На основе гайда от Salison рассказываем, как художнику работать с цветом.Хочешь узнать о 2D и 3D рисунке ещё больше? В нашем блоге есть много обучающих статей и гайдов для художников, моделлеров и других арт-специалистов. Заходи и постигай арт вместе с нами!Автор: Geoffrey Ernault. Ссылка: https://www.artstation.com/exphrasisУмение правильно работать с цветом — один из столпов хорошего арта. Но даже если вы помните все правила, не лишним будет держать под рукой памятку, которая тезисно вам напомнит важные основы.В своем гайде Salison поделился памяткой о работе с цветом, которая может быть полезна для изучения необходимой теории, а мы перевели её на русский язык.Язык цветаЧтобы обозначать определенные группы цветов, художники используют конкретную терминологию. Стоит начать именно с ее изучения, чтобы в дальнейшей было проще ориентироваться.Цвета, для получения которых не смешивались два или несколько других цветов, называются чистыми.Если чистые цвета смешиваются с черным, то их называют тенями.Когда в чистый цвет примешивают белый, то по итогу выходят светлые оттенки.В случае смешения чистых цветов с серым получаются полутона.Красный или синий цвет обычно называется оттенком.Если нужно описать степень яркости, например, светлый или темный цвет, то мы используем термин тон.Чтобы обозначить интенсивность цвета, — яркий или блеклый — применяется термин насыщенность.Когда мы хотим обозначить, что цвет теплый или холодный, мы говорим о его температуре. Под теплыми цветами обычно понимают те, которые ощущаются более динамичными — красный, оранжевый, желтый. Холодными же называют более спокойные цвета — это зеленый, фиолетовый, синий. Если говорить про черный, то он — теплый, а белый — холодный. Кроме того, у одного цвета могут быть разные вариации, и они тоже отличаются по температуре. К примеру, холодный или теплый желтый.Цветовой контрастЧтобы получить контраст цвета, обычно комбинируют оттенки с разными значениями в плане тона, температуры или насыщенности. Контрастные зоны в рисунке всегда выделяются в глазах зрители, — первую очередь взгляд фокусируется именно на них. Контраст выступает элементом композиции.Цветовой контекстЦвета могут значительно видоизменяться, когда меняется контекст — это означает, что в окружении разных цветов один конкретный цвет выглядит по-разному. На изображении ниже это можно увидеть — визуально красная точка выглядит больше в окружении черного цвета. При этом сам черный круг будто ближе расположен к зрителю, однако все это иллюзия. Такое явление называют относительностью цвета.Но контекст влияет не только на такие аспекты восприятия — он также способен менять восприятие тона и насыщенности. Взгляните на изображение внизу — цвет в центре кругов один и тот же, однако справа он выглядит более холодным и светлым, с слева — более теплым и темным.При выборе своей палитры для дизайна стоит всегда сравнивать цвета с окружающими, чтобы понимать, как их восприятие будет меняться в том или ином случае.Цветовой кругЦветовые круг — это базовый элемент при выборе цветов, потому что он демонстрирует, как цвета сочетаются друг с другом. Цветовые круги часто используются при создании арта — не смешивая цвета в реальности, он позволяет понять, какой результат получится.В основе круга идут чистые цвета — красный, синий и желтый. Их нельзя получить при смешивании других цветов, однако мы можем смешать их и получить вторичные цвета — оранжевый, фиолетовый и зеленый.Дальше все происходит по такой же логике — если мы смешаем чистые цвета со вторичными, то получим уже третичные цвета. Обычно их обозначают двойным названием — например, желто-оранжевый.У цветового круга много вариаций, но базовым считается именно тот, что выше — он включает 12 цветов. Пусть круг не всегда охватывает весь спектр цветов, однако он отлично подходит как инструмент в поисках гармонии.Цветовая гармонияГармонией называют цвета, которые идеально сочетаются друг с другом — также их иногда называют аккордами.Комплементарные цветаКомплементарные цвета — это часть гармонии. Они расположены противоположно друг другу на цветовом круге, при этом контрастируя между собой. Однако стоит избегать частого применения таких цветов, потому что дизайн будет слишком броским и ярким — важен баланс.Сплит-комплементарные цветаСплит-комплементарными цветами называют те цвета, которые также находятся на противоположных позициях круга. Однако в качестве одного из противоположных цветов будут браться два соседних цвета возле него. Это тоже довольно контрастное сочетание, однако не настолько броское и явное.Аналоговые цветаАналоговые цвета располагаются рядом друг с другом на цветовом круге. Обычно они хорошо играют друг с другом, создавая ощущение спокойствия. Происходит это за счёт отсутствия контраста. Однако здесь есть нюанс — если цветового контраста нет, он может возникнуть на уровне тонов. Поэтому стоит следить за этим, чтобы можно было сохранить тоновые различия дизайне. В противном случае цвета просто сольются в тонах.ТриадаТриадой называют три цвета, которые отдалены друг от друга в равном соотношении на цветовом круге. К примеру, красный, желтый и синий. Такое сочетание обычно достаточно яркое, вне зависимости от того, какая насыщенность будет у цветов. Один из вариантов сделать дизайн интереснее при использовании триады — выделить один из цветов над другими, то есть использовать его в большей степени.Баланс цветовИногда сочетание цветов, у которых отличаются оттенки и насыщенность, может выглядеть несбалансированно. Чтобы создать в дизайне единство цвета, можно в каждый выбранный цвет добавить один и тот же оттенок. Это можно сделать прямо в Photoshop — настройте цветовой баланс, а также воспользуйтесь режимами наложения и регулировкой непрозрачности.Разница может быть не такой очевидной, но это именно то, что нужно — в противном случае, это сильно бы повлияло на баланс. Причина отсутствия явных изменений в том, что есть общий цвет. Чтобы сделать дизайн еще интереснее, можно также попробовать смешать цвета между собой.Символизм цветовСимволизм цвета подразумевает то, что у каждого цвета есть свое значение, благодаря чему мы можем воздействовать на зрителя и вызывать определенные ощущения или эмоции. Но стоит учитывать, что в разных культурах в цвета могут вкладывать разные значения. Ниже можно посмотреть усредненные значения цветов в западной культуре:Красный — власть, пылкость и азарт, угроза, яркость, вызов.Оранжевый — энергия, надежность, интерес, урожай, изменения.Желтый — наслаждение, солнце, улыбки, предупреждение, испуг.Зеленый — рост, свежесть, исцеление, деньги, зависть.Синий — мир, терпимость, надежность, безопасность, грусть.Фиолетовый — волшебство, равенство, благородство, царственность, духовность.Розовый — женственность, цветы, любовь, сладость, игривость.Черный — официальность, таинственность, конфликт, защита, зло.Белый — чистота, невинность, простота, вера, добро.При комбинации нескольких цветов можно также вызывать определенные ассоциации. Например, красный, белый, зеленый — Рождество и Новый год.Цветовые палитрыЦвет напрямую влияет на то, какой дизайн вы получите, поэтому крайне важно уметь собирать палитру для своих работ. Внизу представлены рекомендации по ее сбору.ЛимитЛучше собирать определенное количество цветов в свою палитру — достаточно 3-6. Не стоит выбирать слишком много, потому что это рассеивает внимание.КонцепцияКонцепция — ключ к выбору цветов, потому что, учитывая ее, вы можете остановиться на конкретных цветах и одновременно передать то настроение, которое хотелось. Концепции разные — осень, радость или сладость. Символика и температура цветов помогут подобрать палитру, соответствующую вашей концепции.Нейтральные цветаНейтральные оттенки возникают в результате смешивания двух комплементарных цветов, но стоит учитывать, что нейтральными еще считаются цвета с низкой насыщенностью, такие как различные оттенки серого, коричневого и кремового. Нейтральные цвета обладают выразительностью, при этом они вызывают ощущение спокойствия. Они легко сочетаются с другими цветами и не привлекают к себе излишнего внимания, что делает их отличным выбором в качестве дополнительных цветов в любой палитре.КонфликтКонфликты возникают, когда палитра включает яркие и приглушенные цвета одновременно. Чтобы обрести гармонию, стоит выбирать такие цвета, у которых будет похожая насыщенность, а также в процессе корректировать их через цветовой баланс.Однако это не значит, что конфликтующие цвета использовать не нужно — сделать это можно, но осторожно и умеренно.Фокусные цветаЧтобы сделать свою палитру более динамичной, стоит обратить внимание на фокусные цвета. В качестве фокусных цветов выберите один или два, и создайте между ними контраст — это поможет акцентировать на них внимание.Например, если ваш выбор пал на синий цвет, окружите его теплыми и нейтральными оттенками, чтобы выделить его особенно ярко. В процессе важно следить за соотношением, чтобы число фокусных цветов было примерно равно числу вспомогательных.Соотношение цветовПомимо выбора палитры важно ее правильно поделить. К примеру, если мы возьмем два цвета — зеленый и красный — и используем их для рисования розы, получится довольно красиво и приятно. Причина такого ощущения — в неравномерном сочетании комплементарных цветов. Если менять эту неравномерность, можно по-разному воздействовать на зрителя. Скажем, красный текст на зеленом фоне уже будет вызывать тревожное ощущение.Ниже собрали основные методы, по которым можно соотнести цвета в палитре:20-80Соотношение цветов 20-80 — это оптимальный вариант, потому что часто в природе именно таким образом цвета и распределяются. 20% — это все ключевые цвета, а 80% — это уже вспомогательные. С помощью такого похода можно отделить зону фокуса, при этом не увеличивая интенсивность слишком сильно.Метод база-основа-акцентМетод популярен при дизайне персонажей. Палитра будет включать следующие цвета:Базовые — включает 1 или 2 нейтральных цвета, светлые и темные.Основные — тут уже используются 1 или 2 цвета любого оттенка палитры.Акцент — также 1 или 2 цвета, но уже теплых или холодных. Это помогает создать контраст с основными.В палитру входят не только явные цвета в дизайне, но и цвета теней, светлые и средние тона всех выбранных цветов. Благодаря этому подход считается довольно гибким — не страшно допустить ошибку за счет большой вариативности. Но стоит всегда держать мысль в голове о том, что акцентных цветов должно быть меньше, чтобы все выглядело интересно.Повтор цветаЧтобы еще более интересно соотнести цвета друг с другом, можно повторять их. Это означает, что цвета, которые будут снизу, также будут и сверху — меняться будет их количество.С помощью повтора дизайн становится более гармоничным и целостным. На картинке ниже можно увидеть равномерное распределение цветов — цвета повторяются и расположены примерно рядом друг с другом. Такое сочетание выглядит современно и «чисто».Если вы хотите добиться другого эффекта, можно попробовать иной вариант:Та же композиция, но палитра изменилась в плане соотношения — все цвета хоть и повторяются, но расположены уже неравномерно, а более хаотично. Выглядит это более естественно. Однако помните, что далеко не все цвета стоит повторять в дизайне — фокусные, например, лучше всего изолировать, чтобы привлечь к ним больше внимания.Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Комментарий недоступен
В матане проще разобраться было и дифуры решать, чем в вашей теории цвета
Потому что эта теория ничего не объясняет. Все равно решит художественное чутье и опыт.