А карлики будут?
Небольшое рассуждение о «маленьких людях» в современном кинематографе
Сколько себя помню, меня всегда забавляли карлики. Начиная хитрым Паспарту с ключами в «Форд Боярд» и заканчивая жутким Лепреконом, напугавшим меня в детстве – карлики казались мне невероятно потешными и классными. И как-то так получалось, что в хорошем фильме всегда был хороший карлик. Особенно в комедии.
У нас был невероятный Тони Кокс в «Плохом Санте» и «Я, снова я и Ирэн». Верн Тройер отличился ролью мини-клона Доктора Зло в двух частях «Остина Пауэрса». А уж если вспоминать моих любимцев, тот на ум сразу приходят: легендарный Уорик Дэвис в роли Жёлудя в «Десятом королевстве» и Эрве Вильшез, сыгравший приспешника Скараманги, карлика-дворецкого Ник Нака в «Человеке с золотым пистолетом» – одном из самых моих любимых фильмов Бондианы.
Одним словом, карликов в фильмах всегда было достаточно. Правда, к ним относились крайне небрежно и, чтобы хоть как-то состояться в кино, им приходилось выбирать путь забавных уродцев для увеселения толпы. Либо работать в костюмах, отыгрывая всяких эвоков, пришельцев и прочих фантастических персонажей.
Разумеется, это нравилось далеко не всем и многие из актёров-карликов открыто боролись за свои права, чтобы встать на равных со своими более рослыми коллегами.
Но время шло и ничего не менялось. На карликов по-прежнему смотрели свысока и никто не стремился снимать с ними серьёзных, драматических фильмов. Правда, были эксперименты с актёрами нормального роста, которые выступали в роли карликов с помощью компьютерных технологий и разного рода ухищрений на съёмках.
Например, похабная комедия братьев Уэйансов «Шалун», в которой лицо Марлона Уэйанса было наложено на актёра-карлика с помощью компьютерной графики. Или фильм «Маленькие пальчики» с Гэри Олдманом. Мало того, что картина была раскритикована за то, что в роли карлика выступает актёр нормального роста, так ещё и сам фильм подвергся продюсерскому перемонтажу, что превратило драматичную историю в «ром-ком с карликами». Так о фильме отзывался Питер Динклейдж, который тоже принимал участие в съёмках картины.
Кстати, о Динклейдже. Актёр активно снимается с начала нулевых, хотя массовому зрителю стал известен по роли Тириона Ланнистера в «Игре престолов». Казалось бы, сериал, как и книги, про фэнтезийное средневековье, в котором карлику крайне трудно получить уважение в обществе, любовь и признание. Короче, драма на драме и драмой погоняет.
И после сумасшедшего, оглушительного успеха сериала, мне показалось, что вот сейчас-то пойдут серьёзные драмы и артхаусы про карликов. Всё к этому вело: SJW, помешанность на репрезентации, повесточка, права трансов и чёрных. А чем карлики хуже? Всем, как оказалось. Потому что сегодня у нас нет НИ ОДНОГО нового и успешного карлика-актёра. Тому же Динклейджу уже 54 года и он давно состоялся как актёр.
Он достаточно успешно сыграл в нескольких фильмах с драматическим уклоном, в которых так или иначе обыгрывалось его состояние: он сыграл Эрве Вильшеза в байопике «Мой ужин с Эрве» и воплотил роль безнадёжно влюблённого в Милдред Хейз карлика Джеймса в моём любимом фильме Мартина Макдоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Но это были единичные случаи, которые так и не переросли в тренд.
А где новые лица? Где новые истории? Где проблемы современных реалий? Где что-нибудь? Мы дошли до того, что у нас даже в «Белоснежке» отменили гномов и вернули их только после того, как интернет поднял на смех «магических существ», среди которых были чёрные женщины и белые мужчины обычного роста. Кажется, из семи «гномов», только один был карликом, что, честно, очень странно в наше время.
Я понимаю, что съёмки с карликами – это большая проблема, если говорить о художественном образе. Карлики зачастую диспропорциональны и не способны достоверно изобразить каноничных фэнтезийных гномов. Большеголовые и короткорукие, они не выглядят мощными и кряжистыми воителями, а все попытки выставить их такими поднимаются на смех. Именно поэтому я не мог адекватно воспринимать актрису-карлицу в приквеле «Ведьмака» в роли краснолюдки-воительницы.
Вот Джон Риз-Дэвис в роли Гимли – это уже совсем другое дело. Высокий актёр отлично смотрелся в гриме и образе благодаря своей пропорциональности. Правда, у него был карлик-дублёр для общих планов, а самого актёра показывали только при крупных, используя бесконечные операторские приёмы и хитрые трюки с перспективой, чтобы он казался маленьким.
По той же причине и хоббитов играли актёры нормального роста. Потому что легко набрать толпу карликов, сложно заставить зрителя поверить в то, что перед тобой не просто карлик. А уж если у карлика одна нога короче другой как, например, у Тони Кокса, то сыграть в чём-то более-менее динамичном ему не светит никогда.
Но я не говорю о том, что я хочу видеть боевик с карликами, хотя это и звучит безумно круто. Я с самого начала говорил о их потенциальном участии в какой-нибудь драме. И благодаря Питеру Динклейджу, приоткрывшему эту дверку, на нас могли посыпаться разнообразные качественные картины как из рога изобилия.
Столько интересных тем, столько сложных сюжетов можно придумать. Поднять проблему буллинга карликов среди детей, собственные переживания по поводу крайне низкого роста, чувства и эмоции родителей, когда им сообщают, что их ребёнок будет страдать от этого недуга. Возможностей масса.
Появляется ощущение, что с современным трендом на всеобщую обижаемость, карликов стали задвигать на полку и стараются не снимать с ними фильмов, чтобы «никого не обидеть». Осторожный Голливуд попросту не знает, как и что с ними делать, чтобы не вызвать бурлений в чувствительной общественности, которая так и норовит подорваться от любой искры.
И я до глубины души расстроен тем фактом, что всем в киноиндустрии очень хочется говорить о геях/лесбиянках, проблемах расизма и культурной апроприации, об угнетении женщин и жестоком патриархате, но никто не замечает этих маленьких человечков с их большими проблемами. Которые, как мне кажется, давно уже пора обсудить. Открыто и честно.
Искренне ваш
Gonzo
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ