Как живется саунд дизайнеру в gamedev? Интервью с Lead Sound Designer, October team

Как живется саунд дизайнеру в gamedev? Интервью с  Lead Sound Designer, October team

Под крылом нашей инди студии собралось большое количество талантливых специалистов. Мой сегодняшний собеседник Александр Лозбень. Мы поговорим о геймдве с точки зрения саунд артиста (дизайнера).

Давайте начинать

Саунд дизайн, как начать работать со звуком? Реально ли получить конкурентные навыки занимаясь самообразованием?

Думаю подавляющее большинство саунд-дизайн артистов - это самоучки, которые пришли из аудио-продакшна в других сферах. Конечно, если нет какой-то базы, основ понимания работы со звуком или специального звукорежиссерского образования, то придется несладко. Рынок большой, конкуренция растет. Образование, это то, что дает преимущество на переговорах с рекрутерами. Работодатели все больше требуют помимо навыков работы со звуком, еще и понимание работы с движком, а порой и умения программировать или хотя-бы понимать, что происходит в коде.

Я, как и множество других специалистов, пришел из музыкальной звукорежиссуры, учился в Московском Институте Современного Искусства. Там я получил образование, и главное понял для себя, что хочу этим заниматься в принципе. Остальные вещи, необходимые саунд-дизайнеру, приходится учить самому.

Как живется саунд дизайнеру в gamedev? Интервью с  Lead Sound Designer, October team

Знаю, что ты занимаешься локализацией продуктов. Уверен, что всем интересно, как это проходит. Можешь рассказать?

Я работаю с известной студией локализации, которая выпускает неофициальные дубляжи игр, а также официально озвучивает отечественные игры, по заказу издателя или студии разработки. Я звукорежиссер пост-продакшна, и работаю с исходным материалом записи. Мне присылают реплики оригинала, и дорожку дубляжа вместе с текстом реплик. В мои задачи входит нарезка дорожки дубляжа на соответствующие ей реплики оригинала, и последующая обработка под референс, отстройка баланса, удаление лишних щелчков/шумов/сибилянтов, подведение формата файлов под требуемые критерии при экспорте, а так-же именование и сортировка большого объема файлов.

Если говорить о непосредственно моей работе, то моя глобальная задача - находить способ автоматизировать то, что можно автоматизировать, именование, нарезка, сортировка и так далее. На данный момент мне удается за 5ти часовой рабочий день, обрабатывать 5-8 тысяч файлов, и отправлять уже in-game ready пак своему заказчику.

По поводу работы с диктором, всегда есть сложности. Мы работаем с известными актерами театра и кино, их голоса вы можете услышать повсюду. Время такого актера стоит денег, соответственно тут тоже нужно понимать, что держать на студии 24/7 такого актера никто не будет. На студии есть режиссер или продюсер, который курирует весь процесс записи, объясняет диктору все нюансы и следит за качеством.

Так-же звукорежиссер записи слушает, и при необходимости отбраковывает неудачные тейки. Так происходит работа почти в любой студии. По поводу контекста озвучки, помимо всего прочего у диктора обязательно есть список реплик с комментариями, что и как надо прочитать.

Так как в основном мы работаем над озвучкой уже вышедших игр, конечно нам в этом плане легче, потому что контекст уже есть, есть реплики оригинала. Мы знаем в какой момент какая реплика звучит, у нас есть любые материалы по игре. К этому мы относимся очень серьезно.

У меня есть выбор, так как на одну реплику может приходиться несколько тейков, и я всегда стараюсь выбирать максимально близко к оригиналу по смыслу и звучанию.

Как живется саунд дизайнеру в gamedev? Интервью с  Lead Sound Designer, October team

Много споров идет, о том портит игры локализация или нет. Каково твое мнение по данному вопросу?

Споры идут, меня они мало касаются, я в первую очередь работаю. Пусть люди сами выбирают, в какой озвучке играть.

В каких программах работаешь? Что можешь посоветовать?

90% времени работаю в Cockos Reaper. Лучшего выбора для почти любого аудио-продакшна сейчас сложно найти.

Во-первых - это гибкость самого софта.

Во-вторых, у него есть очень много уникальных фишек, которых попросту нет в других программах, например route IO matrix или region matrix.
Ну и в-третьих, программа стоит 60$ для личного использования, и 225$ для коммерции.
Есть бесплатная лицензия на месяц, после истечения которой, программа позволяет пользоваться собой и далее без всяких ограничений. Все идет в полной комплектации. А теперь посмотрите сколько стоят другие DAW.

Ты музыкант? Чтобы овладеть профессиональными навыками в саунд дизайне это необходимо?

Я не музыкант, никогда им не был. Знания сольфеджио, умение играть на инструменте несомненно помогают в работе музыкальным звукорежиссером. Насколько эти навыки помогают музыкальному звукорежиссеру, настолько же они незначительны для саунд-дизайнера. Да, все зависит от того, чем конкретно ты занимаешься.

Саунд-дизайнерами в больших фирмах могут называться абсолютно разные по сфере деятельности люди. Если ты например foley artist, то умение играть на фортепиано тебе вряд ли пригодится.

Как живется саунд дизайнеру в gamedev? Интервью с  Lead Sound Designer, October team

На каком инструменте играешь?

Я диванный гитарист уже почти 10 лет, до этого год учился на фортепиано.

Про геймдев. На сколько сейчас высока конкуренция саунд дизайнеров на рынке?

Как и говорил ранее. Очень большая, отталкиваясь от того, что видел я. У вас два варианта, правильные знакомства на нетворкингах или у друзей, или небольшой шанс в инди.

Как тебе работа с UE5 нашел что-то интересное? Не разочаровался?

После Unity - прекрасно, metasound - лучшее что есть в UE5

Как живется саунд дизайнеру в gamedev? Интервью с  Lead Sound Designer, October team

И немного о нашем проекте. Вся команда в восторге от озвучки тизера. Можешь рассказать, как сделать такую звуковую картинку?

Это был спидран. Лично я не считаю, что там что-то экстраординарное. Даже напротив, я считаю что сделал работу абсолютно неконкурентную, увы.

Спасибо, что уделил время.)

Eсли интересуешься геймдевом. Хочешь немного глубже погрузиться в его специфику. Понять, как создаются игры. Заходи к нам и подписывайся. Дальше будет интереснее.

3
Начать дискуссию