Xbox Series X против PlayStation 5: что мы знаем, чего мы не знаем и почему выводы делать рано

Xbox Series X против PlayStation 5: что мы знаем, чего мы не знаем и почему выводы делать рано

Я наблюдаю за сообществом DTF с самого начала его формирования, и за прошедшие несколько лет не могу вспомнить более радикального и быстрого «разворота» мнений, чем случился в вечном конфликте Xbox и PlayStation.

Пару лет назад нас вполне резонно называли «сонибойским» сайтом, а статьи и новости про Microsoft даже в плане трафика собирали заметно меньше. Оно и понятно: после неудачного старта Xbox One в России Sony заняла в стране доминирующие позиции, а Microsoft, наоборот, постепенно отступала: тут и отказ от региональных цен в цифровом магазине, и продажа подписок исключительно через ритейл.

Но в 2019 году ситуация начала меняться. Сначала Xbox One X показала себя как отличная бюджетная замена ПК, «рвущая» PS4 Pro почти во всех мультиплатформенных играх, а потом людей заинтересовал Game Pass — подписка стала очень уж выгодным предложением.

Xbox Series X против PlayStation 5: что мы знаем, чего мы не знаем и почему выводы делать рано

Финальным ударом Фила Спенсера по PlayStation стал анонс Xbox Series X — консоль уже три месяца показывают очень уверенно и убедительно, а с игроками говорят исключительно на языке больших цифр и категоричных утверждений: «У нас 12 терафлопс, у нас самая мощная консоль в мире».

Xbox Series X против PlayStation 5: что мы знаем, чего мы не знаем и почему выводы делать рано

И ладно бы Sony так же громко отвечала, но нет: компания уже несколько недель подряд невнятно пытается объяснить «потенциал» PlayStation 5, в который игроки, когда-то обжёгшиеся на PS3, конечно, не верят.

Тем не менее последние публикации редакции про PlayStation 5 были достаточно позитивными, из-за чего в сообществе появилось мнение, что редакция «выгораживает» Sony. Чтобы устранить это недопонимание, я решил по пунктам разобрать ситуацию с двумя консолями и наше к ней отношение.

Можно ли сказать, что у PS5 уже есть проблемы?

Если отбросить много фоновых факторов, то да.

Первые месяцы после анонса консоли важны, и пиар PlayStation 5 пока что был, мягко говоря, чудовищным. На сегодняшний день Sony говорит про PS5 на языке разработчиков, забыв об игроках, и последние всё сильнее склоняются в сторону Microsoft.

Но Sony может изменить ситуацию в свою пользу, проведя крупное потребительское мероприятие и показав в действии первые игры для PS5. Главный вопрос: почему компания до сих пор этого не сделала?

Xbox Series X действительно мощнее, чем PlayStation 5?

Если мы отталкиваемся от сухих цифр, то да.

Трудно спорить с 10,28 терафлопсами против 12 терафлопсов. Графическая подсистема у Series X в 1,18 раз мощнее.

Для сравнения, у PS4 Pro 4,2 терафлопса, а у Xbox One X — 6 терафлопс. Это в 1,43 раза мощнее.

При этом разрыв между новыми консолями может чуть увеличиться, поскольку у PS5 переменные частоты, а у Xbox — постоянные, хотя Марк Церни утверждает, что GPU консоли большую часть времени будет работать на пределе своих возможностей.

Что это значит? Что по GPU Sony существенно сократила разрыв, возникший после выхода One X, но не до конца. Вероятно, мультиплатформерные игры на PS5 будут чуть ниже опускать динамическое разрешение, но разница будет не настолько драматичной, как сейчас. Если у вас 4K-дисплей средних размеров, отличия будет найти сложнее, чем между One X и PS4 Pro.

Xbox Series X против PlayStation 5: что мы знаем, чего мы не знаем и почему выводы делать рано

При этом для GPU Microsoft выбрала 52 вычислительных блока на постоянной частоте 1,825 ГГц, а Sony — 36 на переменной частоте до 2,23 ГГц.

Во что это выльется? Церни считает, что разработчикам будет проще работать с меньшим количеством более быстрых вычислительных блоков, тогда как Microsoft делает ставку не на удобство, а на «сырую мощь» 12 терафлопсов.

ЦПУ у обеих консолей основаны на 8-ядерной архитектуре Zen 2, но Sony выбрала частоту ядер 3,5 ГГц с постоянно включённым SMT (одновременная многопоточность), а Microsoft – 3,8 ГГц c выключенным SMT и 3,6 ГГц с включенным.

Это значит, что тут у Microsoft при любом раскладе будет небольшое преимущество, и на старте оно может быть более явным: для упрощения разработки многие студии поначалу будут выбирать отключенный SMT при более высокой частоте, получая на Series X заметный прирост производительности. Со временем эта разница может сократиться, если разработчики начнут делать больше игр с поддержкой SMT.

Xbox Series X против PlayStation 5: что мы знаем, чего мы не знаем и почему выводы делать рано

Что там с разницей в скорости SSD между двумя консолями?

Если говорить о скорости чтения и записи, то SSD у PS5 в два раза быстрее. Это преимущество будет больше всего заметно в эксклюзивах Sony, а вот разработчики мультиплатформы явно выберут диск Xbox Series X в качестве базовой линии.

В разговоре с Digital Foundry Марк Церни объяснил, что быстрый SSD позволит разработчикам не хранить часто повторяющиеся ассеты вроде мусорных пакетов из Spider-Man в оперативной памяти. И чем быстрее SSD, тем свободнее будет ОЗУ для других задач. Это приведёт к тому, что в открытых мирах будет меньше повторяющихся элементов, и окружение в целом станет детальнее и богаче.

Xbox Series X против PlayStation 5: что мы знаем, чего мы не знаем и почему выводы делать рано

Но будут ли благодаря SSD игры Sony выглядеть иначе? Увидим ли мы большую разницу? Сама Sony не спешит прямо сравнивать себя с Microsoft, и это осложняет нашу задачу.

Вполне возможно, SSD повлияет на картинку в играх не так сильно, как этого хочет Sony, и в итоге Microsoft будет тотально доминировать в этом поколении, выбрав более простую и понятную мощь GPU.

Возможен и другой вариант: Microsoft будет лидировать в мультиплатформе, но игры Sony всё же получат заметный прирост в детализации окружения благодаря в два раза более быстрому SSD.

На сегодняшний день обе эти версии в равной степени вероятны.

Зачем Sony вообще нужна эта возня с переменными частотами, если она приведёт к ещё большому отставанию в мощности?

По своей философии Xbox Series X — это такой мощный ПК с постоянными частотами процессора и видео, тогда как у PS5 эти параметры будут меняться динамически.

Аналитики считают, что удержание бюджета энергопотребления на постоянном уровне и соблюдение баланса тепловыделения между GPU и CPU приведёт к тому, что PS5 будет проще охлаждать, и она может оказаться более компактной, чем Series X.

Если консоль будет действительно маленькой, это хотя бы отчасти оправдает сложную затею Церни.

В дополнение к этому Sony считает, что её детерминистский подход к энергопотреблению сделает разработку игр для консолей ещё более простой, но тут остаётся только поверить ему на слово. Некоторые аналитики, наоборот, считают, что это создаст разработчикам ненужные сложности.

Одержимость Sony качеством звука вообще имеет смысл?

Современные игры не могут полностью раскрыть звуковой потенциал даже текущего железа. Об этом нам говорят редкие примеры вроде Half-Life: Alyx и Red Dead Redemption 2, у которых качество аудио опережает таковое в большинстве игр ААА-класса. И для того, чтобы оценить прогресс, вам не нужны какие-то особые колонки или наушники.

Если благодаря выделенным аппаратным блокам Sony и Microsoft удастся упростить создание звука в играх и вывести большинства ААА-тайтлов по уровню хотя бы на уровень звуковой палитры Сен-Дени из RDR 2, это будет уже гигантский прогресс.

Но нужен ли для этого Tempest Engine из PS5? На сегодняшний день он кажется излишеством, которым будут пользоваться в основном внутренние студии Sony.

Может ли из-за разницы в 2 терафлопса сейчас повториться ситуация с запуском Xbox One, но уже для консоли Sony?

Многие игроки уже считают, что да. Они уверены, что из-за 10 терафлопсов PS5 можно практически приравнять к Xbox One в начале поколения.

Но на деле это далеко не так. Xbox One была одновременно слабее и больше, чем PS4. Кроме того, у Microsoft были проблемы с Kinect и с самой стратегией запуска, которую пришлось спешно пересматривать.

Пока что Sony находится не в такой ситуации.

Разница в мощности была только одним из факторов, хотя именно она больнее всего била по Microsoft до выхода One X.

Какой будет конкуренция Series X и PS5 в России?

На текущий момент Sony намного лучше представлена в нашей стране — благодаря успеху PS4. У неё больше маркетинговые бюджеты, больше пиарщиков, и, что особенно важно, у неё есть региональные цены. Бренд PlayStation очень силён в России.

В теории Microsoft может развернуть ситуацию в свою сторону, если текущая тенденция сохранится. Но для этого очень важно, чтобы Xbox Series X появилась в РФ на старте и продавалась по конкурентоспособной цене.

Проблемой для Microsoft в условиях экономического кризиса может стать и привязка цен на игры в России к курсу доллара. Из-за колебаний валюты в марте ААА-игры для Xbox в Microsoft Store дорожали почти до 5000 рублей, пока Sony держала свои стандартные позиции в 3999 и 4499.

После семи лет успешных продаж Sony будет оставаться для Microsoft очень сильным противником, даже если с PS5 будут какие-то проблемы на старте.

Почему ещё рано делать глобальные выводы?

Говорить о поражении PS5 из-за нехватки сырой графической мощи и слабого пиара в начале 2020 года рано, потому что мы до сих пор не знаем четырёх вещей:

  1. Сколько Xbox Series X и PS5 будут стоить
  2. Как будет PS5 выглядеть и насколько она будет меньше или больше, чем Series X
  3. Какими будут стартовые линейки
  4. Какие новые сервисы получат игроки и как улучшат уже существующие

Каждый из этих пунктов может радикально изменить наше восприятие двух консолей.

Microsoft купила много именитых студий, но нам до сих пор неизвестно, сможет ли она стабильно отвечать Sony играми уровня Marvel's Spider-Man, The Last of Us и God of War. Сейчас Xbox делает большую ставку на Halo: Infinite, но последние релизы 343 Industries едва ли можно было назвать безупречными. Сможет ли эта студия вдруг сделать игру, которая станет для Xbox Series X тем, чем была Breath of the Wild для Switch?

Xbox Series X против PlayStation 5: что мы знаем, чего мы не знаем и почему выводы делать рано

В теории Microsoft может больнее всего ударить по Sony разнообразием. Японцы делают большие ставки на кинематографичные игры от третьего лица, и это может сыграть с PS5 злую шутку. Да, это востребованный и массовый жанр, но уже к концу текущего поколения многие игроки начали замечать, что у PlayStation как будто заело пластинку.

Что касается сервисов, то в этом плане Microsoft уже давно выглядит более убедительно, чем Sony. У команды Фила Спенсера есть чёткое видение будущего и тяга к экспериментам. Пока Xbox играется с Game Pass, дружит c Nintendo и делает большие ставки на «облака», Sony до сих пор не может сделать нормальный поиск в PSN, а её стратегия всё больше напоминает таковую у Switch: «Вы покупаете нашу консоль ради эксклюзивов, и терпите любые проблемы ради них».

Цены — это тоже большой вопрос. Xbox Series X может оказаться дороже, чем PS5, и тогда игрокам придётся думать, стоят ли пресловутые 2 терафлопса дополнительные 100-50 долларов. Кроме того, скоро Microsoft должна показать вторую консоль, которую, скорее всего, будет отличать от Series X пониженная мощь GPU. От того, как цена и мощь PlayStation 5 будет соотноситься с этими параметрами у консолей Microsoft, зависит практически всё.

Да, у Sony на сегодняшний день есть проблемы. Так почему редакция не спешит «топить» PS5? Потому что любые выводы сейчас будут преждевременными.

Люди покупают консоли, которые есть в магазине рядом с ними и продаются по разумной цене. Люди покупают консоли, на которых есть много интересных игр. Люди покупают консоли, которые выбрали их друзья. Люди покупают консоли, которые попросту удобнее в ежедневном использовании — в том числе благодаря хорошим сервисам. И все эти факторы, касательно PS5 и Series X, пока что покрыты для нас завесой тайны.

Да и по большому счёту болеть мы должны не за какую-то из двух сторон. Как ни крути, корпорации — нам не друзья. Болеть мы должны за сильную конкуренцию. Ведь именно благодаря доминированию Sony Microsoft стала такой, какая она есть сегодня — дружелюбной по отношению к игрокам компанией с человеческим лицом. Без Джокера не бывает Бэтмена (и наоборот), и мы почему-то об этом постоянно забываем.

33 показа
21K21K открытий
660 комментариев

Хочу спросить одну вещь у экспертов, кстати.

Когда Microsoft анонсировала характеристики Series X, я видел как разработчики жаловались на то, что ОЗУ разбита на два пула с разной скоростью. У Sony вроде как один пул.

Можете пояснить, как это может сказаться на обеих консолях? Потому что из западных СМИ об этом мало кто пишет.

Ответить