Crusader Kings 3. Анализ, обзор и руководство для чайников
"Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего"
Именно поэтому собственно говоря, следуя словам известного философа и богослова, я и решил написать данный пост (лонг, нелонг, хз крч) или возможно это даже перекочует в серию постов, кто его знает.
Что такое Crusader Kings 3?
Собственно говоря это одна из многих серий глобальных стратегий, выпущенных под патронажем всеми так любимой и нелюбимой студии Paradox Interective (ДЛСищные Сосальщики)
По сути своей игра входит в негласный (вполне себе официально признанный) квинтет исторических стратегий (в хронологическом игровом порядке): Emperator Rome, Crusader Kings, Europa Universalis, Victoria и Heart of Iron
В чем же заключается основополагающее отличие Королей Крестоносцев от других игр того же разработчика? Ну что вполне логично в первую очередь сеттингом - средневековье начиная с эпохи викингов, падения династии Каролингов и заканчивая падением Константинополя, консолидацией власти монархов с постепенной централизацией. Заранее понимая и принимая тот факт что не все хотят "шарить" в истории, я постараюсь походу повествования все разжевывать.
Так же стоит понимать что вполне заслуженно серия Crusader KIngs (далее CK) получила статус "Симса для мужиков" и на то есть свои причины: акцент значительно смещен в сторону ролевой игры, но при этом вы играете не только за конкретного персонажа, но так же и за всех его потомков, принадлежащих к его клану, дому или династии.
Что будет затронуто в этом посте?
1. Первая игровая дата (быстрый исторический экскурс, интересные персонажи, особенности)
2. Основополагающие механики (вводный курс на пару минут)
3. Моды и с чем их едят
I. 867 год от Рождества Христова. Эпоха старого-доброго ультра насилия и авантюризма
Минуло уже более пятидесяти лет со смерти Карла Великого, одной из культовых фигур в европейском культурном пространстве и создателя Империи Запада, претендующей на роль наследницы Западной Римской Империи (Мужчины уже тогда, с удвоенной страстью думали о Риме и его наследии)
Помимо него в истории франков есть еще две не менее важные фигуры: Карл Мартелл, феодал и майордом (министр двора) прославившийся тем, что в битве при Пуатье разгромил наступающие армии арабских завоевателей (хи-ха ха-ха из будущего), а затем изгнал их обратно на земли современной Испании и Португалии.
Сын Карла Мартелла и отец Карла Великого, Пипин Короткий (гусары молчать, так его прозвали за рост и/или из-за того, что он был младшим сыном) первый король Франков из династии Каролингов, он во многом заложил фундамент для завоеваний сыночки-корзиночки.
Покликали по ссылкам? Молодцы. Теперь вернемся к более актуальным событиям - на момент 867 года некогда великая Империя Запада, пытавшаяся в Рим Грейт Эгеин находится в упадке: вскоре после смерти Карлуши Величайшего его потомки не сумев поделить наследство решили порезать страну на кусочки: Внуку Карлу II Лысому досталась Западная Франкия (Будущая Франция), Правнуку Лотарю II досталась Лотарингия (Земли нынешнего Бенелюкса, Германии, Франции и Швейцарии), второму Внучку Людвигу II Немецкому отломали относительно новенькие земли Восточной Франкии и Баварии (Собственно современные земли Германии) и наконец еще один Правнук Луи II Младший получил земли современной Италии.
В тоже время начинают свою активную деятельность и викинги/норманны/варяги: целое поле непаханое из деревень, храмов и городов всех народов и верований. В Британии и Скандинавии сыновья легендарного Рагнара Лодброка основывают королевства будущих Дании и Швеции, Харальд Косматый (потом будет Прекрасноволосым) объединяет Норвегию, а Рюрюк начинает своё княжение в Новгороде. Можно сыграть за любого из них, либо же начать свой путь за бриттского, ирландского, шотландского или англосаксонского феодала и остановить наступление очередных понаехов в "нерезиновую" Британию (очередной хи-хи ха-ха современности).
И так, мы подумали о Западной Римской империи, теперь пришло время подумать о Восточной. Империя Ромеев/Византия - истинный наследник былого могущества, уничтоженного варварами и кризисами стоит столь же непоколебимо, хоть и куда менее устойчиво чем раньше. Восхождение арабов и Ислама ударило по находившимся уже в долгой вражде Византии и Персидской империи Сасанидов, прикончив последнюю и сократив территории первой.
В тоже время Болгарское Царство переживает не лучшие времена, венгерские кочевники в попытке обрести родину, решают завоевать земли Паннонии принадлежавшие болгарскому царю. Ну а как мы знаем из нашей реальности, прародители гуляша и одного из сложнейших в Европе языка на этих землях закрепиться смогли.
После поражения при Пуатье и восстания потомков вестготов с последующим образованием королевства Астурии, на Иберийском полуострове начинается долгий и изматывающий конфликт между христианами и мусульманами - Реконкиста
Это был КРАЙНЕ поверхностный экскурс, но тем не менее (простите, извините)
Главными же особенностями этой даты является достаточно высокая гибкость и возможность пройти полный цикл, начиная игру за племенного вождя-язычника. Некоторые верования и культуры, доступные на этой дате достаточно сложно встретить в поздней игре. Хочешь создать реальную ведическую славяноязыческую Русь и бить ящеров? Тогда тебе сюда!
II. Основополагающие механики. Как и что.
И так, вот ты решил например стать феодалом или викингом язычником, что тебе требуется знать?
1. Игровые ресурсы: Золото, престиж, благочестие и известность династии, а так же общее число твоих войск и предел домена, давай по порядку.
Золото - универсальная условная денежная единица, которую можно получить: в подарок, после осады крепости или после грабежа селения (уникальный племенной экспириенс), после продажи захваченных в плен во время боя или осады знатных пленников, со своего домена в виде дохода, в виде налогов с вассалов и данников, и наконец с помощью определенных ивентов и прокачки.
Так же золото можно потратить на: подарки, строительство земельных наделов (замков, городов, храмов), строительство построек в этих наделах, увеличение и содержание профессиональной армии, выкуп пленников, проведение различных мероприятий начиная пиром или охотой, заканчивая походом в университет или организацией заговора.
Престиж - универсальная условная единица, показывающая социальный статус твоего персонажа и его славу, влияет на отношение к тебе персонажей не вхожих в религиозные институты, число доступных тебе рыцарей, является порогом для различных решений и ивентов, позволяет изменять законы наследования и уровень авторитета короны в твоей державе, так что чем больше, тем лучше. Как получить: проведение мероприятий, победы в войнах, поединках, турнирах, удачный брак
Так же престиж можно потратить на: изменение законов наследования (например поставить правило, что женщины не могут наследовать титул никогда, либо же наоборот сделать исключительно матриархат), внедрить феодальные выборы на определенные титулы, выбрать тип наследования (все державы на старте в 867, помимо нескольких государств обладают разделом всех земель правителя между его наследниками. С ходом времени и развитием культуры, ты сможешь пройти путь от вечно дробящейся феодальной державы к зачаточному подобию абсолютизма), повышать авторитет короны, содержать племенную армию и строить племенные постройки
Благочестие - это религиозная, духовная репутация персонажа, значительно влияющая на взаимодействие с представителями духовенства и набожными персонажами. Благочестие можно заработать: (способов крайне много, каждая религия или религиозная группа имеет собственные особенности, потому распишу относительно обобщенные) хождение в паломничество к святым местам, жертвование золота духовным лидерам веры или просьба об покаянии (Папа Римский, Вселенный патриарх, Халиф), активное участие в строительстве и улучшении храмовых наделов, участие в Великих Священных войнах.
Можно потратить на: создание/наем священных орденов в воинах с иноверцами, обратиться к главе религии с просьбой отлучить от церкви своего противника, испросить претензии на определенные земли, используется для многих решений в игре, в том числе для создания своей отдельной религии
И наконец Признание династии, ресурс показывающий обобщенно величие вашего рода и дома, чем больший уровень признания династии, тем больше престижа с рождения получают члены династии, и тем больше за заключение брака с ними другие персонажи получают престижа, так же дает бонус к мнению за долгое правление персонажа. Получается за: выполнение некоторых решений различного уровня сложностей, ивенты, пассивное накопление - каждый живой представитель династии приносит свою копеечку в счёт её признания и соответственно чем более титулованных представителей вашей династии рассажено по тронам королей и императоров, тем больше у вас престижа.
Тратится Признание тоже интересным образом, например ты можешь отвергнуть своего текущего наследника и лишить его наследства. Это будет стоить немало, но если ты не хочешь чтоб дурачок сел на царский табурет, то это одно из наиболее гуманных решений. Так же признание тратится на прокачку династических бонусов, которые будут действовать на всех представителей
2. Фух, это было тяжко, но мы в этом разобрались, так?
Перейдем поближе к персонажам:
Перед вам как-раз таки тот самый Карл II Лысый, у него есть навыки и черты характера, а так же определенное вероисповедание и культурная принадлежность. В игре присутствует 6 навыков
Синий свиток (Дипломатия) - от неё зависит отношение других персонажей к вашему, и процентный прирост престижа. У Карла с дипломатией беда...
Красные скрещенные мечи (Военное дело) - от него зависит цена обеспечения армии, бонусы самой армии и преимущества при личном командовании. Карлу повезло с этим навыком, как и со всеми остальными.
Зеленый сундучок с золотишком (Управление) - от него зависят доходы, экономика, налоги и предел личного домена. В целом даже неплохо.
Фиолетовый конверт с кинжалом (Интриги) - от них зависит способность вашего или любого другого персонажа в темные делишки: "случайно" пнуть из окна единственного сына соседнего герцога, старшая дочь которого жената на вашем наследнике, похитить или устроить переворот.
Белая книга (Ученость) - от неё зависит базовая прибавка благочестия в месяц и чем она выше, тем легче будет убедить приверженцев иной веры сменить её на истинно верную (та, которая у вас есесна, кто же сомневается)
Меч с рукой (Доблесть) - показатель физической силы вашего персонажа, в первую очередь влияет на боевой и дуэльный потенциал персонажа и снижает вероятность оного помереть в первом же бою (но это не точно) помимо прочего с течением времени эти и так жалкие 7 доблести Карла скукожатся до 0, так как со старением персонажа снижается и его физическая сила.
Я бы мог рассказать и про черты характера, но оставлю это для отдельного поста XD
Собственно я уже говорил, что CK3 это скорее ролевая гранд стратегия, она сильно отличается от остальных серий игр Paradox и тем уникальнее становится, благодаря этому на основе этой игры есть множество достойнейших модификаций различного уровня проработанности: начиная от переработки, добавления новых культур и религий, заканчивая полноценными механиками или переносом действий в иной сеттинг.
Чет моё воспаленное недосыпчиком сознание начало творить дичь, зато я погладил котейку у подъезда, он даст фору некоторым манулам по зажировке, но фота нема(