудиментарная прокачка героя, крафт, отношения с девушками и нелинейность в диалогах, которая влияет на концовку и судьбы персонажей. А вот чего действительно не стоило заимствовать, так это аванпосты из Far Cry. К счастью, их всего шесть на игру, к тому же зачищать их не заставляют.
Пожалуй, самые очевидные заимствования — это постельные сцены как в Mass Effect, слайды из концовок классических Fallout и механика вскрытия замков из Fallout 3. Такое ощущение, будто Teyon планировали сделать амбициозную RPG, но не потянули и завернули все наработки в средненький шутер.
Помимо основного сюжета в Resistance есть «Режим Лазутчика». Это мини-кампания, где нужно управлять T-800 из первого фильма, которого играл Франко Коломбо — итальянский бодибилдер и лучший друг Арнольда Шварценеггера. Цель проста: найти штаб Сопротивления и узнать имя матери Джона Коннора.
Это идеальное DLC для тех, кто всегда мечтал оказаться в шкуре бесчувственной машины, которая охотится на людей. Игрок будет постепенно проникать в людские базы, уничтожать радиосвязь и запасы питания. Жаль, что кампания за Терминатора длится всего час, но это бесплатное DLC, так что грех жаловаться.
После всего вышесказанного у меня язык не повернётся назвать Resistance «типичным польским шутером из нулевых». Да, часть жанровых болячек всё ещё на месте, а многие механики будто прикручены по принципу «чтобы было». Но эта мешанина не отпугивает и всё равно складывается в цельную игру.
Игру, которую даже при всех недочётах хочется рекомендовать если не каждому, то точно поклонникам «Терминатора». Это действительно лучшее, что мы получили в этой франшизе со времён выхода второго фильма.
Resistance сумел исполнить мою давнюю и почти забытую мечту — дать зрелищно и эпично пострелять в Терминаторов на развалинах цивилизации. Помню, как ещё во времена первых частей Call of Duty и Medal of Honor я думал: «Эх, вот бы кто-нибудь создал аналогичный военный шутер по "Терминатору", где нужно нестись под эпичные взрывы, всполохи плазменных винтовок и культовую тему Брэда Фиделя». Teyon воплотили мою детскую мечту в жизнь, за что им огромное спасибо.
Но это ещё не конец. Даже спустя два года разработчики активно поддерживают игру. 11 декабря выйдет четырёхчасовая сюжетная кампания Annihilation Line, посвящённая отряду Кайла Риза. Вдобавок к этому Teyon уже разрабатывает игру по вселенной «Робокопа» — RoboCop: Rogue City.
Понравилось
- Великолепно воссозданная эстетика войны будущего из первых фильмов.
- Добротная режиссура.
- Море фансервиса и пасхалок.
- Хорошо прописанные персонажи и диалоги.
- Небольшая нелинейность.
- Мини-кампания за Терминатора.
- Лёгкая платина на PS4 и PS5.
Не понравилось
- Простая кампания даже на высоком уровне сложности.
- Стрельба и геймдизайн будто из нулевых.
- Глуповатый искусственный интеллект.
- Механики «для галочки».
- Ограниченное число ассетов на многих локациях.
- Отличный, но надоедливый саундтрек.
«Да придёт Спаситель»
Жаль, что провалился. Не идеальный, конечно же, но вполне сносный фильм, который хотя бы попытался что-то новое предложить, а не очередную отправку в прошлое.
Комментарий недоступен
Не жаль
Немного о моей любви к франшизе
Т2 пиратка же, т.к. официально на блюрее не выпускали в РФ?
Не хватает альбома с наклейками :D
Комментарий недоступен