Игры
Plague Doctor
2389

Вспоминаем - Дилогия Portal

В закладки
Аудио

Текст + видео

Видео версия:

Текстовая версия:

2007 год был богат на знаковые игровые проекты.

В тот год, непонятные поляки выпустили игру по лицензии для фанатов (*The Witcher), завершилась трилогия о Мастере Чифе (*Halo 3), мир увидел пробуждение зла (*Overlord) и запуск жернов конвейера по производству вышек от Ubisoft (*Assassin's Creed). Серия Need for Speed кардинально разделила фанатов на два лагеря, вышел в свет самый технологичный шутер от первого лица (Crysis).

ПК игроки, наконец, дождались выхода приключений Шепарда и Сталкера.

Игровое сообщество попыталось разобраться в мыслях Кена Левина в подводном городе (*Bioshock), чуть не «словило» раздвоение личности на Дражащих островах (* The Elder Scrolls IV: Oblivion Shivering Isles) и затем – офигело от Call of Duty 4: Modern Warfare.

В этот же год компания, показавшая, что хороший сюжет в шутерах идёт играм только в плюс, выпустила в свет Оранжевую коробочку.

В ней находились:

Team Fortress 2 – многопользовательский шутер от первого лица с распределением ролей, впоследствии окрещённый игровым сообществом «симулятором шапочек»;

Half-Life 2: Episode Two –продолжение приключений Гордона Фримена.

Оба эти проекта были горячо ожидаемы игровым сообществом. Тем неожиданнее констатировать тот факт, что не меньший резонанс (*если не больший) вызвала третья игра, о которой мало кто догадывался.

Portal

Истоки Portal лежат в головоломке Narbacular Drop, разработанной студентами Института Технологий DigiPen и выпущенной в 2005 году для ПК.

В ней нам приходилось взять под управление Принцессу Без Коленок (*названную так потому, что она не умеет прыгать), которой нужно было выбраться из подземелья и победить злого демона, который её заточил.

Поможет ей в этом способность существа Уолли создавать порталы, само это существо и является подземельем, в котором принцессу заточили.

Порталы можно создавать на любой неметаллической поверхности, и количество их ограничено двумя. Порталы различаются только цветом, функциональных отличий между ними нет.

​Narbacular Drop - "предтеча" Portal

Невозможность прыгать и наличие механики порталов создавали весьма своеобразный геймплей.

Игра была достаточно коротка, и по большей части, представляет собой демонстрацию идеи, которая пришлась по душе главе компании Valve – Гейбу Ньюэллу, пригласившему разработчиков головоломки присоединиться к Valve.

Спустя два года, духовный наследник увидел свет.

В Portal, как и в Narbacular Drop, присутствует механика порталов, и присутствуют поверхности, на которых порталы нельзя открыть. Как и в Narbacular Drop, игроку придётся пройти сеть головоломок и в конце – сразиться с местным демоном.

Но, в отличие от Принцессы Без Коленок, главная героиня Portal (*Челл), умеет приседать и подпрыгивать (*даже в некоторых современных играх этого делать нельзя), а механику дополнили различными задачками, связанными с кинетической энергией.

Также, в отличие от Narbacular Drop, в Portal, на игроков не вываливают всё богатство идей и механик разом.

Изначально, игроку доступна возможность только проходить через порталы, открывающиеся в заданное разработчиками время. Нас постепенно знакомят с механикой порталов, вводят в игру задачки, связанные с кинетической энергией и энергетическими шарами. Постепенно, в игре появляются поверхности, на которых нельзя разместить порталы, появляются опасности, которые нужно избегать.

​Portal Gun - главный инструмент для решения головоломок

Спустя некоторое время, после начала игры, нам вверяют портальную пушку (*Portal Gun), способная открывать только один портал. И только после представления всех механик, игроку вручают недостающий элемент портальной пушки, позволяющий во всю играться с механикой порталов, а разработчикам – усложнить задачки, по полной используя все возможные механики игры.

Но не только благодаря отличному геймплею игра «пошла в народ», но и благодаря отличной работе сценаристов (*Эрика Вулпо и Джея Пинкертона). Именно благодаря работе сценаристов, мир знает GLadOS такой, какая она есть – словоохотливой любительницей тортов с своеобразным, «чёрным» чувством юмора. Благодаря им же, мир влюбился в кубика-компаньона, а фраза The Cake is a Lie «пошла в народ».

Изначальная «минималистичность» игрового окружения создавала иллюзию обычной лаборатории, но в определённый момент она рушилась, благодаря «случайному» доступу игрока «за кулисы» опрятных тестовых комнат. После чего всё происходящее начинало приобретать несколько жутковатый подтекст, а в голове начинал звучать вопрос: «А тортик действительно есть?».

Игра имела ту же особенность, что и вселенная Half-Life: недосказанность. «Где все люди?» «Кто нарисовал все эти рисунки и написал все эти надписи?» «И при чём тут, вообще, тортик?»

Все эти вопросы заставляли игроков строить различные теории и гипотезы (*за несколько лет до того, как это стало мейнстримом. Да, Dark Souls?), а внимательные игроки (*и не особо внимательные тоже) могли обнаружить связь между данной лабораторией и лабораторией Black Mesa из вселенной Half-Life.

Игра начала массово обрастать различными модификациями, рассказывающими свои версии событий, предшествовавших событиям Portal.

В самой игре, дабы продлить удовольствие от пребывания в ней, можно было загружать различные пользовательские головоломки, помимо этого – можно было попробовать свой ум в решении усложнённых головоломок, созданных разработчиками.

В общем, игра удалась. Печалила лишь её продолжительность: всю кампанию можно было пробежать, буквально, за два часа. Хотелось подольше побыть в исследовательском комплексе Aperture Science, хотелось больше своеобразного юмора GLadOS, и хотелось получить ответы на некоторые вопросы, касающиеся мира игры.

Однако, Valve хранила молчание аж до 1 марта 2010 года, тогда разработчики не выпустили обновление для Portal с описанием: «Изменена частота радиопередачи для соответствия федеральным и государственным инструкциям управления частот.»

Так был дан старт игре в альтернативной реальности (*ARG), выполненной в виде головоломки и постепенно раскрывающей некоторые детали о Portal 2.

Детали головоломки пересказывать не будем, отметим только, что игрокам, нашедшим все секреты данной ARG,достался Valve Complete Pack, а всё сообщество узнало дату выхода Portal 2.

Portal 2

Сиквел нашумевшей головоломки был создан по стандартной схеме: всего того же, но больше: больше головоломок, больше механик, больше GLadOS, больше персонажей и сценарной работы.

Начнём с геймплея и головоломок.

Основа их осталась прежней – портальная пушка и кинетическая энергия, но механик взаимодействия с окружающим миром стало больше. В игру ввели два вида геля: отталкивающий – позволяющий высоко прыгать, и ускоряющий – позволяющий (*неожиданно!) ускоряться, оба этих геля активно применяются для решения головоломок, завязанных на кинетической энергии.

Из игры убрали энергетические шары и заменили их лазерными лучами с кубами преломления, также в игру добавили прыжковые панели веры, транспортные лучи и проецируемые мостики, а грузовые кубы немного видоизменились.

Как и в первом Portal, разработчики постепенно нас знакомят с новыми механиками и элементами, перед тем, как полноценно их ввести в игру. Но следует признать, знакомство это не настолько постепенное, каковым оно было в первой части, и не растянуто на несколько тестовых комнат.

Как и в первой части, в Portal 2 присутствуют поверхности не пригодные для размещения на них порталов, но по мере прохождения сюжета, в игру вводится гель, позволяющий игроку сделать данные типы поверхностей пригодными для размещения порталов.

Сами же головоломки разделены на два типа, различающиеся между собой механиками и устройством уровня.

Первый тип – «лабораторные» головоломки. Они происходят в испытательных комнатах Aperture Science, знакомые нам по прошлой игре серии, и состоят из панелей веры, турелей, утяжелённых грузовых кубов с кнопками, транспортными лучами и лазерными лучами с кубами преломления.

Действия второго типа головоломок происходят в технических и заброшенных помещениях Aperture Science. И для их решения активно используются разноцветные гели. Также, в отличие от «лабораторных» головоломок, здесь не всегда сразу видишь цель и путь, по которому к этой цели нужно двигаться.

Как уже упоминалось, сценарной работы, в сиквеле, было проделано больше. В отличие от первой Portal, здесь, мы значительную часть игры пройдём со спутником, реагирующим на окружающую обстановку и на действия игрока, а также частенько обращающегося к самому игроку.

Wheatley - новый персонаж​

С точки зрения сюжета, игра состоит из трёх частей (*и с точки зрения геймплея - тоже).

В первой части нас знакомят с новыми механиками, представляют нового персонажа (*Уитли) и устраивают встречу со старым (*GLadOS), состоит эта часть из головоломок «лабораторного» типа (*в основном). В конце первой части один из персонажей претерпевает определённые изменения. Вследствие чего, его расположение относительно главной героини, меняется на противоположное.

Во второй части нас также знакомят с новыми механиками и помимо этого, рассказывают историю Кейва Джонсона – основателя Aperture Science, а также историю самой компании Aperture Science и причины появления GLadOS.

В процессе прохождения второй части, уже другой персонаж претерпевает определённые изменения, под воздействием получаемой нами информации, а игрок получает ответы на некоторые вопросы, связанные с GLadOS.

Ну а в третьей части – механики из первой и второй частей сливаются воедино, нам демонстрируют уже изменившихся GLadOS и Уитли и нам демонстрируют весь размах комплекса Aperture Science.

И как и в первом Portal – все знания игровых механик выплёскиваются в финальной битве, однако финальная точка ставится благодаря информации, полученной игроком во второй части Portal 2.

Также, к игре вышел электронный комикс, проливающий свет на личность художника, нарисовавшего все виденные нами рисунки, а также связывающий события Portal и Portal 2.

Оранжевый и Синий - герои кооперативного режима

Пройдя сюжетную часть, игрок не только получит знатную дозу эндорфинов в мозг, но и сможет, как следует, подготовиться к кооперативной части игры. В которой все базовые механики остаются, но теперь в игру вступает второй Portal-Gun, а значит – количество порталов на уровне увеличивается до четырёх штук.

Что позволило раскрутить маховик сложности задачек на полную. Задачки в кооперативе заставят вас, как следует поднапрячь своё «серое вещество», дабы добраться до выхода. До уровня The Talos Principle (*и уж тем более, до её дополнения Road to Gehenna) сложность головоломок не дотягивает, но они значительно сложнее головоломок, представленных нам в одиночной части игры. И как и в сюжетной части, в кооперативной, сложность головоломок возрастает постепенно, с каждым новым уровнем повышая сложность задачек и повышая требования к синхронности действий двух игроков.

Ну и под конец упомянем юмор, который сопровождает нас как в сюжетной, так и в кооперативной части игры, придающий им свою долю шарма и очарования.

​Заставьте жизнь пожалеть, что одарила вас лимонами!

По итогу можно сказать следущее: игра-эксперимент, выстрелившая благодаря грамотной работе геймдизайнеров и сценаристов, в сиквеле ничуть не потеряла своих достоинств.

В сиквеле мы получили полноценную историю и полноценные арки персонажей. В сиквеле, сценарная часть и геймплейная идут рука об руку сквозь всю игру, чтобы в итоге разрешиться одной из самых запоминающихся и неожиданных концовок.

А помимо отличной одиночной части, мы получили и отличный кооператив.

На сегодняшний день, Portal 2 является одной из лучших игр компании Valve (*если не самой лучшей) и единственной игрой, заканчивающей начатую историю (*всё ещё ждём Half-Life 3, а как же?).

Это тот редкий случай, когда концепция игры не подразумевает дальнейшего развития, ибо с высокой долей вероятности, всё может закончиться банальным самоповтором.

И это… хорошо. Ибо всё, что имеет начало, имеет и конец.

На сегодня всё, спасибо за внимание.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Plague Doctor", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 29, "likes": 68, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 99168, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 01 Feb 2020 18:21:49 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 99168, "author_id": 148549, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/99168\/get","add":"\/comments\/99168\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/99168"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
41

У меня от второго Портала до сих пор мурашки в ключевых сюжетных сценах. Valve гениально используют совет для всех сюжетов, что нужно показывать а не рассказывать.

Ответить
30

Момент с Луной был вообще топовейший.

Ответить
4

Да, одна из лучших концовок. Тот случай , когда сюжет с геймплеем очень круто переплетаются

Ответить
6

ух помню как же меня пробила концовка, от луны до прощания. Помнится даже слезу пустил

Ответить
28

Добавлю за автора лучшего персонажа в игре)

Ответить
11

Оранжевый и Синий? Лол бля. Атлас и Пибоди их зовут, учи матчасть

Ответить
2

Щет сама Глэдос именно так их и называет. Синий и Оранжевый.

Ответить
3

Насколько я понял, она их намеренно презрительно так называет, но ведь у них есть имена. Это личности! Слава роботам!!1

Ответить
8

Portal/Portal2 идеальные примеры игр, где геймплей сочетается с постоянным состоянием потока. Что-то подобное можно было наблюдать  ещё, например, в Mirror's Edge.
Ещё хочу отметить замечательный режим "Комментарии разработчиков". Считаю он должен быть в каждой игре

Ответить
0

Жаль в ванилу HL2 их не завезли. Да и в блэк месу. 

Ответить
7

Адская графомания

Ответить
3

Обожаю Portal.

Ответить
3

Одна из любимейших игр. Обожаю, как там подаётся сюжет: вовремя, к месту, до миллиметра выверено. Кудесники над ней работали

Ответить
2

Вот так совпало я как раз недавно пробежал Portal и Portal 2 и вот сейчас снова прохожу Portal Sories: Mel для любителей сложных головоломок, а для первой части есть Portal:Prelude. 

Ответить
2

Игры прекрасные, а статья ни о чём и ни про что. Минус не ставлю, но с таким же успехом и википедию почитать можно ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
1

А кто нибудь играл в Bridge Constructor Portal? Как я понимаю разрабы не от балды налепили название, а Габен им разрешил, значит посчитал что игра достойна считаться вселенной Portal. А то сейчас как раз на неё скидка, думаю взять не взять.

Ответить
2

Играл Обычный Бридж Констрактор с новыми фишечками. Не сказать ничего плохого, но на любителя.

Ответить
1

Portal и особенно Portal 2 - великие шедевры. Перепроходил Portal 2 11 раз.

Ответить
1

Недавно только прошел обе части, осваивая Стим контроллер.

Ответить
1

Если valve не хотят делать трилогию, тогда пусть делают тетралогию 😃

Ответить
0

Помню юморное флеш-видио по портал 1.
Где все слова песни still alive была иллюстрирована.
Найти бы теперь..

Ответить
1

нашлась только мертвая ссылка. жаль, не видел это видео.
https://paulp.ucoz.ru/load/66-1-0-307

Ответить
0

Cara bel, cara mia bella Chel )

Ответить
0

"Торт - это ложь".

Ответить
0
Ответить
0

Жаль музыку не упомянул, она великолепна, особенно финал второй части, ну и песни гладос из титров обоих частей

Ответить
–1
Ответить
–2

И в HL и в HL2 сюжет закончен.

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ] { "token": "44678009-4347-4bab-9ecf-be51c91ed90c", "release": "c0d1b4db" }
{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }