Эпоха портативных консолей без игр...

...разработанных специально под них

Эпоха портативных консолей без игр...

До Nintendo Switch OLED, купленной два месяца назад, у меня никогда не было портативной консоли. В детстве я вполне себе заглядывался на PSP, как и большинство других ребятишек в округе, но это была скорее блажь по прикольной игрушке, нежели серьёзное желание погрузиться в портативный гейминг с головой. Да и ни к чему это было, ведь я рос вполне себе домоседом с личным ПК и солидной библиотекой книг и фильмов, поэтому дома всегда было, чем заняться и к портативкам я довольно быстро охладел.

Но годы идут и эксклюзивы Nintendo могут свести с ума даже самых стойких из нас. И вот, двадцать седьмого августа, в час Х, японские войска прорвали-таки оборону и, добравшись до моего кошелька, взяли тридцать тысяч рублей в заложники и переправили их на чёрный рынок взломанных Свичей. Несколько дней спустя я получил таинственную коробку с неким девайсом внутри и с тех пор больше не могу вспомнить ничего, кроме странных усатых мужчин в кепках и маленьких ярких существ с цветком на голове.

Провалился в кроличью нору портативного гейминга, если коротко. И оценил всё великолепие Свича не только в плане форм-фактора (док-станция, портативка, кооператив, гироскопные игры), но и в плане игр. И речь здесь пойдёт не про знаменитую «агушу», но про то, как проекты адаптированы под игру в портативе, будучи при этом наделёнными разнообразными и комплексными механиками.

Я не скажу, что поиграл в огромное количество игр, лишь в несколько «Марио», да три части «Пикминов», но был приятно удивлён, насколько они удобны и насколько легко читаем их интерфейс. У меня ни разу не возникло проблемы с пониманием и исполнением механик, да и UI никогда не был перегруженным и большим. Всё очень удобно и просто.

Но то — собственные игры Nintendo, разработанные специально под портативную консоль и её маленький экран. Когда речь заходит об играх сторонних компаний, вот тут у меня и начинаются вопросы. Понятно, что DOOM, «Ведьмак 3» и Disco Elysium адаптируют под особенности Свича, урезая графику и перерабатывая/увеличивая интерфейс, но это не решает основную проблему, как мне кажется.

Это что-то типа максимальных настроек на Switch
Это что-то типа максимальных настроек на Switch

Возможно, я не прав, но я убеждён, что невозможно поставить рядом с портативной игрой проект, разработанный с идеей классического домашнего гейминга в голове. Да, можно ужать и оптимизировать любую игру, урезать до состояния картошки Red Dead Redemption 2 и упихать её каким-нибудь волшебным образом на Свич. Но это не изменит главного — игру не создавали под портативку.

А это значит, что весь геймдизайн, весь нарратив, интерфейс и управление, всё делалось с прицелом на использование сильных сторон стационарных консолей и ПК, но никак не портативки. И поэтому, я принял для себя максимально осознанное решение не играть в мультиплатформенные игры на Свиче, если изначально они выходили на домашних консолях.

Понимаю, что у тех, кто использует Свич в качестве единственного игрового устройства просто нет другого выхода, кроме как проходить Doom Eternal в урезанном виде на консоли Nintendo, но это довольно редкий случай в наших широтах. Всё-таки, у нас Свич не берут в качестве основной консоли, а больше в дополнение к ПК, PS5 или Xbox.

Однако же, в последнее время портативные консоли стали набирать обороты. И вместе с устройством Габена — Steam Deck на рынок посыпались и другие консоли: Xbox ROG Ally — коллаборация Xbox и подразделения портативок ASUS, устройства от Logitech, Legion и MSI, да и Sony не отстаёт и, судя по слухам, готовится ворваться на рынок со своей первой за двенадцать лет портативкой.

Эпоха портативных консолей без игр...

И если выход Nintendo Switch 2 был предсказуем, ожидаем и справедлив, то все остальные «невидимые руки рынка» находятся под вопросом и вызывают у меня вопросы. Во-первых, большинство этих консолей выходит без игр. Без специализированных проектов, заточенных под преимущества портативного формата. В слухах о портативке Sony регулярно фигурируют слова о её мощности. Якобы, это будет что-то близкое к PS5 и, возможно, потянет топовые игры из обширной библиотеки PlayStation последнего поколения.

Это, конечно, круто. Но зачем? Я помню Patapon и LocoRoco, я видел игры на Свиче и понимаю, как это здорово, когда у консоли есть вот такие игры. С выдумкой, необычным концептом и максимальным использованием того факта, что это, в общем-то, портативная консоль. Да, на Стимдеке можно играть в «Киберпанк 2077» и Baldur's Gate 3, но зачем? Мне это видится как компромисс, когда ты находишься в дороге, отпуске или командировке. Короче говоря, когда ты далеко от дома.

А при наличии любой прекрасной домашней консоли или гигачадного ПК, ты с комфортом проводишь время в этих комплексных и красивых играх там, но никак не в портативке, где они лишь урезаны, адаптированы и оптимизированы.

Я думаю, что с расцветом портативного рынка нужно в первую очередь начинать думать об играх для этих портативок. Необязательно эксклюзивах, но о чём-то таком, что будет оправдывать игру в портативе, вместо ПК и дарить больше уникальных эмоций, да, как «агуша» на Nintendo.

Во-вторых, значительная часть «портативных» устройств являются громоздкими и неудобными. Взгляните вот на эту картинку. После идеального во всех отношениях Свича, старшая версия уже проходит на грани удобства, а Стимдек и прочие куда превосходят в размерах консоли Nintendo.

Эпоха портативных консолей без игр...

Я понимаю, чудес не бывает. И за повышенную производительность нам приходится платить увеличением консолей в размерах. Но, может быть, этого и не нужно делать, если вы просто пытаетесь упихнуть ПК в портативный формат и прикрутить к нему монитор? Может быть, консоль должна быть гармоничным сочетанием производительности и удобства, а уже игры надлежит создавать исходя из её технических ограничений, максимально раскрывая сильные стороны? Да не, бред какой-то.

А с повышением мощности увеличивается и энергопотребление. Что опять-таки бьёт по всему концепту «портативности». Сколько там можно играть в какой-нибудь Red Dead Redempiton 2 на Стимдеке при сбалансированных настройках графики? Почти три часа.

Не спорю, что для игры такого масштаба это более чем приемлемо, но, как я уже сказал, такое подходит только если вы вдали от дома. А находясь в комфорте собственного жилища никто не захочет выбирать «портативный» вариант прохождения подобного проекта. Возможно, кто-то невероятно ленивый предпочтёт играть, лёжа в кровати, но таких, как мне кажется, меньшинство.

Вот и получается, что мы живём в какое-то максимально странное время эпохи портативных консолей. Вроде бы, выходит огромное количество самых разных устройств, но по факту все они оказываются одинаковыми. С доступом к одним и тем же играм и начисто лишёнными какой бы то ни было фишки, присущей им и только им.

И если говорить о фишках, то помимо Свича, доверху забитого эксклюзивными играми, на ум приходит Playdate — маленькая жёлтенькая консоль с ручкой, как у шарманки и монохромным экраном, которая сама является фишкой, уж больно она нестандартная.

Эпоха портативных консолей без игр...

Но нет добра без худа. На устройстве, стоящем немногим меньше Nintendo Switch, имеется всего 37 игр. Да и те «ограничены технологией своего времени», поэтому напоминают нечто среднее, между играми с Dendy/Sega и мобильных телефонов начала-середины нулевых. Захочется ли вам в это играть? Не уверен, ведь рядом всегда есть та же Baldur's Gate 3 или пачка весёлых «Марио».

И как-то грустно становится от того, что на одной чаше весов у нас «просто портативный мини-ПК», а на другой «абсолютно штучная экспериментальщина». Хотелось бы чего-то более сбалансированного, взявшего лучшее от двух подходов, но мне почему-то кажется, что в ближайшем будущем этому не бывать. Не время сейчас для баланса.

Искренне ваш

Gonzo

22
4
1
1
56 комментариев