Я-2024, #2. Вечная жизнь научной фантастики. Воспоминания о прошлом Земли.
Вот у меня и добрались руки до этого примечательного экспоната. Давно уже гремела слава эпической трилогии за авторством Лю Цысиня, с выхода последней книги прошло уже 14 лет. Но как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Удивительный талант Лю Цысиня кроется в комплексе вещей, основополагающую часть которой представляет его профессия. Будучи инженером с прекрасным техническим образованием, Лю с неподдельной живостью и интересом раскрывает удивительный мир астрономии и физики. По ходу действий фигурируют или обсуждаются реальные физические явления, и автор даже берет смелость выстраивать гипотезы об основах мироздания, и о том, как оно будет проявляться в реальной жизни.
При всём при этом книгу очень интересно читать. Я погрузился в неё с головой, и читал десятками страниц в неделю (при том, что мне и на работу ходить ещё надо). Стиль и подача книги – её огромный плюс. Это проявляется непосредственно в художественном подходе – книга не перегружена излишними абстрактными отступлениями, зачастую она максимально приближена к полю зрения и ощущениям персонажей. Это проявляется и в темпе трилогии – первая книга короче остальных, она сконцентрирована на событиях вокруг нескольких персонажей, которые закладывают основу для будущего конфликта галактических масштабов.
Герои книг также меня приятно порадовали. Естественно большинство центральных персонажей – китайцы, и еще до чтения мне говорили, что с запоминанием всех их имен будет трудновато. На деле, хотя и персонажей в книгах довольно много, центральных можно посчитать на пальце одной руки. Что самое важное – они прописаны так живо и фактурно, что врезаются в память надолго, если не навсегда.
К минусам книги, пожалуй, можно отнести только отдельные сюжетные повороты. Особенно это относится к концу трилогии, когда события начинают затрагивать основы Вселенной, а постоянные (иногда даже берущиеся почти из ниоткуда) прыжки по времени немного сбивают ход повествования. Конечно, можно найти оправдания, что автор этим также хотел передать какую-то важную мысль, но больше похоже, что к концу Лю Цысинь уже устал от своего детища, и хотел с большим трагизмом завершить свою историю.
Есть один интересный момент, который я хочу обсудить, но он напрямую связан с сюжетными спойлерами к концу третьей книги и трилогии в целом. Переходите сюда на свой страх и риск.
СПОЙЛЕРНАЯ ЗОНА.
В конце произведения пара героев из числа изрядно сократившегося человечества оказывается в карманном измерении, созданном из материи основной вселенной. Там они должны находиться до того момента, пока материя не схлопнется и возродится заново, вернувшись к состоянию многомерной Вселенной – Эдему. Однако об этом трюке знают не только они, но и другие существа, из-за чего происходит слишком большой отток материи в карманные измерения. Из-за этого в оригинальной Вселенной остается слишком мало вещества, что влечет её постепенное охлаждение и невозможность перезагрузки. Для спасения мира персонажи принимают решение о возвращении материи из своего измерения в оригинальную Вселенную, и сами возвращаются туда, в надежде спасти мир.
Эта ситуация напомнила мне концепцию из всеми любимой (и нелюбимой) серии DarkSouls маэстро Хидэтака Миядзаки. Там основной конфликт строится на том, что первоначальная сила Огня, давшая свет и силу для создания мира людей, начинает угасать. Персонажи умирающего мира сталкиваются с этим и начинают искать решение в безвыходной ситуации. Одни предлагают собрать осколки первозданного Пламени для того, чтобы возжечь его заново и перезапустить цикл жизни. Другие – потушить пламя и войти в новую эру Тьмы. В конечном счете, каждый персонаж и каждый игрок находит свой ответ на этот вызов.
Схожесть между первым и вторым примером я нахожу в двух, можно сказать, философских аспектах. В обоих случаях Вселенная привязана к материальному – вещественному измерению. В мире Лю Цысиня – к материи Вселенной, которая оказывается конечна, в мире Миядзаки – к силе Огня, которая, как и любое пламя, когда-нибудь обязательно потухнет. Вторая схожесть – цикличность. В обоих мирах есть концепция перезапуска Вселенной, которая тем или иным образом возвращает мир обратно по времени к предшествующему состоянию. Понятие цикличности широко распространено в восточных культурах, в том числе благодаря влиянию буддизма. Поэтому можно утверждать, что и китайцы, и японцы в своих головах до сих пор живут с влиянием этих традиций, что естественно проявляется и в художественных произведениях.
КОНЕЦ СПОЙЛЕРНОЙ ЗОНЫ.
Подытоживая, трилогия «Воспоминания о прошлом Земли» мне очень сильно понравилась за читабельность, проработанность вселенной, интересных персонажей, интригующие ситуации и много чего еще. Тем, кто не очень интересуется жанром – советую опробовать первую книгу трилогии на проверку вкуса. А всем любителям научной фантастики – читать в обязательном порядке.