Почему все ненавидят Nintendo Switch 2 и что на самом деле лучше.
Итак, 5 июня вышла долгожданная Nintendo Switch 2. Сам я консоль имею уже ровно 2 месяца и чем больше я ею владею, тем больше я ввязываюсь в споры по поводу устройства и его линейки игр. Дошло до того, что я вышел из многих чатов и отказался общаться с многими людьми более лично.
В этом материале я хочу разобрать все плюсы и преимущественно минусы консоли, установить за что её ругают, провести параллели и исторический экскурс.
1. Само устройство.
К счастью (или к чьему-то разочарованию), утечки подтвердились. Консоль получила ARM-процессор, близкий по мощности к PS4, и графику Nvidia на архитектуре Ampere: 1,72 ТФЛОПС в портативном режиме и 3 ТФЛОПС в ТВ-режиме. Всё это работает с 12 ГБ оперативной памяти LPDDR5X.
Характеристики действительно впечатляют. В портативном режиме Switch 2 чуть мощнее Steam Deck, а в док-станции почти дотягивает до Xbox Series S. Но разница между устройствами кроется не только в цифрах — она гораздо заметнее и проявляется и в плюсах, и в минусах.
1.1. Батарея.
Все характеристики меркнут на фоне автономности. Процессор консоли выполнен на 8-нм техпроцессе, тогда как современные чипы давно перешли на 4 или даже 3 нм. В результате он потребляет слишком много энергии, и батареи на 5220 мА·ч хватает ненадолго.
По данным Nintendo, консоль работает от 2 до 6,5 часов. Два часа подтверждаются легко, но найти игру, которая вытянет все 6 — задача непростая.
Для сравнения, последние модели Nintendo Switch, OLED и Lite имеют Tegra X1 с уменьшенным тех. процессом с 20 до 16 нм. Они отличаются отличным энергосбережением, благодаря чему автономность выше 3-4 часов и доходит до 7-9 часов.
Если сравнивать с более старыми портативками, то разница плюс-минус небольшая.
• PS Vita (1000): 3-5 часов
• PS Vita (2000): 4-6 часов
• Nintendo 3DS (разные ревизии): 3-7 часов
• PSP (разные модели): 3-6 часов
• Game Boy Advance SP: 10-18 часов
Но есть слон в комнате, я совсем не сравнил с Steam Deck. Он действительно спроектирован как консоль, когда другие ПК-портативки фактически используют готовые решения перебрендированные под ПК-портативки.
Если Switch 2 сравнить с ПК-портативками, то разница уже окажется едва заметной.
• Steam Deck LCD: 1.5-8 часов.
• Steam Deck OLED: 2-11 часов
Valve в своих характеристиках заявляет о 3-12 часах, но с оговорками. Если вы будете играть в 30 FPS, с скрученными на половину яркостью и громкостью, а ещё есть возможность ограничить частоту обновления дисплея, частоту процессора, частоту видеоядра и питание батареи.
Если скрутить всё до минимума и запустить сапёр, то возможно заявленные 12 часов будут и актуальными, но запустите Cyberpunk 2077 и больше 3 часов при играбельных настройках вы не выдавите (и то, владельцы первых ревизий выжмут гораздо меньше).
Сравнивать с ASUS ROG Ally или Lenovo Legion GO не имеет значения, так как ПК-портативки на старых ревизиях процессоров, с худшей энергоэффективностью и очень не энергоэффективным экраном.
Кроме того, начали выходить ПК-портативки на более энергоэффективных процессорах, например Ryzen Z2 Extreme (MSI Claw, ASUS ROG Xbox Ally X и другие), они с батареей 80 Вт⋅ч, что даёт космические 2 часа при высоком TDP (это рекорд для таких устройств). При оптимизированных настройках в AAA-играх можно вытянуть чуть более 3 часов, а в инди-играх можно выжать 8-12 часов. Но цена этих устройств как минимум в 2 раза выше Switch 2.
1.2. Экран
Nintendo всех удивила, встроив в консоль экран с частотой 120 Гц, что означает, что система способна выводить чистые 120 FPS.
Кроме того, дисплей поддерживает HDR, но как оказалось, до идеального ему далеко, не хватает яркости. Тем не менее, переход после Switch OLED практически безболезненный, дисплей такой же яркий и насыщенный, единственное чего лишаетесь, это натурального черного.
Существенный минус, это защита экрана. В основе обычное стекло, поверх него наклеена защитная пленка, но если вы ей дорожите, наклейте с первого дня что-то ещё не сильно крепкое. Док станция будет царапать пленку с первого дня, а её просто так не заменить, она очень крепко наклеена.
1.3. Контроллеры
Joy-Con 2 наконец лишились рельс и на смену им пришли простые и надежные магнитные крепления. Внутри обновленный HD Rumble 2, который вместо звонкого писка теперь даёт ощутимо глубокую вибрацию.
По бокам расположены лазерные сенсоры для управления контроллерами как мышками, это отнюдь не дешевые датчики и они имеют высокое разрешение. Консоль поддерживает управление несколькими контроллерами в режиме мышки одновременно, что полезно для игр-вечеринок и других.
Улучшен и гироскоп, теперь точность стала лучше и снижено дрожание контроллеров, от чего теперь управлять движением стало одно удовольствие. Это улучшение влияет на опыт во всех доступных Switch 1-играх, потому что его теперь нужно намного реже калибровать.
Новый Pro Controller также включает улучшения гироскопа и HD Rumble. Его основа осталась прежней и он по прежнему не имеет нормальных триггеров. Однако, стики были серьёзно улучшены, они теперь совсем бесшумные и менее подвержены износу. Также доработали крестовину и кнопки ABXY, они стали больше.
Также контроллер получил кнопки на спинке GR и GL. Они легко переназначаются и настройки сохраняются для каждой игры из быстрого меню консоли.
Есть одно серьёзное, лично для меня улучшение, которое как порадовало, так и расстроило, это порт для наушников. Звук в наушниках, подключенных к контроллеру имеет серьёзную задержку и она обостряется в Switch 1-играх. Поэтому, учитывая поддержку беспроводного аудио, его добавили скорее "просто чтобы было" чем действительно полезная возможность.
Также у обновленной вибрации в Joy-Con 2 и Pro Controller есть некоторые ограничения. Вибрация при длительном действии отключается на несколько секунд для некой защиты, с чем эта мера предосторожности связана - непонятно.
1.4. Док станция
Тут чудес не случилось и Nintendo выкатила очередной пылесборник, при этом на рынке уже появилось много более компактных аналогов, транспортировка которых проще.
Док станция получила активное охлаждение, причем почти бесшумное, но когда в ходе игры вынимаете консоль из неё, резко включается охлаждение самой консоли и довольно громко. Охлаждение консоли также бесшумное при обычной игре, так что по мере охлаждения до нормального состояния, шум быстро стихает.
Набор портов прежний, два USB Type A, LAN, HDMI и питание USB Type C. Однако в этот раз HDMI не ограничен и способен выводить 4K60Гц и даже 1440p120Гц. Но есть огромный нюанс, он не поддерживает VRR. Это как то связано с преобразованием сигнала DisplayPort в самой системе, хотя фактически поддержка VRR возможна и даже доказана энтузиастами. Возможно это смогут решить с системными обновлениями.
Док в этот раз большой и высокий, чтобы соответствовать размерам консоли и создать устойчивость, но на самом деле консоль в доке по прежнему можно легко опрокинуть, например переключая HDMI, так что предварительно лучше вынимать консоль из него.
Также в этот раз сбылись все опасения, тянущиеся с Switch 1 и новый док теперь действительно способен царапать экран консолей. Точнее не сам экран, а защитную пленку на нем. Пленка очень мягкая и любая попавшая пыль или мусор в док станцию могут её легко повредить.
1.5. Энергоэффективность
Консоль и контроллеры теперь очень энергоэффективные. В них заключены долгие годы оптимизации потребления энергии, но цена этому разная, где то есть плюсы, а где то существенные минусы.
1. Nintendo отказалась от методов ускорения обновления матрицы дисплея. Из-за чего экран обновляется с существенной задержкой. Вы легко это заметите в демоверсии Taiko no Tatsujin Rhythm Festival. Вы не можете прочитать текст в движении, а барабаны приходится ударять опираясь на музыкальное сопровождение, то есть в такт. На дисплее вам едва удастся попасть точно и получить высшую оценку за удар.
Как отметили в Digital Foundry, ускорение матрицы можно добавить просто системным обновлением, а по разным источникам, удар по автономности устройства составил бы всего 5-7%.
Но стоит отметить, что такая задержка для LCD дисплеев в пределах нормы. Например устройства Apple до перехода на OLED имели эквивалентную задержку ради большей автономности.
2. Процессор консоли - инженерное чудо. Архитектура Ampere на пару поколений превосходит процессор Steam Deck, кроме того, её дополняют технологии Nvidia, а это DLSS, RTX и многие другие возможности.
В результате, Switch 2 в портативе расходует едва 9 вт, но при этом выдает до 30/40 FPS в Cyberpunk 2077 в портативе. При эквивалентных настройках, но с FSR 3, Steam Deck требуется 15 вт чтобы достичь 30 FPS. В 9 вт Steam Deck выдает лишь 9 FPS. При этом Switch 2 в док станции питает до 25 вт и выдает картинку превосходящую Series S благодаря DLSS. Это всего 10% от потребляемой мощности PS5.
3. Поддержка VRR у дисплея Switch 2, в отличие от Steam Deck. Сама технология совсем не затратная, а в ситуации с переменным FPS, наоборот, может увеличить автономность и в итоге это эффективнее обычного 60 Гц дисплея, а картинка всегда остается стабильной и плавной.
1.6. Итоги по устройству
Помните, что в руках вы держите устройство по цене, в среднем, 400 долларов. Процессор на 4 нм тех. процессе, по заявлениям Samsung дал бы увеличение энергоэффективности на 20-30%, что увеличило бы автономность до 2.5-7.5 часов. Допустим использовать дополнительное время для ускорения матрицы и снижения инпутлага и в сухом остатке автономность останется на том же уровне.
Поэтому принципиальной разницы нет, получите ли вы сейчас слегка отстающее устройство или более совершенное через год-два. Автономности это особо не добавит без серьёзных микроархитектурных изменений или прыжка на целое поколение. У Switch 1 действительно были внушительные микроархитектурные изменения, но пока неизвестно, возможно ли подобное Switch 2.
Нет сомнений, что Nintendo определила совокупность правильных и верных решений, которые конечно не в плюс для энтузиаста, но определенно выгодны массовому пользователю, потому что за свою цену он получает готовое, мощное и эффективное устройство, способное удовлетворить потребности игрока любого уровня на ближайшие 5-7 лет.
2. Где игры, Лебовски?
На старте Switch 2 вышло 26 игр, среди них Switch 2-переиздания The Legend of Zelda, Hogwarts Legacy, Civilization VII и другие.
Есть и игры впервые получившие полноценный релиз на семействе Nintendo, среди них: Split Fiction, Yakuza 0: Director's Cut, Hitman: World of Assassination, Cyberpunk 2077 и другие.
Это очень внушительная стартовая линейка на фоне стартовой линейки Nintendo Switch 1, когда в зависимости от региона было доступно от 7 до 11 игр. Самой примечательной конечно же была только The Legend of Zelda: Breath of the Wild, но таких примечательных игр на старте Switch 2 теперь предлагают больше десятка.
Даже у PS4 и PS5 на старте не было такого количества крупных игр и обычно каталог на старт нового поколения составляют ближайшие осенние релизы, когда на старт Switch 2 игрокам был предоставлен каталог избранных игр за последние 2 поколения. Для каждого нашлось что-то по вкусу. Были стратегии, экшены, симуляторы, гонки и многое другое.
Ну а послевкусие, а именно последние 2 месяца, ничем не отличается от послевкусия после релиза нового поколения, когда обычно декабрь-январь никаких крупных релизов. Ровно так и выпало на Nintendo Switch 2 с июлем-августом.
Даже не смотря на отсутствие изобилия, в это время вышли: Raidou Remastered, Donkey Kong Bananza, Wild Hearts S, WWE 2K25, Tony Hawk's Pro Skater 3 + 4 и другие, менее примечательные релизы.
Важно отметить, что летом издатели обычно ничего важного не планируют выпускать, но уже на следующей неделе начнется осень а там:
Сентябрь:
• 4 сентября: Hollow Knight: Silksong, Star Wars: Outlaws
• 5 сентября: Cronos: The New Dawn, Daemon x Machina: Titanic Scion, NBA 2K26
• 19 сентября: Trails in the Sky 1st Chapter Nintendo Switch 2 Edition
• 26 сентября: Pac-Man World 2 Re-Pac, EA Sports FC 26
• 30 сентября: Final Fantasy Tactics: The Ivalice Chronicles Nintendo Switch 2 Edition
Октябрь:
3 октября: Borderlands 4
10 октября: Disgaea 7 Complete, Little Nightmares 3, Little Nightmares: Enchanced Edition
16 октября: Pokémon Legends: Z-A – Nintendo Switch 2 Edition
23 октября: Persona 3 Reload, Plants vs. Zombies: Replanted
30 октября: Dragon Quest I & II HD-2D Remake
31 октября: Mina the Hollower
Ноябрь:
12 ноября: Yakuza Kiwami, Yakuza Kiwami 2
13 ноября: Atelier Secret Trilogy DX
14 ноября: Dragon Ball: Sparking! Zero
18 ноября: SpongeBob SquarePants: Titans of the Tide
20 ноября: Kirby Air Riders
Декабрь:
4 декабря: Octopath Traveler 0
До конца года:
Многие игры до сих пор не имеют даты релиза, но заявлены на текущий год. Возможно многие даты выхода прояснятся с сентябрьским Nintendo Direct.
Среди них: Elden Ring Tarnished Edition, Final Fantasy VII Remake Intergrade, Metroid Prime 4 Beyond - Nintendo Switch 2 Edition, Hyrule Warriors: Age of Imprisonment, Hades 2, Professor Layton and The New World of Steam и многие другие.
2026:
На следующий год уже объявлено немало отличных проектов, среди них: 007 First Light, The Adventures of Elliot: The Millennium Tales, The Duskbloods, Splatoon: Riders, Indiana Jones and the Great Circle, Lego Batman: Legacy of the Dark Knight, Monster Hunter Stories 3: Twisted Reflection, Reanimal, The Legend of Heroes: Trails Beyond the Horizon, Ys X Proud Nordics и многие другие.
Обратная совместимость:
Это то, чего на самом деле не хватало на релизе Switch 1, но благодаря её успеху, на старте Switch 2 доступно более 15 000 игр из библиотеки предшественника. Лишь чуть более 100 игр недоступны из-за ошибок обратной совместимости. Многие игры получили естественный апгрейд, если был разблокированный FPS и/или разрешение. А некоторые игры получили бесплатные Switch 2-обновления поверх Switch 1-версий.
Среди них: Super Mario Odyssey, Dragon Quest III HD-2D Remake, The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom, Splatoon 3 и другие.
3. Почему игры надо ждать, когда на Steam Deck и других платформах они уже все есть?
Тонкая тема, но давайте по порядку.
3.1. Девкиты
Nintendo очень серьёзно относится к любым утечкам, но по итогу Nintendo Switch 2 оказалась слишком плохим секретом.
Ровно год назад утекли 3D модели устройства, а чуть позднее в сети появились чуть ли не полные характеристики. К январю 2025, когда устройство наконец показали, нам уже было нечего нового узнавать, поэтому все сразу ждали Nintendo Direct в апреле.
Учитывая насколько регулярно обсуждается возможный взлом консоли - опасения Nintendo были реальными. Потому что попади девкит с уязвимостями не в те руки и продажи игр на платформе рискуют свалиться в пропасть на самом старте. Эмуляция и взлом нанесли достаточно серьёзный ущерб Nintendo.
Из-за мер предосторожности, по слухам Nintendo отказалась заблаговременно высылать девкиты разработчикам и даже до сих пор, их получить не так просто.
Но ситуация начинает налаживаться и теперь разработчики действительно получают девкиты, пускай и с задержкой, поэтому ожидаемая вами игра рано или поздно все равно выйдет на Switch 2.
3.2. Это устройство на ARM с собственной архитектурой
ARM имеет совершенно другой набор инструкций. Это значит, что игру нельзя «просто запустить» — её нужно собирать заново под ARM. Unity и Unreal Engine уже имеют встроенную поддержку ARM, но игры на других движках без поддержки ARM требуют большей работы.
Steam Deck и ПК-портативки запускают все доступные ПК-игры благодаря поддержке DirectX, пускай и через прослойки для совместимости. Switch 2 не имеет поддержки DirectX и имеет совершенно другой API. Это NVN, графическая библиотека на базе Vulkan. Это означает, что многие функции будут попросту не работать или работать иначе.
Аналогично, PlayStation имеет также свой API. Так что разработчикам на проприетарных движках приходится иногда заменять библиотеки аналогами или писать обёртку. Switch 2 имеет и свою ОС на базе FreeBSD, со своими требованиями к файловой системе, безопасности и сертификации. Это добавляет времени на выпуск игры.
В совокупности с тем, что игру нужно собирать под ARM, все вышеперечисленное добавляет работы тестировщикам, так как могут встретится редкие баги или критично падающая производительность.
В результате мы можем получить иногда лучший продукт чем оригинал, с оптимизированным размером и даже повышенной производительностью.
3.3. Мощность консоли
Хотя в док станции мощность графики практически достигает Series S, разработчикам нужно оптимизировать игры не только под портативный режим, но и для GameChat, который резко забирает часть ресурсов.
Этот третий и даже четвертый режим графики отлично показал Cyberpunk 2077.
Поэтому если разработчики не имели опыта оптимизации для Steam Deck или устройств Apple, им придется ещё потрудиться, чтобы сделать это для портативного режима Switch 2, а также GameChat в доке и портативе. Но поддержку GameChat для игры можно и отключить.
4. Чем Nintendo Switch 2 лучше других устройств?
4.1. Габариты
Это буквально 8-дюймовый планшет. Его можно поставить на столик перед собой и отсоединить Joy-Con 2. Консоль теперь идеально использовать в таком формате, часть заслуги в этом благодаря второму USB Type-C для зарядки на верхней части.
Вы можете расположить его как второй, третий или даже четвертый монитор перед собой и теперь это просто ваше игровое место. Размера экрана хватает для комфортной игры как с прикрепленными Joy-Con 2, так и на столе.
Кроме того, консоль у телевизора также занимает совсем немного места в отличие от PS5 и Xbox Series X. Она идеальна для игры в отеле и любом другом месте временного проживания.
4.2. Стабильность и оптимизация
Благодаря тому, что разработчики сами выбирают графические настройки и заранее компилируют шейдеры, вы получаете готовую игру из коробки. Вы в полной безопасности от стандартных для ПК технологических проблем.
Switch 1 был большим вызовом для разработчиков современных AAA-игр, но в итоге многие с успехом преодолели его. Switch 2 уже на старте предлагает графику PS5 при меньшей производительности и разрешении. Теперь это мейнстрим, но зато всегда есть что улучшить. Здесь многие игры получат шанс сохраниться в лучшем виде среди других платформ благодаря поддержке DLSS.
4.3. Простота управления системой
Управление Nintendo Switch 1 и 2 также простое как нитка с иголкой, но Steam Deck, это целая швейная машина.
Для игры вам не нужен рабочий стол и десятки настроек связанных с сетью, серверами, магазином, внешним видом, управлением и многими другими. В Steam Deck хоть и приятный интерфейс, но из-за Linux и в целом ПК, порой для запуска игры требуется слишком много действий.
SteamOS настоящая "геймерская" операционная система, но для продвинутых пользователей. Она отличная и я бы её предпочел вместо Windows в управлении моим ноутбуком, потому что в удовлетворении геймерских потребностей позволяет вообще всё, чего мне так на самом деле не хватает на ПК. Но тем, кто пришел сюда просто запустить игру, это может быть не просто.
Proton, ошибки работы прослойки, что угодно может случиться. Например, в Samurai Warriors 5 и других играх Koei Tecmo я нередко сталкивался с нерабочими видеороликами, причем на определенной версии Proton они работали.
Затем не знаю, починили ли, но в Dragon Age Inqusition не работает управление контроллером, потому что его необходимо включить в главном меню вручную, но XInput в таком случае все равно не работает. Пользователи создали отдельную модификацию Proton, с которой управление только в Dragon Age Inquisition наконец работает.
Если у вас игры в GOG или EGS, то это вообще отдельное веселье, потому что вам нужно создавать пути и прочее, чтобы добавить игру в Steam.
Также нередко для лучшей работы игры на Steam Deck необходимо прописать параметры запуска или при запуске воспользоваться мышью (трекпад не работает при этом, нужно либо воспользоваться сенсорным экраном, либо джойстиком с помощью комбинаций кнопок управлять курсором).
И я описал самые рядовые случаи на Steam Deck. Тут без магистерского образования вообще никак. Рядовой пользователь PlayStation крышей поедет налаживать запуск любимой игры времен PS2, даже если речь идет о ПК-порте нулевых годов.
На Switch 2 простой магазин и загрузка игр, если вы не имеете несколько консолей. Но если у вас дома целых три Nintendo Switch, тут также начинаются сложности, так как вы не можете с одного профиля устанавливать игры на все три системы одновременно (если системы две, нужно просто обе держать включенными).
Во многом это связано борьбой со спекулянтами и современными тенденциями, что обычно вам нужно постоянное интернет соединение для синхронизации библиотеки игр. Но вот теперь вспомните, когда вы без интернета играли в Steam или Xbox App? Я с ними запускать игры боюсь без сети, потому что постоянно опасаюсь за синхронизацию достижений. А случаи с потерянными ачивками уже были...
На Nintendo Switch при подключении к сети вы можете только в магазин зайти, скачать обновление и загрузить сохранение в облако. Потому вне дома вас ничто не отвлекает от игры. При первом же интернет-соединении, если у вас имеется подписка Nintendo Switch Online, обновленные сохранения автоматически отправятся в облако как в Steam и Xbox App.
4.4. Цены
После отключения покупок в российском eShop, многие открыли глаза на цены в других регионах и они оказались намного лучше, чем ожидалось.
Пока в 2017 терпели игры по 5000 рублей, в американском eShop они были уже 4200 рублей и в этом плане картина особо не изменилась и по сей день.
Когда происходят критические скачки валют, конечно шатает, бывало и 100 рублей за доллар, но сейчас ситуация в целом стала лучше, а гифт карты на разные регионы стали более распространенными.
Для сравнения, игры SEGA в казахстанском Steam по 5-7 тысяч рублей на релизе и я действительно за эти деньги их покупал, а затем привозили картриджи для Switch 1 с этими же самыми играми всего за 3 тысячи. Такая же разница и с eShop, игры там лишь слегка дороже картриджей.
Если примера с SEGA недостаточно, показательны случаи с ценниками на игры Square Enix, Bandai Namco, Capcom и других японских издателей. Цены в Steam неуклонно растут и никакого "а в Steam дешевле" уже нет. Есть редкие случаи, либо только старьё, на которое издатель забыл проиндексировать цены.
Западные игры зачастую будут дешевле в Steam, как тот же Cyberpunk 2077, но и тут тоже издатели бывают не подарком. Например Activision установила стандартную цену на Call of Duty: Black Ops 7 выше 7 тыс рублей. Тут точно такая же разница, пока Tony Hawk's Pro Scater 3+4 в Steam почти 5 тыс рублей, на Switch 2 он всего около 3 тыс рублей.
И распродажи на Switch не менее выгодные чем в Steam. Новые распродажи появляются все чаще из-за растущего числа игр. Причем издатели даже могут просто случайно сделать скидки дня на 3, я так уловил Sonic x Shadow Generations за 30 долларов в первый месяц с релиза. Здесь отнюдь не платформадержатель решает когда и что в распродажи включать, а сами издатели, прямо как в Steam. Поэтому разницы в скидках особо нет.
Единственное редкое явление, это скидки на игры самой Nintendo, но тут хозяин - барин, как говорится.
5. Чем Nintendo Switch 2 хуже?
5.1. Нет взлома
С чем Switch 2 никогда не сможет потягаться, так это в свободе. Многие уже усиленно ждут взлома, чтобы качать что вздумается и не платя за это ни копейки.
ПК-портативки дают полную свободу, от управления устройством ( можно управлять питанием, частотами, настройками графики и многим другим) до установки чего-либо. На них абсолютно не ограничена модификация и установка неподписанных приложений. Механизма, который бы это ограничивал, попросту нет. Единственное что ограничит от установки свежего релиза, это только DRM вроде Denuvo, но и на его преодоление уже есть серьёзные успехи.
Без взлома у Nintendo Switch 2 нет шанса стать популярной портативкой среди русскоязычного сообщества, потому что всех будут раздражать ограничения (графика, магазин, "жадность" самой Nintendo), хотя когда заходит речь о таких же ограничениях на других платформах, все спускается на мощность тех самых платформ. Это очень двуличное отношение по отношению к устройству совсем другой категории.
Мы уже прошли эпоху игр, когда для разных платформ и поколений делались совершенно разные версии игр, которые отличались не только по графике, но и по геймплею. Nintendo Switch 1/2 дают тот же опыт от игры, как и на PlayStation, ПК и Xbox, за исключением порезанной графики. В плане контента, это те же самые игры, а значит можно получить удовольствие от игры неважно каким способом.
5.2. Картриджи
Nintendo действительно не подарок, ведь она предложила лишь 2 вида носителей разработчикам нативных Switch 2-игр на старте. Ключи-картриджи за копейки, которые требуют скачивания полной игры и 64 гб картриджи, которые стоят более 10 долларов за носитель.
До конца года выйдет Yooka-Replaylee, которая будет доступна полностью на картридже и по цене всего 50 долларов. Коллекционеры довольны, но с чем это связано (издатель решил продавать с минимальной маржой или с удешевлением самих картриджей) пока неизвестно.
Производитель памяти для картриджей Switch 2 уже переходит на более экономные носители для удовлетворения потребности в различной ёмкости, так что картина в будущем может стать намного лучше.
Сам я считаю ключи-картриджи приемлемыми в пределах жизненного цикла Switch 2, но держать в коллекции не стану. Это доступный и, в будущем, выгодный способ получить ту или иную игру. Картриджи на вторичном рынке будут дешеветь и это будет отличный шанс пройти, а затем просто картридж обменять или продать.
И самое главное, с ключами-картриджами Nintendo заставила разработчиков четко говорить "Покупая картридж вы согласны, что вам придется загрузить полную версию игры" и никаких полумер вроде частичной загрузки, дозагрузки игр в комплекте и т.д. Это лучше чем купить картридж и обнаружить, например в автобусе, что ты не можешь запустить игру пока не появишься у интернет-сети для загрузки.
5.3. Демонстрации игр
С самого апрельского Nintendo Direct за Switch 2 тянется шлейф очень плохих демонстраций игр до их релиза.
Например, на Nintendo Direct от 4 апреля и в последующих трейлерах показывали кадры Split Fiction c очень плохой графикой. Издатель пометил в трейлерах, что кадры сняты на оборудовании, репрезентативном Nintendo Switch 2.
На деле кадры в трейлерах никак не отразили финального качества игры.
Многие демонстрации делают в большой спешке. Журналистам нужно опубликовать материалы, издателям запустить предзаказы и всё это успеть к релизу консоли. Политика Nintendo вынуждает использовать в промо геймплей с реального оборудования Nintendo, поэтому демонстрацию не смогли приготовить должным образом
Аналогично ситуация повторилась с Cyberpunk 2077: Ultimate Edition, когда на релизе игра на реальном оборудовании значительно лучше выглядит чем на демонстрациях и в трейлерах, но исправить большинство моментов связанных с производительностью всё таки не смогли.
Конечно, обе игры всё равно можно поругать: 30 FPS, дешевый DLSS, 1080p и многое другое. Ну а скажите, чего вы хотите от портатива? Этот портатив уже запускает игры с PS5 в приемлемом качестве потребляя всего 10% мощности PS5. Это восхитительно.
Прежде чем вестись на сообщения о недостатках той или иной игры на Switch 2 с какого-нибудь Gamescom, лучше дождись релиза и полноценных отзывов журналистов и пользователей, тогда уже можно сделать полные выводы о конечном качестве продукта.
5.4. (не совсем) Проприетарный формат памяти.
Nintendo и Samsung разработали новый революционный формат расширяемой мобильной памяти - MicroSD Express.
Да, это те же самые MicroSD, только с дополнительной контактной дорожкой. Теперь новые карточки способны передавать до 985 МБ/c благодаря добавлению сигналов PCIe 3.1 и поддержкой NVMe (это именно та самая вторая дорожка).
При этом, новые карты памяти обратно совместимы с устройствами, поддерживающими обычные MicroSD. Так что формат отнюдь не проприетарный и потенциально станет доступным на всех популярных мобильных устройствах и технике для фото/видеосъемки.
Как и подобает новому формату памяти, карты памяти оказались в дефиците на старте продаж консоли, но в продаже на самом деле появились ещё в 2024 году. Просто о устройствах с поддержкой данного формата ещё не было известно.
Сейчас ситуация сильно улучшилась и потребителям доступен широкий выбор от 256 гб до 1 тб, но цены ещё кусаются, распространение формата это исправит в ближайшие годы. Это отлично показывает опыт с прошлыми форматами: SSD, MicroSDXC и другие.
Осложняет положение лишь отсутствие производителей на российском рынке, поэтому импорт носителей ложится на плечи ритейлеров и серый рынок (преимущественно серый рынок) и повышенные цены могут быть актуальны намного дольше чем в других странах.
5.5. Есть подписка и она даже требуется для доступа к системной функции
На самом деле я не считаю её минусом, а приятным дополнением. Но раз Nintendo жадная и надо платить, значит минус.
За стандартный уровень (4 доллара в месяц или 20 долларов в год) вы получите:
• Загрузку сохранений в облако и быструю синхронизацию между консолями
• Создание кастомного аватара за выполнение миссий в разделе Nintendo Switch Online
• Доступ к онлайн режимам в играх
• Доступ к GameChat (только для Switch 2, подписка не требуется до 31 марта)
• Доступ к Nintendo Music, Tetris 99 и F-Zero 99
• Возможность покупки ваучера Nintendo Switch Online, с которым за 100 долларов вы можете выбрать 2 любые игры Nintendo для Switch 1 (в январе ваучеры будут исключены из программы)
•Доступ к библиотеке NES, SNES и Game Boy
С Expansion Pack (50 долларов в год) вы также получите:
• Доступ к библиотекам SEGA Mega Drive, Nintendo 64, Game Boy Advance, GameCube (только на Switch 2)
• Доступ к избранной подборке дополнений Nintendo: Switch 2-апгрейды для The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Tears of the Kingdom, Mario Kart 8 Deluxe Booster Course Pass, Octo Expansion для Splatoon 2, расширение для Animal Crossing: New Horizons.
На самом деле все вышеперечисленное даже стоит своих денег (как минимум иметь доступ к 500+ ретроиграм, включая GameCube), но Nintendo совсем не заставляет покупать индивидуальную подписку. Есть опция семейной подписки, которая менее чем в 2 раза дороже и вы можете её разделить на 8 пользователей!
И это не тот случай, когда все 8 пользователей должны находиться рядом с изначальным пользователем, чтобы раскидать подписку на друзей, вы можете удаленно подключить любых пользователей в свою семейную группу. Таким образом вы можете разделить самую полную подписку с 8 друзьями всего скидываясь по 10 долларов в год! Такой себе минус, честно говоря.
6. Что на самом деле лучше
Прежде чем ответить на вопрос, давайте сравним цены, уровень мощности, которые устройства предлагают, а также обратимся к истории поддержки устройств.
6.1. Steam Deck
Стоит от 350 (LCD) до 650 (OLED) долларов. Процессор консоли уже устарел на 3 поколения, железо все ещё актуальное и многие разработчики, преимущественно инди, охотно занимаются оптимизацией под устройство.
Но как это обычно бывает с ПК, рано или поздно многие игры упираются в пределы устройства из-за выросших минимальных системных требований. Возможности процессора Steam Deck довольно ограничены были и на старте, устройство со скрипом вытягивало самые требовательные игры 8 поколения (PS4, Xbox One).
Сегодня большинство крупных релизов проходят мимо устройства, даже не смотря на заявленную поддержку. Это отлично показали Spider-Man 2, Dragon Age: The Veilguard, God of War: Ragnarok, порты Horizon и другие.
Доверяясь оптимизации издателя, вы скорее всего будете играть с самыми страшными апскейлерами, это FSR 2/3, плохой генерацией кадров, когда практическую разницу даже не видно. Будет неадекватная каша с FSR 2/3, но издатель будет считать, что это играбельно.
Многие новинки неиграбельны даже на самых низких настройках, это Avatar: Frontiers of Pandora, Star Wars: Outlaws, MGS Delta: Snake Eater, Star Wars Jedi: Survivor и многие другие.
Устройство меня лично разочаровало на релизе Hogwarts Legacy. Я был поражен графикой и предполагал об ограничениях других платформ, от чего игра даже на самых низких настройках до сих пор вызывает статтеры во время исследования Хогвартса. Игра на Steam Deck даже на низких настройках имеет лучшую графику чем версии для PS4, Xbox One и Switch 2. Но цена этому плохая производительность, из-за чего игра для меня едва играбельна на платформе.
И таких игр на Steam Deck на самом деле много. Устройство слишком слабое для современных игр и ему в идеале нужны процессор и графика на 2 поколения выше, чтобы с комфортом играть в современные игры. Поэтому Deck уже меркнет на фоне новых ПК-портативок и все внимание энтузиастов переключается на них до выхода Steam Deck 2, что случится по слухам только в 2028 году.
Есть варианты улучшения опыта, даже для самых неоптимизированных ПК-игр вроде Monster Hunter Wilds. Но я предпочту говорить о возможностях из коробки. Установка модификаций для генерации кадров и Loseless Scaling, это удел энтузиастов. Мне такое было в кайф в первый год пользования Steam Deck, но затем я понял, и мне верно на это указали, что я занимаюсь больше экспериментами, чем прохождением игр. Поэтому я уже год не приближаюсь к Steam Deck для прохождения чего то крупного и нового.
У меня были большие надежды на хорошую оптимизацию Dragon Age: The Veilguard (игра получила галочку почти за пол года до релиза), но я остался очень разочарован тем, что разработчики посчитали нормальным для подобного устройства (имею ввиду FSR с просто адски низким нативным разрешением, так играть нельзя) и от этой же проблемы очень пострадала Series S версия. Порт на Switch 2 благодаря DLSS был бы более качественным, но очень жаль, что этого уже не случится.
6.2 Другие ПК-портативки
Смелый эксперимент Valve не оставил в стороне производителей ноутбуков. MSI, ASUS, Lenovo и других, все решили сделать собственные портативки. Но если Valve задумала своё устройство как консоль, в идеале лет на 6, то производители ноутбуков будут работать как производители ноутбуков, а потому они уже выпускают обновленные версии устройств практически на ежегодной основе.
ASUS первой после Valve решила выпустить свой аналог Deck. В результате вышла ROG Ally, годом позже ROG Ally X на том же процессоре, но с большей памятью, а ещё через год, уже 16 октября выйдет ROG Xbox Ally на новом поколении Ryzen и в двух моделях. Самая дешевая на процессоре уровня Steam Deck, самая дорогая (по слухам 900 долларов) на топовом Ryzen AI Z2 Extreme.
ROG Xbox Ally кажется многообещающим, обещают всё как на Steam Deck. Индикаторы производительности, оптимизацию, подгрузку кэша и многое другое. Но на деле такое будет не жизнеспособно из-за конкурентов, которые выпустят уже через год устройства на подешевевшем Ryzen AI Max+ 395 или его аналоге, который обеспечит в портативе производительность RTX4060. И для кого тогда оптимизировали? Поэтому в долгосрочной перспективе идею поддержат разве что партнеры, которых Microsoft подписала на выход в Game Pass.
Таким образом, ПК-портативки не дадут того же опыта, как хотя бы Steam Deck, это сродни покупке ноутбука, сидишь до талого, пока не поймешь, что твоё устройство ничего не тянет и ничего не стоит. Тогда берешь новое.
6.3. PSP и PS Vita
Обе вышли по доступной цене в 250 долларов (420 и 350 долларов с учетом инфляции сегодня), но обе предложили опыт современных домашних консолей в портативе в широкие массы.
Поддержка консолей невероятная, причем заслуги много в этом от энтузиастов. Если в случае PSP пробиться в сердце игрокам помог быстрый взлом, то с PS Vita был тяжелый путь и популярность консоль обрела когда Sony уже бросила её поддержку, поставив в приоритет PS4.
PSP получала новые релизы вплоть до 2016 года, PS Vita получила последний официальный релиз в июне 2023 года. Неплохо так портативки по 10 с лишним лет поддерживались, правда?
PSP помогла сильная линейка эксклюзивов, некоторые из которых были даже переизданы на PS2 и PS3 на протяжении жизненного цикла консоли. PS Vita помог домашний рынок, а затем последовавшие энтузиасты, которые поняли, что на PS Vita возможно сохранить добрую часть мобильных эксклюзивов, когда современные устройства их не поддерживают.
Об играх для PSP распинаться не буду, они итак у всех на слуху (GTA, God of War, Patapon). Но PS Vita для меня стала открытием после того, как я обнаружил отличную линейку игр с японского рынка. Хотя буду откровенен, я покупал консоль изначально в надежде получить больше эксклюзивных игр вроде Uncharted: Golden Abyss, потому консоль больше года просто пылилась, но когда я просматривал свой каталог PS Plus и пробовал разное, я обнаружил золото - японские игры. Так я для себя открыл: Dynasty Warriors 8, Muramasa Rebirth, Persona 4 Reload, Samurai Warriors 4, One Piece: Pirate Warriors 3, Dragon's Crown и многие другие.
Это сейчас многие из этих игр больше похожи на кривые порты, но тогда было более глубокое осознание, что это порты игр, многие из которых доступны и на более крупных платформах. Ещё была возможность воспользоваться поддержкой кроссплатформенных сохранений, чтобы играть дома на большом экране на крупной платформе (PS3 или PS4) и продолжать играть вне дома когда угодно. Это сегодня такое теперь норма, но тогда это казалось невероятным.
Возможно многое новое в PS Vita и подтолкнуло открыть Nintendo неисследованный рынок гибридных портативок. Неудивительно, что с первых дней на Switch были доступны игры, которым я на PS Vita уделял большее внимание.
На самом деле PS Vita была далеко от идеальной. Многие порты 3D-игр оставляли желать лучшего, но всегда подкупал факт, что эта игра на устройстве размером с ладонь. Оно отлично вмещается в карман, поэтому для более крупного устройства уже сложились более высокие стандарты.
6.4. Nintendo Switch
Эта консоль актуальна уже 8 лет и все эти годы она продается по одной и той же цене - 300 долларов. Цена осталась неизменной на протяжении поколения из-за инфляции и роста цен на чипы и теперь уже совсем не предвидится удешевления устройств, только подорожание.
Будьте уверенны, консоль будет актуальна ещё столько же. Ей совсем не дадут спуска энтузиасты, которые уже по полной изучили систему и уже научились устанавливать сторонние операционки, потому что внутри ARM-процессор, а значит можно ставить Linux и Android.
После того, как на рынке портативок не осталось конкурентов, Nintendo пришла на рынок с полностью гениальной идеей, включающей лучшее от консолей Nintendo и других систем и всё в довольно простой оболочке.
Доступность семейства консолей (позднее вышел Switch Lite за очень скромные 200 долларов и топовый Switch OLED с прекрасным экраном за 350 долларов) позволила завоевать сердце игроков, особенно в период пандемии.
За поколение Nintendo выпустила 112 игр, а партнеры выпустили более 15 000 игр. Это космические результаты прошедшего поколения благодаря росту индустрии. Кроме Steam Deck, ни одной консоли предыдущих поколений такое даже и не снилось.
Сама Nintendo показала не только профессионалом в своем деле, но и показала мастерство обеспечения широкой линейки на платформе в течении поколения. Пока Sony топчется, раздувая бюджеты и выпуская 1-3 игры в год, Nintendo выпускает до 12 игр в год.
Отдельно я благодарен Switch Lite, с которым я провел немало времени. Я очень любил PS Vita и был в полном восторге от Switch Lite за счет его габаритов, когда с обычным Switch я испытывал проблемы из-за необходимости таскать в чехле. Даже не смотря на худший по характеристикам экран во всем поколении.
Все эти вещи полный восторг и проходить через это было замечательно. Поэтому пройти второй раз через это вновь я совсем не против.
6.5. Ответ на долгожданный вопрос
Nintendo Switch 2 лучше. Это продолжение невероятной линейки устройств. И это поколение покажет себя ещё лучше чем предыдущее.
Nintendo продолжает изобиловать релизами каждый месяц, многие игры получили необходимый апгрейд и дополнительную мощность, а суть системы осталась прежней.
Процессор консоли на 1-2 поколения лучше процессора Steam Deck. Это не просто Switch Pro, это действительно следующее поколение. Здесь уже имеется большая библиотека игр и у консоли гарантированно будет больше оптимизированных релизов, которые растянутся на 5-7 лет.
Конечно, если вы обеспечены, можете ждать ROG Xbox Ally X, у которого в 2 раза больше оперативной памяти и целый террабайт SSD из коробки. Но цена устройства по слухам 900 долларов, что в 2 раза дороже, а мощность лишь слегка выше Switch 2. При этом я уверен, что к 2029 на нем мало что из актуальных релизов можно будет запустить, потому что минимальные системные требования вновь возрастут. В целом разработчики никогда особо не церемонились с ПК и так и не начнут.
Switch 2 можно найти за 30-35 тысяч рублей на маркетплейсах и это отличная цена на фоне других консолей и особенно ПК-портативок. Steam Deck вы найдете лишь слегка дешевле, но больше актуальных крупных релизов он не даст. Тут уже конечная.
Причем с Nintendo Switch 2 сейчас рискованно медлить, пока все лето цена опускалась, в будущем цена вновь может начать расти. Не благодарите Дональда Трампа за это. Пока пошлины компенсируются за счет Switch 1, аксессуаров и даже Amiibo, но аналитики считают, что это не может продолжаться долго и с началом 2026 года, если давление не ослабнет, произойдет увеличение цены.
7. Выводы
Я впервые столкнулся с резким отношением по отношению к консоли, исходя из того, что это на самом деле консоль. При этом я вижу, что нет ничего критичного, что Nintendo вообще сделала неправильно (только царапающаяся пленка расстроила). Я долгое время пытался понять, откуда вообще критика и такое отношение, пока наконец не открыли глаза изобилованные фанаты ПК и ПК-портативок.
Рынок действительно меняется. Switch 1 открыл новую нишу для рынка ПК-портативок. Но рынок ПК-портативок максимально открыт разве что для энтузиастов, но не для массового игрока. Проблема не только в цене на устройства, но и в отсутствии, сопоставимой с консольной, поддержке устройства (оптимизация, улучшение интерфейса и другое). Я понимаю сложности, с которыми столкнутся совсем неопытные пользователи и они будут совершенно к такому не готовы.
Именно поэтому Steam Deck за 3 года имеет лишь 4 млн, а Switch 1 за 3 года имел уже 55 млн проданных устройств, хотя на момент релиза, Steam Deck казался ожидаемым Switch Pro, потребность в котором у фанатов действительно росла. Steam Deck уже некуда расти и возможно устройство сейчас проходит пик популярности, но уже в ближайшее время продажи будут сильно замедляться, поспособствуют этому естественные конкуренты с более продвинутым железом, а у Switch 2 таких конкурентов до сих пор нет.
Все сможет изменить только возвращение Sony, но без перекупленных временно эксклюзивных портов, значительных успехов она вряд ли добьется и Nintendo едва ли пошатнется, разве что только побудит сделать следующее поколение еще лучше.
Для массового игрока Switch 2 сейчас лучший выбор портативного устройства. Это простое и надежное устройство, которое со временем удовлетворит потребности даже самых заядлых потребителей, таких как мы. ПК-портативки лишь дополняют наш опыт игры в портативе, обеспечивая доступ к недостающим играм на Switch 1/2, но полностью не заменяют, так как это совсем не идеальные устройства и никогда такими не будут из-за особенностей архитектуры, постоянного развития железа и повышения системных требований к играм. В пределах жизненного цикла Switch 2, как и Switch 1, получит намного большее.