Лонг по "Бессмертному Халку": смелый боди-хоррор эксперимент Марвела со своими огрехами
Несколько лет назад от знакомого человека я услышал, что все, что есть хорошего в киновселенной Марвела, базируется на прекрасной комиксной основе, которая, в отличие от поделок Файги, вполне себе существует и продается до сих пор. Я, решив вернуться в лоно читателей комиксов (очень много читал ИДК в детстве, потом всякую альтернативу в подростковом возрасте, вроде Проповедника или Сказок), погрузился в контекст того, что там происходит.
Если современное состояние DC меня оттолкнуло почти сразу (отдельная тема для разговора), то происходящее в Марвеле сильно удивило. За последний десяток лет вышло достаточно много интересных арок, развивающих лор персонажей так, как не делала этого та же самая киновселенная. А в случае с Халком, кстати, Файги вообще забил на персонажа, переведя его в комическое русло (She-Hulk - кринж, который адекватный человек не смог бы придумать, это проделки инопланетян).
Конечно, мои ожидания от развития персонажа - мои проблемы, но я запомнил Халка по фильму 2003 года, да даже по фильму 2008 года с Нортоном: это пугающий, злой персонаж, очень жестоко расправляющийся со своими врагами, а происходящее с ним приправлено каким-то био-ужасом, возникающим с ним или с окружающими его персонажами. То есть Халк для меня - это злость и ужас. И вот, с такими эмоциями я и натыкаюсь на арку Эла Юинга под названием "Бессмертный Халк".
"Бессмертный Халк" - это, несомненно, продолжение приключений Брюса Баннера, а не какое-то ответвление в его истории. В начале сюжета мы видим, что он брошен всеми, одинок и скитается по Америке. Как человек Баннер сломлен: его психические проблемы постоянно дают о себе знать, что выливается в конфликты, происходящие с его участием, а также с участием самого Халка.
А что там с Халком? Для меня было открытием, что вселенная Марвел представляет Халков (а их внутри Баннера много, да) как отдельные личности персонажа, психические травмы, которые были нанесены ему в жизни, либо как какие-то инструменты, помогающие Баннеру справляться с его проблемами, как внешними, так и внутренними.
Естественно, находясь на дне своей жизни, Баннер выпускает наружу Дъявола-Халка: умного, жестокого и жуткого персонажа, манипулирующего окружающими и методично уничтожающего неугодных ему. Да, все правильно: никакого Вам глупого танка, здесь есть самый настоящий злодей хоррор-фильма, только вот, на удивление, он и является главным героем.
И именно вот эта изощренная злость становится девизом произведения: Дъявол-Халк не просто расправляется со своими врагами, он методично их уничтожает, ломая как хребты, так и психику неугодных ему. Степень жестокости, на которую способен он, раскрыта здесь Юингом на полную катушку: все убийства выглядят максимально гротескно, а тот факт, что Халк бессмертен (новая часть лора, которую спойлерить не буду), позволяет автору раз за разом в максимально жестоком тоне убивать нашего протагониста.
Описанное мной выше - несомненно, огромный плюс данного произведения, ведь я получил именно то, что хотел. Но второй его минус, который особенно важен тем, кто, как и я, не был членом клуба комикс-вселенной Марвел, либо же вернулся в нее после долгого перерыва, - это хотя и небольшая, но все же привязка к происходящему вне самого комикса.
Мало того, что огромное количество событий, крайне смутно знакомых читателям, приходится упоминать Юингу, так еще и ссылки эти мало объясняются, так как невозможно в рамках одного произведения постоянно разжевывать то, что произошло. Я понимаю, что так будет с каждой вселенной, но объять то, что происходило в Марвеле даже в 21 веке - огромная, и крайне тяжелая (а для меня, в силу времени, невыполнимая) задача. Хотя я и должен отдать автору должное: вы сможете все равно насладиться этим произведением, даже учитывая то, что это часть огромного пути персонажа.
Еще хотелось бы отметить, что "Бессмертный Халк", сопоставляя его с жанрами литературных произведений, все же не рассказ или повесть, а самый настоящий роман. Это значит, что, помимо ветки Халка, параллельно мы увидим развитие еще нескольких персонажей, изображение которых, на мой вкус, лишь сбивало темп. Зачем человеку, купившему комикс о Халке, читать о репортерше, страдающей от психологической травмы, нанесенной Халком? Хотя, возможно, для кого-то это будет плюсом, так как переведет произведение в новую плоскость.
Что же мы получаем?
Плюсы:
- Интересный сюжет, являющийся часть огромного пути Баннера, о котором не догадывается большинство людей, поверхностно знакомых с персонажем.
- Невероятный боди-хоррор арт, пугающий детализацией своей жестокости.
- Саспенс-элементы, в которых Халк предстает методичным и жестоким убийцей
Минусы:
- Хотя и адекватно построенная, но все же ощутимая для новичков привязка к вселенной Халка и происходящим в ней событиям, что может заставить постоянно гуглить контекст.
- Неровный темп повествования: произведение о Халке и его лоре зачастую уходит в неведомые дебри, которые интересны своей философской и психологической составляющей, но, как мне кажется, они являются лишь лирическим отступлением, мало влияющим на основные события.
Посоветовал бы я к прочтению "Бессмертного Халка"? Попробуйте сопоставить свои ожидания с тем, что я написал в начале лонга. И если вы хотите такого, и готовы получить пусть и неровное, но достаточно самобытное произведение - дерзайте.