Самая малость Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2

Небольшое мнение о практически завершенной, полагаю, игре. Без спойлеров, но с долей субъективного восторга.

Самая малость Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2

Сначала я хотела написать ремарку после первого погружения в игру — а точнее, выпадения из реальности на насколько часов, так как писать отзывы на игры, не пройдя их — штука мне новая, но, глядя на вакханалию в обзорах молчать было трудно. И все же, вот передо мной маячат финальные миссия и титры, а я только сподобилась как-то обозначить впечатления. Почему так? Потому что от игры было не оторваться, чтобы потратить время даже на ctrl-c и ctrl-v на перенос из Гугл-документа в форму сайта.

Итак, если кратко: по первым нескольким часам и последующим десяткам часов игры она — прекрасна и честна. Нео-нуарное приключение в созвучном жанру неоновом мареве сквозь застилающий взор снег, где кусается не только мороз, но и основные действующие лица. И чем дальше, тем интриги туже завязываются историей на шее Файр, не просто оставляя игрока с вопросом «кому тут можно верить», а лёгким движением руки прекращая его в «а можно ли тут верить хоть кому-то». Ружья непременно выстрелят, даже те, о которых вы будете лишь догадываться.

Самая малость Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2

За что любили и любят первую часть? За атмосферу, за диалоги, за нарратив и за музыку. Не рассказывайте мне про какой-то там глубокий отыгрыш — это мы, игроки, наделяли нежить-протагониста чертами: главный герой же не имел вообще кастомизируемой внешности, на релизе обладал нерабочими предысториями, которые, впрочем, не влияли на сюжет и потом, а заодно и мог всю игру скакать от реплик высокоинтеллектуального дипломата до отбитого бандюгана. Реакций на клан — с отсутствующий у некоторых Носферату нос.

Что же в сиквелле? Диалоги — живые, колоритные, разнообразные. Лексика — индивидуальная, а не столь плавная в переходах, но очень проработанная мимика, как и раньше, дополняет речь: здесь брови повело в сторону печали сквозь решимость, когда герой осознает всю тяжесть ситуации, тут кокетливо закатили глаза, говоря о том, как плохи слабокровные и Тремер, и им в городе не место, а здесь и вовсе под панибратскую улыбку покрыли матом высокопоставленное в Камарилье лицо.

Озвучка — великолепна: акценты, интонации, голоса. Когда Фабиан видит последствия своей работы, то в его задыхающийся голос веришь, когда он шутливо играет уже не роль, а не-жизнь клишированного детектива — веришь не меньше, когда он успокаивает Фаир, разъяренную сюжетными обстоятельствами — веришь ещё сильнее.

Вариантов в диалогах — почти как в предыдущей части, а иногда буквально так же, и за них еще и можно получить неодобрение, если тыкать все подряд строчки. Ляпнули какую-то глупость власть имущему вампиру — ну, вы это, конечно, зря. Он или она не просто «это запомнит», он или она «обидится», «испытывает отвращение». Стараетесь все время держаться так, как ожидают собеседники? Фабиан не преминет это упомянуть.

Файр, пусть и конкретный герой, пластична, позволяя корректировать личность Кочевника, а Фабиан — это один из лучших «напарников» в голове протагониста за всю историю мною пройденных игр. Возможно, даже лучший.

Опять же, студия говорила, какой контраст они заложили в их образы, и он действительно работает. Реплики детектива можно растащить на цитаты, они заставляют улыбаться, пусть нередко пропитаны иронией и касаются мрачных вещей, и помогают сориентироваться в чужом — и для игрока, и для ему подконтрольного сородича — мире.

Оформление их диалогов — верх эстетики
Оформление их диалогов — верх эстетики

Департамент полиции Сиэтла, вечно полный пьяниц, голодранцев и лодырей. Ну и преступников, разумеется

Фабиан

Слой глубины добавляет момент осознания, когда игрок понимает, как все происходящее выглядит для очень разных и колоритных личностей, которые не видят картины сквозь века — своеобразный катарсис тандема, как и вывод, насколько сильнее и точнее и точнее сиквелл бьёт в цель донесения идеи, что вампиры — это чудовища. Не через костяные гребни или дома из плоти, а через хлесткие слова и уничижительные поступки.

Самая малость Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2

Атмосфера настолько густая, что если бы была сметаной, то не просто удержала бы ложку, но и выдернула бы ее из рук держащего. Сияющие витрины, темные закоулки, сумеречные крыши, откуда вид на город невероятен. В небе парит эмблема компании, в снежных облаках утопает верхушка Уивер-Тауэр, в льдистый туман уходит мост в гавани, мягко сияет кристальная оранжерея. Постоянно перетекая из разрухи и бардака в роскошные помещения, ощущаешь контраст, будто заходишь с мороза в протопленное помещение. Дизайнеры постарались на славу даже там, где их подводит на данный момент технология (та самая ерунда с объемным светом и туманом, незаметная на скриншотах, в наличии).

То самое колесо из первого трейлера — вдалеке и без кровавой волны
То самое колесо из первого трейлера — вдалеке и без кровавой волны

Музыка и звуковой дизайн в целом — идеальная обертка для путешествия, разработчики снова не обманули, говоря, как много сил в это вложили. Находясь в любом помещении, слышишь массу уместных шумов, как они распространяются в зависимости от геометрии комнат, а фоновая композиция всегда соответствует моменту. Апогей таланта — первый выход на улицы Сиэтла из убежища. За спиной отсекаются дверьми звуки жилого комплекса, стук каблуков главного героя и голос радиоведущей, а впереди — шум города и обворожительная мелодия.

Сюжет, сюжет, сюжет! Конечно, я не провидец-Малкавианин, чтобы судить о его общем качестве, но на данный момент, продолжая аллегорию, игра не просто успела зарядить, но и разрядить пару особо мощных ружей, и вовсе не потому, что руки стреляющего дрожали, а само «ружье» было старым и неисправным. Здесь не будет спойлеров, но то, как игра строит ожидания, а потом переворачивает все с ног на голову, а иногда потом и ещё раз — достойно оваций сценаристам. Это не вдохновение и восхищение фабулой «Мальтийского сокола» и трансформацию статуэтки птицы в саркофаг — при всем уважении, это куда более тонкая паутина интриг.

Иллюстраций интерьеров хочется добавить больше, но там, увы, уже таятся спойлеры
Иллюстраций интерьеров хочется добавить больше, но там, увы, уже таятся спойлеры

Драматичность, китчевость, вычурность, лаконичность некоторых историй достойна восторга. Всего два слова: эпизоды Фабиана. Лучший нео-нуарный детектив. Или, еще два — позволю себе наглость: Аксель Виллем. Или ещё несколько: понимание обращённого человека, как он теперь чужд прежнему кругу общения, но который ему дорог. Сила решения спасти несущегося на свет вампирского сияния смертного мотылька, за что никто не скажет «спасибо», даже сам этот мотылек. Мольба в глазах сородича, который находится под действием Доминирования, но благодарен за попытку ему помочь.

Интереснейшее зрелище — трансформация образов, как в контексте этой игры, так и в канве применения моделек из предыдущей итерации игры. Пока мной не замечены совсем остались титульный мистер Дамп и Элиф — но кто знает, может быть, как и в случае с тем, что Шабаш преследовал Файр в целом, я угадаю и то, что Палачом двора был мистер Дамп, и мы увидим его в DLC про Бенни, а Элиф являлась предыдущей владелицей или завсегдатаем Атриума, и появится в дополнении про Исабеллу...

Самая малость Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2

Итак, что осталось? Собственно, боевая система и исследование мира, так?

Боевая система напоминает Dishonored (этот проект в целом можно поверхностно назвать «Dishonored с диалогами», что почти что Deus Ex так-то и мощная похвала) стремительна и динамична, может быть хаотична и проста, а может превратиться в заковыристую связку из разнообразных ударов и применения способностей. При этом, я не понимаю удивления ею: чего люди ждали после трейлеров (там показывали именно это, да именно это было в Дневниках разработки и даже при Мицоде, только более неловко деревянное) — что асимпатичная система трансформируется? Что это перестанет напоминать еще и Condemned? Странное ожидание, разве нет?

Да и так настойчиво упрекая проект в неследовании каким-то там канонам несуществующей серии, не вспоминают, КАК плоха была боевая система оригинала. Но, допустим, вот она, боевка, не нравится, и что же? А ничего. Она плохой от этого не становится.

Стремительно перемещаться по полю боя, отрывая врагам головы и вгрызаясь в шеи, покрывать себя мрамором или колдовать кровью, исчезать в тени, таиться на крышах, чтобы спикировать и проломить череп врага об асфальт — не становится от этого менее интересно. Послушайте крики тех, против кого обернулся их товарищ, разряжая дробовик. Посмотрите на себя глазами жертвы, чтобы через секунду направить ее к краю крыши и под аккомпанемент крика, полного ужаса, оборвать эту жизнь о тротуар. На средней сложности каждая схватка — это небольшой вызов, который позволяет одновременно ощутить себя и сверхчеловеческим существом, особо, когда вы столкнетесь не с гулями или слабокровными и кое-кем ещё, а с людьми, но не скатываться до аналога Ванпанчмена. Зазевался — и вот, два вооруженных врага уже почти выбили из героя все здоровье, особенно на ранних этапах игры.

Вы доверяете Сафии? Я вот абсолютно точно нет. Она ведь Тремер
Вы доверяете Сафии? Я вот абсолютно точно нет. Она ведь Тремер

Баланс всего этого ощущается неплохим. Для прохождения достаточно и собственных сил, не обязательно сразу сломя голову и с азартом собирать резонансную кровь для прокачивания навыков других кланов, но тогда игра будет скорее проверять ваш навык как игрока. Но ведь и это круто!

Что похвалю ещё — история практически никогда не заставляя убивать всех противников и почти в каждой локации предлагает возможность обогнуть часть врагов, избегая душного навязанного образца своей старшей сестры по родословной. Эликсиры слабокровных, что показались изначально мне мусором, по итогу реализованы как эталонный рациональный механизм, который обретает вес в канализации, где одних есть нельзя, а другие активно сопротивляются.

И, наконец, мир. Повторюсь, он так красив, что путешествовать по нему — удовольствие, с учётом ещё и крутого паркура. Перескакивая ли с крыши на крышу за Файр или лавируя между прохожими в ускоренной окрашенной хроматической аберрацией перемотке за Фабиана. Сиэтл существует, трансформируется — мы начинаем в сонном ожидании праздника, где неожиданный снежный буран скорее удивителен, чем разочаровывающ, а заканчиваем в городе, где радио наполняют тревожные звонки, постоянно слышны перестрелки и вой сирен, а для обнаружения шабашитов уже не надо лезть в странные места. Значительные действия Файр имеют последствия: какие-то проникают на страницы газет, каждые облекаются в ремарки ее сородичей.

Самая малость Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2

Задания по сбору коллекционных предметов ненавязчивые, как и их «собратья»-поручения от примогенов, но наградят целыми кусками историй и сведениями о важных героях из первых уст, хоть и не эквивалентны полноценным второстепенным квестам. А не хочется исследовать — да и не надо, идите по сюжету. Не так уж страшно, наверное, что не узнаете, почему куда-то пропали все «доноры» Фабиана, что за череп в скульптуре Пейшенс и не спасёте полицейский участок от нагрянувшего Шабаша. Камео событий или героев первой части — есть, и уместны. Особо, когда некоторые из них тычут вам в лицо дробовиком.

Если человек следил за проектом, то ни направленность боевой части, ни конкретный герой, пусть и с вариациями, не стали для него сенсацией. Если человек себе придумал игру, а потом пытается докопаться до реально существующего теперь проекта с логикой «она не следует духу серии» — то у меня лишь недоумение: какой серии-то?! Той, где в первой игре был тайм-скип и конкретный герой, она в целом вполне, кстати, следует. Да и к настолке вроде бы отсылается вполне хорошо: вот вам проблемы провала Маскарада, вот вам необходимость считаться со старейшиной в лице главного героя, а не с главным героем, вот необходимость этому же старейшине следовать установленным правилам, ибо никто не упустит возможности загрести жар чужими руками, вот вам дилемма человечности или правильности поступков для сородичей, взвешивание лояльности принципам вампирского общества или лавирование в ситуации ради блага единиц.

Откуда это «я ждал от игры другого»? После истории Кристофа Ромуальда можно было ждать Bloodlines? Мне кажется, нет. Она была столь же необычным дитя, что и Bloodlines 2.

Я ждала, что сиквелл и его предрелизные россказни — это очередной звонок испорченного телефона, но нет, почти все вплоть до влияния одежды оказалось в игре: момент, когда вы подходите к своему «ужину» в последнем наряде Ласомбра, а она благодарит вас, святого отца, за доброту, или миг, когда полицейский пристрелит по плану преследующего вам забияку, бесценны. Россыпь отсылок на современную культуру, колючий юмор и бережное цитирование или уважительные оммажи к первой части прилагаются.

Что по итогу на данный момент: эта игра за почти 40 часов — идеальный пример эволюции в новый подвид. В ней есть все правильные нововведения взамен корявых атавизмов, и отрицать это может лишь ретроград.

Нет, у нее есть и недостатки: на мой взгляд второстепенные квесты достойны лучшего обрамления (чтоб не выглядели как те самые «мусорные» принеси-подай), город мог быть и немного больше; те романтические взаимодействия, что я видела в репликах, очень купированы; я бы все же хотела видеть предыдущую итерацию маститого интригана Кросса, выдавившего Лу из ее домена, а не его новый облик претенциозного, но откровенно недалекого Кэмпбелла; неуместным кажется то, что прохожие охотно реагируют на прыжки на машины как на нарушение Маскарада, но не на прыжки прямиком с крыши вниз (привет, более адекватная подача в Bloodhunt), локализация хоть и выполнена почти отлично, иногда демонстрирует какие-то крайне странные допущения, а отсутствие фоторежима — преступление против человечества!

Но всего этого недостаточно не только, чтобы выровнять чаши весов, но чтобы даже покачнуть их положение.

Останется ли в финале кто-то, кому Файр может верить, и может ли она верить себе? Что разрушительнее — жажда власти вампира или человеческое горе в сердце нежити? Устоит город или сгорит в исках нового пламени?

Рен, столь «никакая» по предрелизным статьям, по итогу мне очень понравилась
Рен, столь «никакая» по предрелизным статьям, по итогу мне очень понравилась

Зимний Сиэтл под покровом вечной ночи прекрасен, как и его неживые обитатели — и не дайте факелу чужого или собственного фанатизма ослепить вас, помешав во вдумчивом посещении этих заснеженных улиц с открытым сердцем.
Мне так точно снова туда пора.)

30
4
2
20 комментариев