Портативная реальность

Портативная реальность

С выходом Nintendo Switch 2 всё чаще начали появляться споры о портативных платформах на игровом рынке. Есть и портативный Xbox от партнёров, и портативные компьютеры на Windows и SteamOS. Владелец каждой платформы отстаивает свой выбор, вне зависимости от того, как к этому устройству относятся другие игроки. В данной статье, мы, три автора, постараемся нейтрально взглянуть на консольную новинку и её главного конкурента — Steam Deck. А главное, выясним, конкуренция ли это.

1. Рынок портативных устройств

До выхода Nintendo Switch в 2017 году рынок портативных устройств не был богат — уже мёртвая, но замечательная PS Vita, и Nintendo 3DS. На них не стоило ждать прямых портов, так как стационарный гейминг к этому моменту далеко шагнул вперёд.

Nintendo 2DS XL и PS Vita Slim
Nintendo 2DS XL и PS Vita Slim

Наоборот: как и в случае с консолями позапрошлого десятилетия, зачастую можно было получить особенную версию игры. Она передавала опыт крупного оригинала, но была сделана с нуля. Такой подход означал лишние затраты, и разработчики либо делали подобные порты на сдачу от издателя, либо же занимались разработкой эксклюзива, нарекая его спин-оффом крупной игры. Всё это несло в себе финансовые риски.

Выпуск Nintendo Switch в 2017 году прошёл довольно тихо. На релизе платформы были крупные эксклюзивы от самой Nintendo в её первый год да инди-игры от сторонних разработчиков. Крупные издатели лишь присматривались к новой системе, вспоминая финансовые потери, вложенные в запуск Wii U.

Старт продаж Nintendo Switch в 2017 году
Старт продаж Nintendo Switch в 2017 году

Для Nintendo выпуск гибридной консоли означал сокращение не только бюджетов, но и рисков. С Nintendo Switch не нужно разрабатывать по несколько игровых проектов сразу на несколько консолей в одном поколении. По мере пробуждения интереса к консоли у геймеров на неё стали выходить крупные проекты, которые никто не ожидал — такие как DOOM 2016 года или Wolfenstein 2: The New Colossus. Это были крупные ААА-игры для стационарных консолей, и увидеть их на портативном планшете — крах которому прогнозировали на самом старте — было фантастикой!

Успех Nintendo Switch и заинтересованность геймеров в портативных устройствах с крупными играми в любом месте и в любое время буквально изменили подход к игровой индустрии. В 2025 году никого уже не удивить тем, что портативное игровое устройство может запускать актуальные ААА-проекты. Но насколько хорошо они с этим справляются?

2. Steam Deck

В 2022 году Valve выпускает Steam Deck, который является портативным ПК с консольным опытом взаимодействия на операционной системе Linux и с необычным экраном 16:10. Тогда, несколько лет назад, всё это лишь вызывало лишь вопросы и неоднозначное отношение к платформе.

Steam Deck LCD
Steam Deck LCD

Игры на сам Linux особо не делали. Казалось, что операционной системой пользовались только люди с повышенным уровнем любопытства. Но их упорство привело к созданию различных способов эмуляции среды для запуска Windows-приложений, чтобы запускать игры, не предназначенные для Linux. Это прослойка, схожая с той, что имеет PS5 или Nintendo Switch 2 для запуска обратно совместимых приложений. Она эмулирует файловую систему Windows и обеспечивает поддержку необходимых библиотек для запуска.

Именно этот подход был заложен в создании ядра Proton для запуска игр на SteamOS. В итоге Valve создала гибкое гибридное устройство, которое привязано к одному из самых дешёвых и доступных магазинов цифровых игр. Естественно, вдохновившись Nintendo Switch.

В сердце Steam Deck — кастомный AMD Van Gogh, процессор с интегрированной графикой, составляющей 1.6 ТФЛОПс. Это эквивалентно PS4, но на деле процессор AMD мощнее консольного, поскольку имеет современные ядра почти на 10 лет. А это значит, что он поддерживает RDNA, трассировку лучей и многие другие современные технологии. Все это приправлено 16 гигабайтами оперативной памяти, что также в 2 раза больше и даже быстрее, чем в самой PS4.

DOOM Eternal с трассировкой лучей, запущенный на Steam Deck
DOOM Eternal с трассировкой лучей, запущенный на Steam Deck

Несмотря на то, что в информационном поле геймеров сложно было не узнать о Steam Deck, официально купить его можно только в одном магазине — в самом Steam. После провала запуска и развития Steam Machine компания Valve решила подойти к этому вопросу с осторожностью при запуске нового устройства. Так же, как в своё время это сделала Nintendo вместе со Switch. Продажи Steam Deck на данный момент довольно скромные, так как весь пиар держится в рамках магазина Steam и сарафанного радио. Тем не менее, данная портативная консоль (хоть и ПК) смогла обрести статус культовой и, можно даже сказать, народной консоли среди огромного числа геймеров. Во многом целевая аудитория пользователей Steam Deck приходится на геймеров 30+, которые, из-за работы, семьи, и нехватки свободного времени обрели возможность играть короткими сессиями в крупные игры, такие как Red Dead Redemption 2.

Портативная реальность

В большинстве игр устройство показывает себя превосходно. С последними обновлениями SteamOS оптимизирует игры под устройство на лету, позволяя менять рабочие частоты памяти, процессора и мощность питания от 5 до 15 вт, что сильно увеличивает автономность системы (работу от батареи). Операционная система на данный момент превосходно оптимизирована, и эти низкоуровневые оптимизации помогли процессору устройства работать намного лучше, чем под управлением Windows. Там в играх система нагружается сторонними процессами, урезая автономность и производительность.

3. Nintendo Switch 2

5 июня 2025 года, спустя 8 лет наконец состоялся выход преемника оригинальной Switch. Это один из самых протяжённых сроков поддержки поколения у Nintendo.

Старт продаж Nintendo Switch 2 в 2025 году
Старт продаж Nintendo Switch 2 в 2025 году

Процессор консоли, Nvidia T239, впечатлял характеристиками во времена утечек отмененной Switch Pro, и делает это до сих пор. Это ARM-процессор (энергоэффективного потребления) с мощностью, аналогичной PS4, и графикой, близкой к Xbox Series S. 1.5 ТФЛОПс в портативном режиме и 3 ТФЛОПс в док-станции. В портативном режиме максимальное энергопотребление устройства может доходить до 9 вт, а в стационарном — до 25 вт. Помимо прочего, данный процессор обладает тензорными ядрами с возможным использованием DLSS (аппаратным апскейлингом), что выделяет Nintendo Switch 2 на фоне Steam Deck и других консолей данного поколения. Всё это с возможностями поддержки 4K, 120 FPS, HDR, VRR (только в портативном режиме) и даже трассировкой лучей.

На Nintendo Switch 2 игрокам доступно 99.9% библиотеки игр с Nintendo Switch, а также эксклюзивные библиотеки ретро-консолей в подписке Nintendo Switch Online и улучшение игр с предшественника. Что касается особенностей консоли, то она потеряла ИК-датчик (которым никто и не пользовался), но получила возможность использовать контроллеры в качестве компьютерной мыши. В этот раз основным отличием новой консоли Nintendo от старой стали мощность и производительность, а не геймплейные возможности. Для приверженцев консолей только от Nintendo это отличные новости, потому что для них открывается мир новых игр, о которых раньше нельзя было даже подумать. Случилась ли фантастика на этот раз — каждый решит для себя.

Портативная реальность

Всё это делает Nintendo Switch 2 скорее улучшенной версией оригинального Switch, чем совершенно новой консолью. Подобное можно сказать и при сравнении Xbox One и Xbox Series, PlayStation 4 и PlayStation 5, Wii и Wii U или DS и 3DS. Однако в этот раз функциональные различия настолько минимальны, что теперь Nintendo Switch 2 попадает в гонку мощностей. В связи с этим её начинают особенно часто сравнивать в этом ключе с другими современными платформами.

4. Критика Nintendo Switch 2

В период анонса и релиза Nintendo Switch 2 бывший президент PlayStation Studios Сюхэй Ёсида выразил своё разочарование консолью. Он сказал, что «это просто улучшенный Switch» и из-за этого «Nintendo теряет себя». Однако бывший председатель той же компании, Шон Лейден, выразил уверенность, что «никто не понимает свою аудиторию так хорошо, как Nintendo», и что, попади к нему в руки компания, он бы «просто отошёл в сторону». Подобная полярность мнений повсеместна в разговорах о Nintendo Switch 2. Уж что можно сказать наверняка, так это что релиз консоли у всех на устах. Консоли раскупают как горячие пирожки, но в интернете неумолимо появляются статьи, треды и посты, где купившие или хотевшие купить выражают недовольство и скептицизм. Почему так?

Первая причина заключается в том, что консоль с самым успешным запуском в мире вступила в упомянутую выше гонку мощностей. В 2025 году на консолях доминирует мультиплатформа, из-за чего выбор устройства сводится именно к её мощности. Из эксклюзивов в первые месяцы после выхода Nintendo Switch 2 вышли только Mario Kart World и Donkey Kong Bananza, которые изначально разрабатывались для первой Switch. И Nintendo Switch 2 Welcome Tour, путеводитель по устройству за 10 долларов.

Решение выпустить игру платно раскритиковал даже бывший президент Nintendo of America, Реджи Фис-Эме
Решение выпустить игру платно раскритиковал даже бывший президент Nintendo of America, Реджи Фис-Эме

Вторая причина — это задержка девкитов консолей. Dev Kit – это набор для разработчиков игр, чтобы можно было создать и оптимизировать свой проект. В данном случае — под Nintendo Switch 2. Nintendo, по неизвестной причине, отказалась предоставлять девкиты открыто и даёт их только ограниченному числу партнеров. По одним слухам, Nintendo разворачивает всех желающих со словами «не выпускайте игры до 2026 года», но подтверждений этому напрямую от разработчиков не нашлось. По другим слухам, разработчики после релиза всё-таки начали получать девкиты, что также задержит выход новых игр минимум до 2026 года.

Отсутствие доступа к девкитам также затрудняет для разработчиков выпуск улучшений игр с Nintendo Switch на Nintendo Switch 2. Да и некоторые игры были настолько понижены в качестве, чтобы выйти на первой консоли, что с улучшениями на второй они всё равно не смогут тягаться с другими участниками гонки мощностей.

По утечкам, именно так выглядит девкит Switch 2
По утечкам, именно так выглядит девкит Switch 2

Третья причина — это эксклюзивность и закрытость всего, что касается консоли. С выходом Nintendo Switch 2 компания обновила пользовательское соглашение, добавив много спорных пунктов. В том числе запрет на коллективный иск и возможность безвозвратно банить консоль в случае, если Nintendo что-то не понравится — раньше банили только аккаунты. Карта памяти — только MicroSD Express, док-станция — только официальный USB Type-C.

Ну и четвёртая причина — это картриджи. Если на оригинальной Nintendo Switch существовали только физическая версия, цифровая версия и физическая коробка с кодом на цифровую версию, то с Nintendo Switch 2 ситуация. Сильно изменилась. Цена покупки картриджа для продажи физической копии издателем составляет 17 долларов, сам картридж предлагается только в максимальном объёме. Альтернативой этому Nintendo сделала ключ-карты. Это картриджи-пустышки, внутри которых не игра, а лицензия на скачивание и запуск её физической версии. Итого к картриджам, кодам и кодам в коробке добавились ключ-карты и все ранее упомянутые форматы в версии для Nintendo Switch и Nintendo Switch 2. Square Enix, например, предупреждает, что не будет делать патчи с версиями для Switch 2, поэтому нужно заранее решить, какой из 7 форматов игры брать.

3 новых вида картриджей: обычный, Nintendo Switch 2 Edition и ключ-картридж. Nintendo Switch 2 Edition работает на Switch 1 как оригинальная игра, на Switch 2 включает апгрейд, с которым улучшенная графика и производительность. 
3 новых вида картриджей: обычный, Nintendo Switch 2 Edition и ключ-картридж. Nintendo Switch 2 Edition работает на Switch 1 как оригинальная игра, на Switch 2 включает апгрейд, с которым улучшенная графика и производительность. 

5. Сравнение Steam Deck и Nintendo Switch 2

Общие характеристики

При обсуждении портативных и гибридных платформ то и дело сравнивают Steam Deck и Nintendo Switch 2. Начнём с того, в чём устройства похожи. Каждое из них — портативное оборудование для видеоигр с возможностью подключать его к телевизору. У них есть свой магазин, возможность менять регион, подключать отдельные контроллеры и играть без подключения к интернету. Есть вход для карты памяти, зарядка по USB Type-C и возможность подключения проводного интернета в стационарном режиме. В целом, оба устройства внешне похожи, и на первый взгляд могут показаться чуть ли не одинаковыми. Но чтобы понять различия, надо копнуть немного глубже.

Портативная реальность

Первый запуск

Начнём с момента первого запуска. Если говорить о Nintendo Switch 2, в неё можно начать играть «прямо из коробки». Впервые включая её, вы загружаете игру и просто играете когда и где угодно. Эта система спроектирована так, чтобы с ней разобрался человек любого возраста, от ребёнка до старика. Благодаря обратной совместимости особых ограничений в выборе игры нет — не важно, для Switch 1 игра или Switch 2. разработчики консолей и игр заранее позаботились о том, чтобы пользователь не надо было ничего настраивать. В этом случае игрокам придётся положиться их на настройки и суждения.

Меню Nintendo Switch 2 сохранило простоту оригинала, поэтому иногда здесь не хватает опций. Например, просто сменить скучный черно-белый фон
Меню Nintendo Switch 2 сохранило простоту оригинала, поэтому иногда здесь не хватает опций. Например, просто сменить скучный черно-белый фон

В случае со Steam Deck первые несколько часов может потребоваться на настройку консоли и доведения её до актуального состояния. Возможность легально ставить плагины, моды и прочее привлекают людей, которые с ранних лет привыкли ковыряться в компьютерах или взломанных консолях. Но для рядового пользователя это создаёт затруднительную ситуацию. К тому же, для некоторых игр необходимо выстраивать свои настройки. Например, Dragon Age: The Inquisition требует модифицированную версию Proton для поддержки управления контроллером. Также в особых случаях требуется мышка (которую можно включть используя зажатие кнопки HOME и используя правый тачпад) и сетевое подключение для использования лаунчера перед запуском игры. Впрочем, подобная гибкость позволяет настроить производительность игры под себя, а Valve спасает нас сенсорным экраном, тачпадами и экранной клавиатурой.

Меню Steam Deck включает больше параметров чем сам Steam. Здесь можно настроить всё, от внешнего вида экранной клавиатуры, до ограничения скорости скачивания.
Меню Steam Deck включает больше параметров чем сам Steam. Здесь можно настроить всё, от внешнего вида экранной клавиатуры, до ограничения скорости скачивания.

Игры

Но что касается самих игр? Nintendo Switch 2 — это консоль со своей библиотекой. И она ограничена тем, что на неё выпускают. Хотя на запуске она получила больше игр, чем оригинальный Switch, этими релизами никого не удивила. Это мог быть Cyberpunk 2077, но он доступен в портативном формате на Steam Deck уже три года. Получается, что всё, что будет выходить на Switch 2 из «старых» релизов, для мультиплатформенного игрока покажется не новым и не удивительным.

С другой стороны, игрокам доступна вся библиотека игр с предыдущей консоли, если она у них была. Но оценить в полной мере возможности новинки с ними вряд ли получится. Проекты запускаются в том же низком качестве, в котором они делались под Nintendo Switch. Хоть это и эмуляция, здесь нет возможности повысить количество кадров в секунду, улучшить графику или разрешение. Для этого игра должна получить специальный патч под Switch 2. И часть игр действительно получили их прямо на старте, но большой пласт игр так и остаётся под сомнением обновления.

Данные патчи также создали неразбериху, где для одних игр сами Nintendo сделали их платными, а для других отдают просто так. Так же и сторонние разработчики, у которых появился доступ к девкитам, смогли сделать улучшающие патчи для своих игр. И там тоже кто-то стал их продавать (Civilization VII Nintendo Switch 2 Edition), а кто-то их отдаёт совершенно бесплатно (No Man’s Sky Nintendo Switch 2 Edition). Другим же разработчикам, у которых нет доступа к девкитам Switch 2, Nintendo советует продолжать делать игры для Switch и открывать некоторые улучшения на Switch 2. Это игры с обратной совместимостью, где не может быть высокого разрешения, но может быть повышенная производительность или чуть лучше графика, как, например, в SOMA.

Однако это всё разговор не о самой Nintendo Switch 2, а об играх на запуске. Будущее покажет, насколько достойной была её библиотека, но пока так. В этом плане её сложно сравнивать консоль со Steam Deck, потому что он, по сути, является портативным компьютером. Издатели игр нередко делают консольные эксклюзивы, что значит, что релиз состоится на одной консоли и на ПК.

Если у вас за десятилетие накопилась большая библиотека видеоигр в Steam, вы запросто сможете запустить их на Steam Deck. И тот факт, что вы можете играть в эти игры в портативе на новой консоли, от студии, которые уже давно закрыты, а разработчики разбежались – это потрясает. Особенно, когда приходит осознание, что издатель не будет просто так поднимать из прошлого тот или иной проект, если у него не будет плана продаж или намёка на продолжение серии. Для остальных систем в этом всём кроются финансовые риски. Подобный подход разрушает привычный ритуал ожидания портов, что является частью консольного опыта.

Библиотека игр Steam полностью доступна на Steam Deck
Библиотека игр Steam полностью доступна на Steam Deck

Производительность

Если говорить конкретно о производительности, то ситуация неоднозначная. Естественно, по характеристикам и потенциалу Nintendo Switch 2 выигрывает. Но как эти мощности используются — это другой вопрос. Nintendo Switch 2 изначально создана, чтобы быть гибридной консолью. Это значит, что при создании порта учитывается производительность как в портативном, так и в стационарном режимах. Некоторые игры показывают результат лучше Steam Deck, а некоторые, ввиду урезания мощности и лени разработчиков, лишь порочат возможности новинки. Вывод игр в 2160p и 60 кадров в секунду — действительно больше достижение для устройства подобного подобных габаритов. Также портативный экран в 1080p — это не те же мощности, которые нужны для 720p (если игра 16:9) на Steam Deck. Это примерно в 2.25 раз больше пикселей, а значит, и больше вычислительных затрат.

Steam Deck — это в первую очередь портативный компьютер. В комплекте не идёт док-станция или HDMI-кабель. Поэтому основная оценка производительности исходит из игры в портативном режиме. Для получения сносной картинки на большом мониторе приходится прибегать к патчам и ручной оптимизации. Хороший результат в стационарном режиме в современных ААА-играх — это 1080p и 40 кадров в секунду (если экран 120 Гц). Конечно, 2160р и 60 кадров в секунду также можно встретиться в разных играх, но это зависит от их масштаба и даты выхода. Однако, говоря о производительности Steam Deck, нельзя не затронуть и другую важную часть, которая относится к обеим консолям — моддинг.

Прелесть пользования Steam Deck заключается в том, что система делает всё сама, если вы скачиваете игру из Steam. Она сама установит все необходимые драйвера, а также скомпилирует пакет шейдеров, чтобы ваш опыт игры был точно таким же, как на консоли. То есть танцы с бубном, к которым готовятся потенциальные покупатели систем, в данный момент относятся в основном к очень старым играм или к пиратским версиям, где всё надо делать вручную. Благодаря модам можно сильно оптимизировать игру, повысить количество её кадров в секунду, добавить какие-то возможности и вообще запустить то, что никогда не выходило на консолях.

Гейб Ньюэлл большой фанат Steam Deck
Гейб Ньюэлл большой фанат Steam Deck

Nintendo Switch 2 до сих пор не взломали. Возможно, для этого нужны девкиты, поэтому Nintendo их и не даёт свободно все желающим. Поэтому про моддинг сказать нечего. Однако мы можем взглянуть на то, что было с оригинальной Nintendo Switch, и на основе этого понять, какой потенциал есть у её преемницы. Мод-сцена Nintendo Switch довольно сильно показала, на что способен оригинальный планшет, и то, как сильно Nintendo срезала мощность аппарата. В русском коммьюнити прошитых Nintendo Switch можно встретить графические моды от программиста ECLIPSE, который в свободное время увлекается оптимизацией игр на Switch и заставляет их работать на мощностях, которые оригинально заложены в игровую консоль. И это даже не андервольтинг, а просто частоты стационарного режима, на которых консоль может работать в портативном.

Владельцам Nintendo Switch и знакомым с графическими модами было довольно комфортно перейти на Steam Deck. Возможность использования на Steam Deck графических модификаций, фанатских локализаций и прочих благ открытой платформы закрепило за ним статус народной портативки. Для подобных фанатов «поковыряться» Nintendo Switch 2, новая консоль с закрытой системой, без возможности прошивки и многими «НО» отталкивает людей от покупки, вызывая нежелание возвращаться к компромиссам. И дело даже не в пиратстве, а в свободном опыте пользования собственной системой полученной от прошитой Nintendo Switch и закрепившейся со Steam Deck.

Портативная реальность

6. Будущее Steam Deck и Nintendo Switch 2

Конечно, рядового геймера моддинг не интересует. Он хочет просто запустить игру и играть. К сожалению, на данный момент картина складывается так, что выбор лежит между двумя компромиссами. И каждый выбирает, с каким из них хочет мириться он.

Подобный подход к модификациям — это то, за счёт чего Steam Deck живет и продолжает развиваться как система. Современные игровые проекты, начиная с 2022 года, стали довольно требовательными, из-за этого портативному железу приходится довольно тяжело. Однако с наличием современных инструментов подход к играм изменился. На сцену вышли софтверные апскейлеры (алгоритмы увеличения разрешения на уровне программного обеспечения, то есть не железа) на любое качество и производительность: TSR от Epic Games, FSR от AMD и XeSS от Intel. Каждый из апскейлеров имеет собственные плюсы и минусы. В большинстве игроки выбирают FSR, так как он самый распространённый, но тот же XeSS от Intel выдаёт наиболее удачный результат качества.

ПК-версии многих игр не заканчиваются выбором DLSS от Nvidia в качестве апскейлера. Играм на Unreal Engine доступен TSR, а от конкурентов Nvidia доступны FSR и XeSS. ПК на ARM доступен AutoSR от Microsoft, а на устройствах Apple - MetalFX
ПК-версии многих игр не заканчиваются выбором DLSS от Nvidia в качестве апскейлера. Играм на Unreal Engine доступен TSR, а от конкурентов Nvidia доступны FSR и XeSS. ПК на ARM доступен AutoSR от Microsoft, а на устройствах Apple - MetalFX

Эти апскейлеры работают в виде программного расширения и не идут ни в какое сравнение с аппаратным апскейлом DLSS, что установлен в Nintendo Switch 2. Но из-за того, что в портативном режиме Switch 2 не может использовать своё железо на полную мощность, DLSS выдаёт такой же результат картинки, как и с софтверными апскейлерами на Steam Deck. Если говорить о стационарных режимах, то Nintendo Switch 2 очевидно опередит в апскейле Steam Deck.

В динамических сценах Cyberpunk 2077 в портативе на Nintendo Switch 2 картинка имеет свойство размываться
В динамических сценах Cyberpunk 2077 в портативе на Nintendo Switch 2 картинка имеет свойство размываться

Подобные компромиссы — наша новая реальность и это одновременно благословение и проклятие игровой индустрии. Игры, которые бы ни за что бы не запустились на мобильном железе, благодаря апскейлу выдают приемлемый результат. Прошлогодний релиз Indiana Jones and the Great Circle отказывался работать на Steam Deck, выдавая 15 кадров в секунду и картинку с графическими артефактами. Но недавно разработчики выпустили патч с оптимизацией. Игра теперь действительно работает и выглядит хорошо даже на низком пресете графики на небольшом экране Deck. И кажется, что эта оптимизация была здесь не просто так, а как подготовка к выходу игры на Nintendo Switch 2, анонс которой случился на Gamescom 2025. Получается, что между консолями взаимный паритет и подход к пониманию мобильных технологий.

В вопросе будущего устройств не нужно полагаться только на разработчиков. Ранее упомянутый ECLIPSE, который раскрывал потенциал первой Nintendo Switch, теперь занимается подобной оптимизацией игр для Steam Deck. Так релиз Silent Hill 2 Remake на Steam Deck представлялся невозможным из-за Unreal Engine 5, но ECLIPSE смог провести оптимизацию: где-то были урезаны LODы, где-то изменены объемные эффекты. По итогу игра работает на Steam Deck без использования апскейлеров в 30 кадров.

На одном Silent Hill 2 Remake автор оптимизации файлов не остановился, и в своём телеграмм-канале время от времени выпускает новые патчи. Поддержку версий для Steam Deck получили такие игры как Star Wars Jedi Survivor, Robocop Rogue City, Avowed, Clair Obscur: Expedition 33 и другие. Cyberpunk 2077 и вовсе теперь может работать при 9 ватт в 30 кадров, что повышает время игры на одном заряде.

Взгляд на такие порты и оптимизацию показывают, что Nintendo Switch 2 с заложенной в неё мощностью, пусть и заблокированной, имеет все шансы получать больше крупных релизов. А если Nintendo даст разработчикам повышать частоты в портативном режиме, как это было сделано официально несколько лет назад для оригинального Switch, то это поможет продлить жизненный цикл платформы, даже если выйдут более мощные конкуренты, такие как портативная PlayStation или Steam Deck 2.

4 и 5 сентября вышли Star Wars: Outlaws и Cronos: The New Dawn. Star Wars был разработан на внутреннем движке Ubisoft, Snowdrop. Хотя на недавних выставках и даже на Nintendo Direct игра была в плохом состоянии. На релизе на Nintendo Switch 2 игра неожиданно поразила качеством и производительностью. Некоторые энтузиасты уверены, что это более стабильный опыт игры, чем даже на Xbox Series S. На Steam Deck же игра по прежнему остаётся неиграбельной без модификаций.

Как и на других платформах, Star Wars Outlaws на Switch 2 поддерживает кинематографический режим 21:9
Как и на других платформах, Star Wars Outlaws на Switch 2 поддерживает кинематографический режим 21:9

Cronos: The New Dawn был разработан на Unreal Engine 5 и использует ключевые особенности движка, Lumen и Nanite. К сожалению, от их использования в версии для Switch 2 попросту отказались, из-за чего общий визуальный ряд стал более сухим. Игра лишилась объёмного тумана и освещения, также были урезаны некоторые спецэффекты. Бюджет игры был очень низким, и студии пришлось заняться издательством игры самостоятельно, так что пока по-прежнему рано судить о возможностях Unreal Engine 5 на гибриде. На Steam Deck игра идет с более богатым визуальным рядом, хоть и испытывает сложности в достижении 30 кадров в секунду. Возможно, с модификациями или патчами она станет более играбельной, но пока без них.

Обе игры отлично отражают возможности разработчиков при портировании. Если это игра на собственном проприетарном движке, то не составит труда сделать ряд низкоуровневых оптимизаций для достижения лучшей работы на устройстве. А вот если игра на популярных лицензируемых движках, из-за их универсальности такой ряд работ может быть проделать довольно сложно. Но не редки случаи, когда разработчики также самостоятельно берутся модифицировать исходный код таких движков, чтобы добиться лучших результатов. Подобную работу проделали Moon Studios (Unity) для дилогии Ori, Mundfish (UE 4) для Atomic Heart. С UE 5 за подобное взялась CD Projekt Red, чтобы добиться лучшей масштабируемости Ведьмака 4 на современных платформах.

7. Взгляд на конкурентов

Поскольку Steam Deck по своей сути является портативным ПК, производители ноутбуков не остались в стороне и представили свои аналоги. Так ASUS выпустила ROG Ally и ROG Ally X. Lenovo предложила Legion GO с собственным видением отсоединяемых контроллеров и даже с режимом мышки. MSI только в этом году серьёзно подключилась к гонке, выпустив впереди всех новый Claw на актуальных процессорах AMD и Intel.

Это только малая часть разнообразия ПК-портативок
Это только малая часть разнообразия ПК-портативок

Все эти устройства очень габаритные из-за увеличенной батареи, которая в 2 раза больше, чем у Deck, что добавляет веса и толщины. Немало и технических нюансов, исправлять которые совсем не торопились. И как подобает производителям ноутбуков, новые версии устройств уже выходят практически ежегодно.

Здесь не нужно искать официально оптимизированных игр — их попросту нет, потому что конфигурации устройств непостоянные. Единственная попытка что-то изменить — это обновление Windows для портативного устройства ROG Xbox Ally, которая выйдет 16 октября в двух вариантах мощности. Обычная модель не мощнее Steam Deck и X-модель, которая получит один из самых продвинутых процессоров с графикой Ryzen 890M. Однако по слухам, его цена составит 900 долларов. Microsoft обещают отслеживать играбельность игр на устройстве, сделать подгрузку шейдеров как на Steam Deck и даже продемонстрировать собственный ИИ-апскейлер. Всё это звучит очень красиво, но на практике Microsoft решила таким способом остановить распространение SteamOS на сторонних устройствах, предлагая обновленный Windows под новые портативные платформы.

Настанет наиболее интересное время, когда Sony представит новую портативную PlayStation. По данным из разных источников, Sony планирует выпустить одновременно PS6 и её портативную версию. Процессор будет сильно слабее, но благодаря ИИ-апскелерам (будет ли это PSSR или же FSR 4 — неизвестно) получит обратную совместимость с PS5 и PS4, что уже потенциально обеспечит новой портативке библиотеку из десятков тысяч игр на старте. Это всё слухи, но уже на данный момент Sony выпустили обновление для PS5, которое позволяет разработчикам тестировать игры в режиме энергоэффективного потребления.

8. Новая портативная реальность

На данный момент у Steam Deck потрясающая библиотека игр, которые он может запускать без какой-либо нужды в оптимизации. Игры эпохи времен PS3/X360, PS4/X1 будут идти на высоких настройках с высоким количеством кадров. А вот игры поколения PS5 будут уже выдавать качество низкой или средней графики с включенным апскейлом, где пресет «Качество» может выдать 30 кадров и более-менее четкой картинкой. Если захочется играть с высокой частотой кадров, то придётся жертвовать качеством и переключаться на «Производительность», превращая картинку в мыльную кашу.

Артефакты Lossless Scaling в генерации кадров (x4) на Steam Deck в Silent Hill 2

Lossless Scaling, как и другие генераторы кадров, расщепляют картинку на артефакты и добавляют инпут лаг (задержку при нажатии кнопок), что сказывается на качестве опыта. Инструмент всё ещё в разработке, но «утка» (название Lossless Scaling в народе) никак не добавляет желания пытаться играть в подобном качестве, если вы цените опыт погружения в игру. Будущие релизы на Unreal Engine 5 ставят вопрос к возможности их запуска на Steam Deck. Если только Valve не выпустит собственное решение софтверного апскейлера, который бы решал проблему артефактов — но увы, в Steam Deck не установлен аппаратный апскейлер, который бы смог продлить жизнь платформы с её разблокированной мощью.

Некоторые крупные релизы для Nintendo Switch 2 до конца 2025 года
Некоторые крупные релизы для Nintendo Switch 2 до конца 2025 года

А вот у Nintendo Switch 2 будущее чуть более интересное. Именно аппаратный апскейлер DLSS и поддержка возможностей Unreal Engine 5 будут продлевать поддержку платформы. Дальнейшая жизнь Switch 2 зависит только от того, насколько будут заинтересованы издатели в создании специализированных портов под эту систему, где нужно будет пересобрать и оптимизировать игру, как под DLSS, так и под низкие частоты графического процессора в портативе.

Тем не менее, нынешняя портативная реальность состоит в том, что каждое устройство не без компромиссов. Мы всё ещё далеки от волшебных портативных систем, которые будут выдавать уровень PS5 Pro и не иметь недостатков. Современный рынок предлагает два подхода — устройство с игрой «из коробки» без гибкости и с заранее установленным уровнем производительности — будь она хорошей или не очень — или устройство с гибкостью, но как раз из-за, что «из коробки» результат не всегда может быть удовлетворителен. Мы с нетерпением ждём рассвет гейминга на Nintendo Switch 2, новые обновления и патчи на Steam Deck, релиз Steam Deck 2 и стационарной консоли от Valve. И неизбежное — здоровую конкуренцию на рынке портативных и гибридных систем, которая продвинет их развитие с невероятной скоростью.

Над статьей работали: Роман Гауз, Семен Беляев, Алексей Хомовский.

38
4
4
3
1
42 комментария