Взгляд на ценовую политику и клановую «сегрегацию» Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2
Моё неавторитетное (банальная эрудиция + гадание на кофейной гуще) мнение по поводу цены предзаказов и ситуации с двумя новыми вампирскими кланами, поиграть за которые можно будет только за дополнительную плату.
Итак, многострадальный долгострой Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 стремительным домкратом несётся к своему релизу, намеченному на 21 октября. Казалось бы, радость-то какая – будет чем заняться до Хэллоуина, на Хэллоуин и, быть может, даже после него! Плохо, что ли? Нет. Однако новость о дате выхода долгожданного продолжения культовой в кругах любителей вампиров и им сочувствующих франшизы была омрачена ценниками и наполнениями различных изданий игры в предварительном заказе.
«Вот это поворот!» (нет)
Первое, оно же главное – о том, что в игре будет четыре клана, говорилось изначально. Вот прямо английским по чёрному в посте от 31 октября 2023 года значится, что:
We are happy to share that over the coming weeks we will reveal the four clans playable at launch. The first will be revealed next week. In addition to these four clans, an additional clan will be made available via DLC. A sixth clan will appear in a unique, standalone DLC. Details on the DLCs will be shared during 2024. Some of the clans will be familiar to Bloodlines players, but some will surprise!
т.е.
С огромной радостью сообщаем вам о том, что в ближайшие недели расскажем о четырёх кланах, которые будут в игре на старте. О первом расскажем уже на следующей неделе. Помимо этой четвёрки будет DLC с ещё одним кланом. И будет шестой клан, который появится в уникальном отдельном DLC. Подробнее об этих DLC будет рассказано в 2024 году. Часть кланов игрокам в Bloodlines уже знакома, другие же станут сюрпризом!
Таким образом, никто в воздухе не переобувался и не вырезал post factum контент из игры, чтобы нарубить ещё больше бабла на прогретых гоях – всё это планировалось и, что важно, анонсировалось заранее. И да, никто не обещал, что эти два DLC будут бесплатными. Это не к тому, что я корпоратов как-то поддерживаю в этом решении, а к тому, что удивлён, почему люди именно сейчас возмущаются – раньше надо было этим заниматься, дамы и господа. Впрочем, ещё не вечер, релиз не завтра – как знать, может, издатель испугается, включит заднюю и как-то переиграет эту ситуацию...
В итоге, по состоянию на август 2025 года, имеем, что в базовой версии Bloodlines 2 можно будет стать вампиром Бруха, Тремер, Вентру или Бану Хаким, а вот если разжиться ещё и DLC «Shadows & Silk», то стартовую линейку дополнят Ласомбра и Тореадор. В первой части, к слову, было семь кланов – Бруха, Гангрел, Малкавиан, Носферату, Тореадор, Тремер, Вентру. И, судя по дневникам разработчиков, мы таки повстречаемся с представителями всех этих линий крови, однако влезть в шкуру каждого из них и увидеть мир со всех потенциально возможных колоколен, увы, не получится.
«Дерут с трудящихся втридорога. Ей-богу!..»
Так, а что там у нас по деньгам выходит? Базовая версия в предзаказе оценена в 3319 руб., роскошное издание – в 3869 руб., премиумное издание – в 4979 руб. Учитывая то, что роскошное издание = базовая версия + DLC Santa Monica Memories (украшение убежища ГГ), а премиумное издание = роскошное издание + DLC Shadows & Silk (2 клана), имеем, что косметический набор оценивается в 550 руб., а клановый набор – в 1110 руб. А поскольку на странице Steam эти допы присутствуют в графе контента для игры, можно смело предположить, что их можно будет приобрести и отдельно, в частности, забить на косметику.
Но даже эта перспектива не отменяет того факта, что цены сильно кусачие, прям до крови. И не стоит забывать, что озвученные цифры относятся к предзаказу, т.е. имеет место скидка (аттракцион неслыханной щедрости, ага).
В общем, тут всё понятно – не тех назвали кровососами, граждане явно укулеле. И это при том, что они сами, похоже, не особо в свой проект верят, благо отмечали, что продолжения делать не будут. Не кажется ли корпоратам, что с таким настроем не стоит особо выкобениваться? Нет, если вы, конечно, не хотите хотя бы отбить средства, пущенные на допиливание/переделку этого долгостроя, то, пожалуйста, продолжайте :)
«Хоспаде, а разговоров-то было…»
Насколько сильно урезанный игровой опыт получат люди, если не станут приобретать клановый DLC? Хороший вопрос. Инсайдами не обладаю, поэтому попытаюсь погадать на кофейной гуще, а вы уж сами решайте, есть ли в моих рассуждениях здравое зерно или нет.
Мне кажется, что от отсутствия двух из шести спроектированных кланов игра не обеднеет на треть контента. Да, скорее всего отвалятся какие-то побочные задания, возможно, даже локации какие-то и/или NPC пропадут. Но я не верю, что The Chinese Room заготовили прямо-таки уникальный экспериенс в шести экземплярах, и прохождение, скажем, за Бруха будет существенно отличаться от прохождения за Тремер – сдаётся мне, что общая канва сюжета будет +- одной и той же для всех, просто достигать поставленных целей и решать возникающие проблемы вы будете с поправкой на доступные вашему базовому клану возможности. Да, возможно, там будут нелинейности, развилки с судьбоносными решениями, уводящими историю в другое русло, но я подозреваю, что пути эти будут так или иначе открыты для всех.
По поводу выбора собственно кланов скажу следующее – у меня такое чувство, что разработчики решили как можно сильнее перестраховаться. С одной стороны, набор не вполне тривиальный – нам ещё не приходилось играть за Бану Хаким и Ласомбра (кстати, подушню – это, судя по всему, Отступники Ласомбра, примкнувшие к Камарилье, благо настоящие Ласомбра топят за Шабаш). С другой же, по-настоящему интересные с точки зрения игровых механик и нарратива представители Камарильи в лице Малкавиан и Носферату остались за бортом.
Если вдруг не играли в первую часть Bloodlines, то поясню, что Носферату выглядят как натуральные упыри, само их появление у смертных на виду уже является нарушением Маскарада, в связи с чем при перемещении по обычным кварталам им приходится либо пользоваться канализацией, активно шариться по задворкам, либо кастовать на себя невидимость (т.е. нужно ещё решать вопрос с кровью, благо заклинания не за спасибо творятся). А фишка Малкавиан – шиза на всю голову, общаются они в соответствующей манере (у них даже ответы в диалогах другие), и я не знаю, много ли людей прошло игру за этот клан без предварительного ознакомления с сюжетом от лица более вменяемых кровососов. Если мне не изменяет память, в дневниках разработчиков неоднократно упоминалось, как они там у себя за нарратив, за истории топят, так где же Малкавиан? Ах, вы одного такого в голову ГГ поместили и на этом успокоились? А ловко вы это придумали :)
Ладно, что я о том, чего нет? Давайте о том, что есть.
Ласомбра, судя по всему – это что-то в духе эклектики: и в стелс как бы могут, и в боёвку, и на мобильность определённые претензии имеют (телепорт в тень противника и парализация при помощи тени). Проблема в том, что это разные подходы к игре, а люди обычно тяготеют к чему-то одному, поэтому при прочих равных условиях предпочтут узкого, но глубокого специалиста разнонаправленному, но весьма поверхностному «универсалу». Стелс есть у Бану Хаким, боёвка – у Бруха (врукопашную) и Тремер (на расстоянии). Да, визуальные решения с тенями, скорее всего, будут очень стильными, но и только. Впрочем, если хочется всего и сразу, есть желание варьировать способы устранения противника от стычки к стычке, то это вполне себе решение.
Тореадоры же типа все такие из себя на скорости, на мобильности, но не на стелсе. И куда вы тогда, спрашивается, такие красивые кому-то упёрлись, если уже есть Бану Хаким, которые и на скорости, и на стелсе? У них даже навык Blurred Motion является, по сути, калькой Split Second ассасинов местного разлива, благо и там, и там происходит замедление времени.
Не будем забывать и о том, что Файер сможет учить способности и других кланов – не знаю, можно ли технически сделать из ГГ полного универсала (с поправкой пассивку выбранного в начале клана, которая доступна только его членам), но исключать такую возможность тоже нельзя. В первой части, к слову, подобных вольностей не было: да, у некоторых кланов встречались одинаковые группы Дисциплин, но и только. А ещё там очки, вкладываемые в прокачку, нельзя было нагриндить – на всю игру существовало ограниченное количество опыта, выдаваемое за выполнение квестов, и замаксить абсолютно всё было технически невозможно. Что будет здесь, не знаю.
В общем, чую я какую-то недоделанность, работу спустя рукава и копипасту, пусть и с изменениями. Чую, но обосновать не могу :)
«Думайте сами, решайте сами...»
Вместо заключения. Лично я ничего предзаказывать не собираюсь. Подожду релиза, посмотрю на отзывы и, самое главное, на техническое состояние (пламенный привет Cyberpunk 2077 ;)), позволю проекту несколько настояться (патчи-патчи-патчи!) и уже тогда, наверное, причащусь. Если неимоверно зацепит, то, скорее всего, прогреюсь и на клановое DLC. Жаль, конечно, что игра будет от первого лица (не особо жалую это визуальное решение, и да, в первые Bloodlines я играл исключительно от третьего лица), но если это будет не полная шляпа, то придётся наступить на горло собственной песне и приступить к пожиранию «кактуса», на котором гордо красуется клеймо Vampire: The Masquerade. «В таком вот аксепте», как говорил незабвенный М. М. Камноедов.
P.S. Кто-нибудь, запилите, пожалуйста, пошаговую тактику по VtM, Каином-прародителем прошу! Если сделаете, то самую расфуфыренную и навороченную версию предзакажу и буду по гроб (не)жизни благодарен! :)