Кодзима, игры на раздевание и расследования убийств — ранняя история жанра визуальных новелл

Что такое визуальные новеллы и в какие игры играли на заре компьютеров.

Скриншот из игры <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.steampowered.com%2Fapp%2F250320%2FThe_Wolf_Among_Us%2F&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">T</a>he Wolf Among Us. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.steampowered.com%2Fapp%2F250320%2FThe_Wolf_Among_Us%2F&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры The Wolf Among Us. Источник

Привет! Меня зовут Наталья Андрианова. В Green Grey я возглавляю нарративный отдел, где мы занимаемся разработкой новых сюжетов для наших проектов, в том числе и для визуальных новелл. Новеллы — это жанр, где центральный элемент геймплея — история и выборы игрока, которые влияют на её развитие. Сегодня заглянем в прошлое, чтобы узнать, как всё зарождалось и развивалось.

Что такое визуальные новеллы

Многие игроки считают, что визуальные новеллы — это только симуляторы свиданий, и играют в них затворники или подростки. Конечно же, жанр гораздо шире и интереснее.

В качестве примера рассмотрим основные виды визуальных новелл: сюжетные, кинетические, дейт-симы (те самые симуляторы свиданий) и новеллы смешанного типа.

Визуальные новеллы существуют на стыке книг, фильмов и игр. И такое пограничное состояние даёт своё преимущество: разработчики могут вобрать всё лучшее из трёх сфер.

Для погружения в атмосферу используются арт-вставки или полноценные кат-сцены и музыкальное сопровождение. Новеллы лёгкий для вхождения жанр, не нужно изучать геймплей. От игрока требуется только внимательно следить за развитием сюжета и принимать решения, если есть такая возможность.

У кинетических новелл линейный сюжет. Их главная особенность — отсутствие выбора у игрока: он не влияет на историю, а просто наблюдает за персонажами. Зачастую это довольно короткая книга со статичными или анимированными иллюстрациями и музыкой. Один из культовых примеров — Higurashi no Naku Koro ni («Когда плачут цикады»). Здесь игрока постепенно вводят в курс таинственных дел деревни, чтобы затем столкнуть с ужасными событиями.

Сюжетные новеллы — это классический вид новелл. Такие игры обычно обладают разветвлённым сюжетом. Главная механика заключается в возможности выбора, который непосредственно влияет на развитие истории. Например, видный представитель — серия Fate от студии Typemoon с большой вариацией сюжетных линий и концовок.

Новеллы смешанного типа — смесь новелл с другими жанрами игр, например, с RPG, квестами, три в ряд и другими. Ярким представителем можно считать серию Persona, где основой геймплея выступает RPG, но взаимодействие игрока с персонажами выглядит как визуальная новелла.

Дейт-симы — это виртуальные симуляторы свиданий. Где задача игрока состоит в том, чтобы добиться успеха в романтических линиях с другими персонажами. При этом большинство представителей жанра предлагают игроку широкий спектр персонажей, с которыми можно завязать отношения. Существуют новеллы, ориентированные на игроков разных полов и гендеров, также многие игры предлагают возможность завести гарем из всех персонажей. Классические примеры симуляторов свиданий — Sakura Wars и True love.

Как появились первые визуальные новеллы

Жанр визуальных новелл появился в конце 1970-х в Японии. Его появление стало возможно благодаря двум событиям.

Во-первых, возросла популярность манги и аниме, которые часто основаны на ранобэ (новеллах с простыми сюжетами). А во-вторых — к этому времени появились компьютеры, которые могли выдавать графику не просто в виде линий или символов, а отрисовывать полноценные изображения (FM-7 или PC-8800, к примеру).

Впрочем, истории, которые рассказывали разработчики в те годы, не отличались глубиной — чаще всего это были порнографические игры. Как одна из первых известных визуальных новелл Lolita: Yakyūken.

Скриншот из игры Lolita: Yakyūken. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.mobygames.com%2Fgame%2Fpc88%2Flolita-yakyken%2Fscreenshots%2FgameShotId%2C593010%2F&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры Lolita: Yakyūken. Источник

Сюжет игры был очень прост — герой играет с девушкой в камень-ножницы-бумага на раздевание. При каждой удачной попытке она снимает с себя одну вещь. При этом исход зависит только от удачи. В случае нескольких неудачных попыток героя арестовывает полиция, и чтобы вновь увидеть всё, нужно начинать сначала.

Ещё одним из первых представителей жанра была игра Joshi Ryou Panic, выпущенная в 1983 году. Герой должен спасти свою похищенную девушку в женском общежитии. Для этого он может передвигаться по общежитию и разговаривать с соседками девушки, а также собирать улики и разгадывать загадки. Но при этом у него есть возможность переспать с несколькими другими жительницами общежития.

Скриншот из игры Joshi Ryou Panic. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.uvlist.net%2Fgame-96789&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры Joshi Ryou Panic. Источник

В отличие от Lolita: Yakyūken, в Joshi Ryou Panic были разветвлённое повествование и несколько разных концовок. Разработкой занималась Enix (сегодня Squire Enix), которая, кстати, работала над Final Fantasy — серией игр, определившей жанр jRPG.

Примерно в то же время Enix также выпустила Portopia Renzoku Satsujin Jiken («Дело об убийстве в Портотопии»). Главному герою предстоит расследовать убийство, разыскивая различные улики.

Геймплей уже был больше похож на визуальные новеллы. Текст занимал большую часть экрана и рассказывал происходящее. Игрок видел описание ситуации и выбирал действия, которые продвигали его дальше по истории. У сюжета было несколько развязок, зависящих только от выбора игрока.

Скриншот из игры Portopia Renzoku Satsujin Jiken. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.mobygames.com%2Fgame%2Fpc88%2Fportopia-renzoku-satsujin-jiken%2Fscreenshots%2FgameShotId%2C519377%2F&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры Portopia Renzoku Satsujin Jiken. Источник

Любопытно, что автор и сценарист игры Юдзи Хаори в дальнейшем создал легендарную серию игр Dragon Quest и был сценаристом Chrono Trigger.

Первые серьёзные формы

В девяностые годы в Японии усилилось действие закона о цензуре. Согласно ему, запрещалось распространять компьютерные игры, аниме и мангу с пропагандой насилия и разврата. Такой поворот истории во многом позволил жанру стать более осмысленным в плане нарратива и отойти от эротики к другим формам сюжета.

В 1992 году вышла игра Dokyusei («Одноклассники»). Сюжет игры заключается в том, что главный герой, недавно приехавший в новую школу, выстраивает отношения с широким кругом девушек. Главное нововведение для жанра — отдельные сюжетные линии для разных персонажей.

Скриншот из игры Dokyusei. Источник

При этом эротика — побочный элемент развития отношений с героинями. Игрок может перемещаться по разным локациям: кафе, театрам и разным заведениям, у которых есть свой график работы. Игра имела полноценный сюжет и разные концовки. Она стала бестселлером и одним из первых представителей жанра эроге (сюжетных игр с эротическими сценами), а по её мотивам снято одноимённое аниме.

Икона сегодняшней индустрии видеоигр — Хидео Кодзима — тоже участвовал в формировании жанра визуальных новелл. В 1988 году вышла игра Snatcher, во многом вдохновлённая «Акирой», «Терминатором» и «Бегущим по лезвию» — смесь кинематографической адвенчуры и новеллы, в которой игрок управлял процессом с помощью командной строки.

Скриншот из игры Snatcher. Источник

Из-за того, что изначальная задумка оказалась слишком большой для своего времени, из шести запланированных актов вышло только два, а при переиздании был добавлен третий акт. Но история так и осталась незаконченной.

Другой визуальной новеллой от Кодзимы стала Policenauts от Konami, которая вышла в 1994 году. Она также выполнена в сеттинге отдалённого будущего. В ней Кодзима воплощает свои детские фантазии о быте полицейского в космосе.

Скриншот из игры Policenauts. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.mobygames.com%2Fgame%2F3do%2Fpolicenauts%2Fscreenshots%2FgameShotId%2C501737%2F&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры Policenauts. Источник

Игровой процесс предполагает чередование экшн-сцен, перестрелок в виде «point-and-click», расследования и допроса свидетелей. Английская версия игры так и не была выпущена.

Кодзима вспоминал, что именно разработка визуальных новелл научила его писать код и так он стал не только сценаристом, но и полноценным разработчиком.

Некоторые разработчики пошли в иную сторону и создали направление игр (nakige), которые должны были вызвать у игроков слезы. Он получил развитие с выпуском таких игр, как To Heart в 1997 и One:Kagayaku Kisetsu e в 1998 году.

Скриншот из игры To Heart. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvndb.org%2Fv18&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры To Heart. Источник

В подобных играх романтическое развитие сюжета прерывается трагедией, болезнью или другими травматическими событиями, но игрок всё равно может получить счастливую концовку.

В To Heart игрок может выбрать, с кем из школьных подруг главный герой построит отношения. Каждая из них имеет уникальную историю и часто неожиданно трагическую судьбу. Чтобы увидеть все сюжетные линии, необходимо несколько раз пройти игру и принять разные решения, в том числе отвергнуть любовные предложения от одних девушек, чтобы быть вместе с другой.

В One: Kagayaku Kisetsu e игрок наблюдает развитие истории обычного школьника из потустороннего мира, напоминающего чистилище, который медленно поглощает главного героя. Чтобы остаться в реальном мире, нужно чтобы о нём кто-то помнил. Поэтому он и строит связи с девушками вокруг себя.

Скриншот из игры One Kagayaku Kisetsu e. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvndb.org%2Fv51&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры One Kagayaku Kisetsu e. Источник

Игроки испытывают бурю эмоций, которая позволяет им привязаться к персонажам и сочувствовать им. Многие последующие визуальные новеллы следовали этому канону: герой вначале должен страдать, а только потом заслужить право на счастье.

Мировая известность к жанру визуальных новелл пришла вместе с серией Ace Attorney. Игрок выступает в роли адвоката, который в ходе перекрёстного допроса должен поймать свидетелей на лжи или доказать несостоятельность аргументов обвинения.

Скриншот из игры Ace Attorney. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvndb.org%2Fv711&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры Ace Attorney. Источник

Особенность игры — экстравагантность действующих лиц, благодаря этому она породила несколько известных мемов. Когда главный герой хочет высказать своё несогласие, он каждый раз кричит «Протестую» по-японски. Прокурор выглядит как аристократ XIX века, а дела, которые рассматривает местный суд, так и норовят сломать игроку мозг.

Игра была переведена на английский, и в США было продано больше копий, чем в Японии. А всего к 2021 году удалось продать 8,8 млн копий. Она также сильно повлияла на развитие детективных визуальных новелл и задала каноны, которым, например, следует популярная серия Danganronpa.

Современные новеллы

Новое дыхание жанр получил с 2010-х годов в формате free-to-play для мобильных телефонов, и теперь играть можно в любом месте, нужен только телефон. И чем быстрее развиваются мобильные технологии, тем качественнее становится контент, а визуальные новеллы — тот самый жанр, который очень чутко реагирует на эти перемены, стремительно прогрессируя и зарабатывая десятки миллионов долларов в год.

Для современных мобильных фритуплейных новелл характерен вывод текста в небольшой рамке, чаще всего диалогом, в то время как в конце прошлого года акцент был сделан на текст, порой занимающем полэкрана.

Ещё один отход от японских канонов в том, что повествование перестаёт описывать окружающий мир, а эмоции героя отрисовываются или анимируются. Тут следует сказать о некотором разветвлении визуального стиля: аниме-новеллы не теряют своей актуальности и сегодня, однако очень популярны проекты в реалистичном исполнении, так называемый американский вариант.

От своих прародителей современные новеллы отличаются появлением микротранзакций. Во многих проектах используется внутриигровая валюта — кристаллы (алмазы), которые игрок получает в процессе игры или приобретает за реальные деньги. Потратить их можно на покупку гардероба для героя или других персонажей, в частности, для любовных интересов.

С помощью кристаллов открывается дополнительный контент, детали лора, полезная информация, романтические сцены, а также пополняются недостающие баллы для завершения желаемой сюжетной ветки. И это лишь малая часть того, что можно получить за кристаллы — всё зависит от конкретного проекта и в том числе его метагейма.

В какие новеллы стоит поиграть?

Мои любимые новеллы — это те, которые сейчас разрабатываются в нашей команде сценаристов в Green Grey. Что же касается интересных проектов от коллег — создателей free-to-play приложений визуальных новелл, то тут я отмечу несколько игроков.

Moments: Choose Your Story

Это «книжная полка» с большой коллекцией разных по жанру новелл. В историях отличная визуализация, анимированные персонажи и глубокий геймплей. В игре есть дополнительные механики кастомизации игрока и социальная составляющая. По нарративному наполнению истории очень разные, поэтому Moments — это скорее про эстетику и отличный игровой баланс.

Stories: Your Choice

Здесь можно найти истории со сложной архитектурой сюжета. От скрытых выборов игрока зависят развитие сюжета и финал, что значительно повышает реиграбельность проекта. Интересная особенность — возможность выбора пола и ориентации персонажа, которые близки ему в данный момент.

Игрок может по-разному пройти сюжет и почувствовать широкий спектр эмоций. Однако главное — проработанные сценарии, ставящие во главу угла саму историю, а не только развитие любовных отношений.

Любимые новелльные проекты для ПК

Что касается новелл для ПК, то здесь в определении формата мы ориентировались на истории от Telltale, которые по архитектуре выстраивания сюжета во многом близки нашему проекту.

The Walking Dead

Игра по известной вселенной The Walking Dead имеет свой уникальный сюжет, лишь частично связанный с оригинальным комиксом. Главный герой старается выжить в постапокалиптическом зомби-мире с маленькой девочкой Клементиной.

Скриншот из The Walking Dead. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.steampowered.com%2Fapp%2F207610%2FThe_Walking_Dead%2F&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из The Walking Dead. Источник

Геймплей позволяет управлять персонажем от третьего лица и взаимодействовать окружающим миром. Главная особенность в том, что игрок может принимать решения, от которых зависит его судьба и Клементины. От решений зависит, каким человеком она станет и как себя поведёт в дальнейшем.

Глубокий сюжет роднит эту игру с визуальными новеллами, а благодаря новаторским для своего времени она стала культовой.

The Wolf Among Us

Наследник The Walking Dead и приквел комикса Fables. Сюжет рассказывает об оборотне Бигби Волке, который работает шерифом в фэнтезийном районе Манхэттена. Все сказочные существа должны соблюдать правила, чтобы о них не узнали люди. Однако это становится весьма непросто, когда один за одним начинают погибать волшебные создания.

Скриншот из игры The Wolf Among Us. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.steampowered.com%2Fapp%2F250320%2FThe_Wolf_Among_Us%2F&postId=1050952" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из игры The Wolf Among Us. Источник

Геймплей игры — это, собственно, расследование убийств эксцентричным и харизматичным Бигби. Игрок от лица шерифа общается с персонажами, взаимодействует с окружающим миром и постоянно принимает решения или отказывается это делать. Бездействие тоже влияет на развитие истории. Каждый раз приходится делать довольно непростой выбор, чаще всего моральный, где из двух зол выбираешь меньшее (привет «Ведьмаку»).

Дополнительную атмосферу мрачной сказки в нашем реальном мире создаёт визуал игры, выполненный в стилизации комикса, который и стал основой сюжета.

1717
Начать дискуссию