Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

На основе гайда от Salison рассказываем, как художнику работать с цветом.

Хочешь узнать о 2D и 3D рисунке ещё больше? В нашем блоге есть много обучающих статей и гайдов для художников, моделлеров и других арт-специалистов. Заходи и постигай арт вместе с нами!

Автор: Geoffrey Ernault. Ссылка: https://www.artstation.com/exphrasis
Автор: Geoffrey Ernault. Ссылка: https://www.artstation.com/exphrasis

Умение правильно работать с цветом — один из столпов хорошего арта. Но даже если вы помните все правила, не лишним будет держать под рукой памятку, которая тезисно вам напомнит важные основы.

В своем гайде Salison поделился памяткой о работе с цветом, которая может быть полезна для изучения необходимой теории, а мы перевели её на русский язык.

Язык цвета

Чтобы обозначать определенные группы цветов, художники используют конкретную терминологию. Стоит начать именно с ее изучения, чтобы в дальнейшей было проще ориентироваться.

Цвета, для получения которых не смешивались два или несколько других цветов, называются чистыми.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Если чистые цвета смешиваются с черным, то их называют тенями.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Когда в чистый цвет примешивают белый, то по итогу выходят светлые оттенки.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

В случае смешения чистых цветов с серым получаются полутона.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Красный или синий цвет обычно называется оттенком.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Если нужно описать степень яркости, например, светлый или темный цвет, то мы используем термин тон.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Чтобы обозначить интенсивность цвета, — яркий или блеклый — применяется термин насыщенность.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Когда мы хотим обозначить, что цвет теплый или холодный, мы говорим о его температуре.

Под теплыми цветами обычно понимают те, которые ощущаются более динамичными — красный, оранжевый, желтый. Холодными же называют более спокойные цвета — это зеленый, фиолетовый, синий. Если говорить про черный, то он — теплый, а белый — холодный.

Кроме того, у одного цвета могут быть разные вариации, и они тоже отличаются по температуре. К примеру, холодный или теплый желтый.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Цветовой контраст

Чтобы получить контраст цвета, обычно комбинируют оттенки с разными значениями в плане тона, температуры или насыщенности. Контрастные зоны в рисунке всегда выделяются в глазах зрители, — первую очередь взгляд фокусируется именно на них. Контраст выступает элементом композиции.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Цветовой контекст

Цвета могут значительно видоизменяться, когда меняется контекст — это означает, что в окружении разных цветов один конкретный цвет выглядит по-разному.

На изображении ниже это можно увидеть — визуально красная точка выглядит больше в окружении черного цвета. При этом сам черный круг будто ближе расположен к зрителю, однако все это иллюзия. Такое явление называют относительностью цвета.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Но контекст влияет не только на такие аспекты восприятия — он также способен менять восприятие тона и насыщенности. Взгляните на изображение внизу — цвет в центре кругов один и тот же, однако справа он выглядит более холодным и светлым, с слева — более теплым и темным.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

При выборе своей палитры для дизайна стоит всегда сравнивать цвета с окружающими, чтобы понимать, как их восприятие будет меняться в том или ином случае.

Цветовой круг

Цветовые круг — это базовый элемент при выборе цветов, потому что он демонстрирует, как цвета сочетаются друг с другом. Цветовые круги часто используются при создании арта — не смешивая цвета в реальности, он позволяет понять, какой результат получится.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

В основе круга идут чистые цвета — красный, синий и желтый. Их нельзя получить при смешивании других цветов, однако мы можем смешать их и получить вторичные цвета — оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Дальше все происходит по такой же логике — если мы смешаем чистые цвета со вторичными, то получим уже третичные цвета. Обычно их обозначают двойным названием — например, желто-оранжевый.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

У цветового круга много вариаций, но базовым считается именно тот, что выше — он включает 12 цветов. Пусть круг не всегда охватывает весь спектр цветов, однако он отлично подходит как инструмент в поисках гармонии.

Цветовая гармония

Гармонией называют цвета, которые идеально сочетаются друг с другом — также их иногда называют аккордами.

Комплементарные цвета

Комплементарные цвета — это часть гармонии. Они расположены противоположно друг другу на цветовом круге, при этом контрастируя между собой. Однако стоит избегать частого применения таких цветов, потому что дизайн будет слишком броским и ярким — важен баланс.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Сплит-комплементарные цвета

Сплит-комплементарными цветами называют те цвета, которые также находятся на противоположных позициях круга. Однако в качестве одного из противоположных цветов будут браться два соседних цвета возле него. Это тоже довольно контрастное сочетание, однако не настолько броское и явное.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Аналоговые цвета

Аналоговые цвета располагаются рядом друг с другом на цветовом круге. Обычно они хорошо играют друг с другом, создавая ощущение спокойствия. Происходит это за счёт отсутствия контраста.

Однако здесь есть нюанс — если цветового контраста нет, он может возникнуть на уровне тонов. Поэтому стоит следить за этим, чтобы можно было сохранить тоновые различия дизайне. В противном случае цвета просто сольются в тонах.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Триада

Триадой называют три цвета, которые отдалены друг от друга в равном соотношении на цветовом круге. К примеру, красный, желтый и синий. Такое сочетание обычно достаточно яркое, вне зависимости от того, какая насыщенность будет у цветов.

Один из вариантов сделать дизайн интереснее при использовании триады — выделить один из цветов над другими, то есть использовать его в большей степени.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Баланс цветов

Иногда сочетание цветов, у которых отличаются оттенки и насыщенность, может выглядеть несбалансированно. Чтобы создать в дизайне единство цвета, можно в каждый выбранный цвет добавить один и тот же оттенок. Это можно сделать прямо в Photoshop — настройте цветовой баланс, а также воспользуйтесь режимами наложения и регулировкой непрозрачности.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Разница может быть не такой очевидной, но это именно то, что нужно — в противном случае, это сильно бы повлияло на баланс. Причина отсутствия явных изменений в том, что есть общий цвет.

Чтобы сделать дизайн еще интереснее, можно также попробовать смешать цвета между собой.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Символизм цветов

Символизм цвета подразумевает то, что у каждого цвета есть свое значение, благодаря чему мы можем воздействовать на зрителя и вызывать определенные ощущения или эмоции.

Но стоит учитывать, что в разных культурах в цвета могут вкладывать разные значения. Ниже можно посмотреть усредненные значения цветов в западной культуре:

Красный — власть, пылкость и азарт, угроза, яркость, вызов.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Оранжевый — энергия, надежность, интерес, урожай, изменения.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Желтый — наслаждение, солнце, улыбки, предупреждение, испуг.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Зеленый — рост, свежесть, исцеление, деньги, зависть.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Синий — мир, терпимость, надежность, безопасность, грусть.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Фиолетовый — волшебство, равенство, благородство, царственность, духовность.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Розовый — женственность, цветы, любовь, сладость, игривость.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Черный — официальность, таинственность, конфликт, защита, зло.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Белый — чистота, невинность, простота, вера, добро.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

При комбинации нескольких цветов можно также вызывать определенные ассоциации. Например, красный, белый, зеленый — Рождество и Новый год.

Цветовые палитры

Цвет напрямую влияет на то, какой дизайн вы получите, поэтому крайне важно уметь собирать палитру для своих работ. Внизу представлены рекомендации по ее сбору.

Лимит

Лучше собирать определенное количество цветов в свою палитру — достаточно 3-6. Не стоит выбирать слишком много, потому что это рассеивает внимание.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Концепция

Концепция — ключ к выбору цветов, потому что, учитывая ее, вы можете остановиться на конкретных цветах и одновременно передать то настроение, которое хотелось. Концепции разные — осень, радость или сладость. Символика и температура цветов помогут подобрать палитру, соответствующую вашей концепции.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Нейтральные цвета

Нейтральные оттенки возникают в результате смешивания двух комплементарных цветов, но стоит учитывать, что нейтральными еще считаются цвета с низкой насыщенностью, такие как различные оттенки серого, коричневого и кремового.

Нейтральные цвета обладают выразительностью, при этом они вызывают ощущение спокойствия. Они легко сочетаются с другими цветами и не привлекают к себе излишнего внимания, что делает их отличным выбором в качестве дополнительных цветов в любой палитре.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Конфликт

Конфликты возникают, когда палитра включает яркие и приглушенные цвета одновременно. Чтобы обрести гармонию, стоит выбирать такие цвета, у которых будет похожая насыщенность, а также в процессе корректировать их через цветовой баланс.

Однако это не значит, что конфликтующие цвета использовать не нужно — сделать это можно, но осторожно и умеренно.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Фокусные цвета

Чтобы сделать свою палитру более динамичной, стоит обратить внимание на фокусные цвета. В качестве фокусных цветов выберите один или два, и создайте между ними контраст — это поможет акцентировать на них внимание.

Например, если ваш выбор пал на синий цвет, окружите его теплыми и нейтральными оттенками, чтобы выделить его особенно ярко. В процессе важно следить за соотношением, чтобы число фокусных цветов было примерно равно числу вспомогательных.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Соотношение цветов

Помимо выбора палитры важно ее правильно поделить. К примеру, если мы возьмем два цвета — зеленый и красный — и используем их для рисования розы, получится довольно красиво и приятно. Причина такого ощущения — в неравномерном сочетании комплементарных цветов.

Если менять эту неравномерность, можно по-разному воздействовать на зрителя. Скажем, красный текст на зеленом фоне уже будет вызывать тревожное ощущение.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Ниже собрали основные методы, по которым можно соотнести цвета в палитре:

20-80

Соотношение цветов 20-80 — это оптимальный вариант, потому что часто в природе именно таким образом цвета и распределяются. 20% — это все ключевые цвета, а 80% — это уже вспомогательные. С помощью такого похода можно отделить зону фокуса, при этом не увеличивая интенсивность слишком сильно.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Метод база-основа-акцент

Метод популярен при дизайне персонажей. Палитра будет включать следующие цвета:

Базовые — включает 1 или 2 нейтральных цвета, светлые и темные.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Основные — тут уже используются 1 или 2 цвета любого оттенка палитры.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Акцент — также 1 или 2 цвета, но уже теплых или холодных. Это помогает создать контраст с основными.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

В палитру входят не только явные цвета в дизайне, но и цвета теней, светлые и средние тона всех выбранных цветов. Благодаря этому подход считается довольно гибким — не страшно допустить ошибку за счет большой вариативности.

Но стоит всегда держать мысль в голове о том, что акцентных цветов должно быть меньше, чтобы все выглядело интересно.

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Повтор цвета

Чтобы еще более интересно соотнести цвета друг с другом, можно повторять их. Это означает, что цвета, которые будут снизу, также будут и сверху — меняться будет их количество.

С помощью повтора дизайн становится более гармоничным и целостным. На картинке ниже можно увидеть равномерное распределение цветов — цвета повторяются и расположены примерно рядом друг с другом. Такое сочетание выглядит современно и «чисто».

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Если вы хотите добиться другого эффекта, можно попробовать иной вариант:

Как работать с цветом: памятка по теории цвета для художников

Та же композиция, но палитра изменилась в плане соотношения — все цвета хоть и повторяются, но расположены уже неравномерно, а более хаотично. Выглядит это более естественно.

Однако помните, что далеко не все цвета стоит повторять в дизайне — фокусные, например, лучше всего изолировать, чтобы привлечь к ним больше внимания.

Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

3434
4 комментария

Комментарий недоступен

2

В матане проще разобраться было и дифуры решать, чем в вашей теории цвета

Потому что эта теория ничего не объясняет. Все равно решит художественное чутье и опыт.