Почему мне не жаль уволенных разрабов, и что не так с индустрией
Честно? Всех этих разработчиков, которых сейчас разогнали — мне вообще не жаль. Потому что ощущение такое, будто современная геймдев-тусовка — это стая бездарных синиволосых людей, которые по десять лет делают кривую, косую игру и при этом не любят игры, а потом она выходит и, естественно, проваливается.
Вот Perfect Dark. Делали его семь лет. В итоге один трейлер и все. Сомневаюсь, что стали бы отменять игру, если бы она была хотя бы наполовину готова. Так что, скорее всего, как обычно — провал. И опять была бы какая-нибудь унылая соевая штука с героиней, которую и не играть, и не смотреть.
А в прессе в это время — волна «пожалейте разработчиков, их увольняют, они кранчили». Блин, мы живём во времена нейросетей, готовых ассетов и движков, где можно пол-игры собрать на маркетплейсе. Делать по 5–7 лет одну игру — это уже просто издевательство. И в итоге всё заканчивается каким-нибудь Skull & Bones.
Людям дают бюджеты, свободу, время — а они неспешно пилят какую-то хрень годами. Зато когда остаются без поддержки крупных издателей — сразу в себя приходят. За пару лет делают Claire Obscure — и вуаля, всё работает, выглядит хорошо, даже играть интересно.
Мне реально кажется, что вся AAA-индустрия с её гигантами давно сгнила. Умирает она не от нехватки денег, а от всей этой корпоративной херни: найм ради найма, команды ради галочек, атмосфера «никого не обидеть», и при этом абсолютно нулевая мотивация реально делать продукт.
Раньше люди за пять лет делали три части GTA. Сейчас им дают бюджеты, свободу и поддержку — а на релизе всё так же неготово. Одни переносы, патчи и оправдания.
И ведь лучшие игры года сейчас — вовсе не от крупных игроков. Tainted Grail, KCD2, Claire Obscure — всё от относительно небольших команд, но с душой, с фокусом. Инди уже давно догнали по качеству, а местами и обогнали.
ААА сейчас — это как Concord: красиво, громко, бездушно. Все делают одну и ту же игру, только под разными названиями, с разными скинами. И все одинаково проходные.
Вон Remedy. Когда-то сделали Макса Пейна — всё, легенда. Их купили. Потом — Алан Вейк, Квантум Брэйк, Контроль, и какой-то кооп на 50 человек онлайна. Ну камон, что это? Кто просил?
Если бы я был главой Xbox, я бы делал просто: купили студию — делайте хиты. Blizzard? Где Warcraft 4, StarCraft 3? Obsidian? Делайте New Vegas 2. Bethesda? Новый TES, срочно. Rare? Давайте Battletoads за 4 миллиарда долларов и чтобы с турботуннелем.
А то, что сейчас происходит — хуйня полная. Всё это AAA сегодня — это и есть Concord. Глянцевая, пустая игра, сделанная людьми, которые не понимают, для кого делают.
На этом фоне Nintendo выглядят как боги. Делают Зельду, Марио, спокойно продают, не суетятся. Знают, что геймерам нужно.
А теперь представьте, если бы Nintendo купили Sony или Microsoft. Студия бы не делала Марио. Они бы делали VR-херо-шутер по Horizon, лет восемь, и в итоге отменили бы. Или выпустили бы игру про девочку в инвалидной коляске, которая хочет стать феей и попадает в средневековое фэнтези с луно-нацистами. Это бы продавалось в геймпассе, в стиме стоило 80 баксов, и купило бы это ровно три человека.
Вот вся суть.