Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем
Все мы хоть раз видели фильмы, в которых происходит “слом четвёртой стены”, персонажи могут шутить о происходящем, останавливать действие, обращаться напрямую к зрителю. Само выражение берёт начало в театре, где четвёртой была стена, служившая границей между сценой и публикой. К чему же я веду всё вышеописанное? Последнее время подобных фильмов, стирающих эту грань всё больше, и этот приём они используют для комментариев на действительность, персонажи могут не говорить напрямую в камеру, но картина будет заигрывать с нашей реальностью, через сюжет или юмор. Так, Тарантино сюжетом “Однажды...в Голливуде” переписывает реальную историю давая свои комментарии к ней (Как он уже это делал в “Бесславных ублюдках”, высмеивая при этом классические боевики), Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт критикуют моду на софт-ребуты популярных франшиз в “Крике”, а “Матрица” и вовсе становится пародией на саму себя, критикующей политику Warner Bros.
Но, что, если существует фильм, полностью стеревший эту грань для того, чтобы сделать смотрящего одним из участников происходящего?
“Бесконечная история” рассказывает о мальчике по имени Бастиан, что, спрятавшись на чердаке школы весь хронометраж просто читает книгу. Конечно, нам показывают прочитанное им, создавая две параллельные линии: сюжет книги, и реакция Бастиана на него. Главный герой книги, Атрейо, должен найти Императрицу, чтобы спасти страну Фантазию от “Ничто”, постепенно поглощающего её.
По ходу развития событий Атрейо проходит сложный путь, по пути к принцессе ему предстоит потерять коня, перейти врата Южного Оракула, и сразиться с Гморком, который послан “Ничто” для того, чтобы убить Атрейо.
С виду простая детская сказка перестает такой казаться, когда мы понимаем, что действия Атрейо абсолютно никак не повлияли на сюжет, и он просто шёл вперёд в поисках Императирцы, которую он в итоге нашёл в замке, из которого начал свой путь, когда Фантазия уже была разнесена на болтающиеся среди звёзд астероиды. Здесь и начинается самое интересное...
При встрече с Гморком Атрейо узнаёт от него, что они видятся уже не в первый раз, являясь частью бесконечного цикла и показывает ему фрески, что пересказывают его путь к Гморку. В итоге Атрейо убивает Гморка, а “Ничто” почти полностью уничтожает Фантазию. Наконец встретив Императрицу Атрейо слышит от неё, что судьба Фантазии зависит не от них, а от мальчика, читающего книгу.
Речь, конечно, о Бастиане, который ещё некоторое время отрицает прочитанное, пока Императрица не обращается напрямую к нему, в слезах умоляя назвать её имя.
Что же всё это значит?
Здесь стоит сделать отступление и рассказать о “Смерти автора”. Это эссе, написанное в 1967 французским философом Роланом Бартом, критикует устоявшуюся практику интерпретации произведения через биографию её автора. Барт пишет о том, что тогда понимание произведения представляет из себя лишь поиск одной точки зрения - взгляда на это произведение человека его написавшего. Но, если точка зрения найдена, или же изложена им самим, то произведение имеет точную трактовку, то есть - мертво, его уже нет смысла обсуждать, а если же творение живёт, то мёртв автор.
“Бесконечная история” немного изменяет эту идею, становясь некой вариацией “Смерти автора”, в доказательство тому следующее:
“Ничто” — это конец истории, который всё ближе по мере прочтения книги, потому процесс разрушения Фантазии — это цикл, что начинается заново, когда книгу в руки берёт новый читатель. Остановить гибель Фантазии может остановить лишь закрытие книги, вмешательство читателя в её сюжет - Бастиан должен сам придумать имя Императрице.
Но фильм заходит ещё дальше, говоря от лица Императрицы о “Потоке отражений”, упоминая, что помимо Бастиана, наблюдающего за Атрейо, существуют и те, кто сейчас наблюдает за Бастианом, и для них он тоже лишь персонаж истории. Так, фильм, говорящий, что публика может и должна вмешаться в произведение учитывает присутствие собственных зрителей на протяжении всей истории, раскрывая в конце, что вы, смотря эту картину, являетесь её главным героем и должны выключить фильм, оставив Фантазию в живых.
Таков мой взгляд на смысл “Бесконечной истории”, и если ваша фантазия диктует другую трактовку, вам стоит закрыть написанный мною текст и дать ей волю написав свой.