Статья удалена
Рассекреченные документы КГБ, в которых охватывается период от начала строительства ЧАЭС до введения в эксплуатацию объекта «Саркофаг» — всё это собрано и опубликовано в одной книге «Чернобыльское досье КГБ. От строительства до аварии».
Служба безопасности Украины в сотрудничестве с Украинским Институтом национальной памяти рассекретила архивные данные, в которых освещается строительство атомной электростанции, а именно какие проблемы тогда возникали. Также, охвачен период эксплуатации АЭС: какие небольшие аварии тогда происходили (которые скрывались от общественности), период после взрыва четвертого энергоблока, и события вплоть до окончания строительства объекта «Укрытие».
В книге включены 229 документов, 190 из которых широкой аудитории публикуются впервые. В ней есть предисловие, а также краткая выжимка из нескольких документов, которые касаются строительства атомной электростанции. Все рапорты и отчёты расставлены в хронологическом порядке и выложены на языке оригинала, то есть на русском. Книга находится в свободном доступе, её можно прочитать в Google Play Books.
Сама книга увесистая, на 983 страницы, поэтому я её еще не прочитал, но из того, что уже посмотрел есть интересные моменты. Например, как ложили болт на технические условия и нормы строительства различных зданий, заливок фундаментов — только ради того, чтобы быстрее сдать объекты в эксплуатацию раньше срока.
В феврале 1976 года Кураховский котельно-механический завод в адрес ЧАЭС отправил 182 тонны сварных труб цирководовода диаметром 2040 мм. При проверке качества сварных швов гаммапросвечиванием на трубах были обнаружены раковины, трещины, вследствие чего все трубы оказались непригодными к эксплуатации и должны были быть отправлены заводу для устранения брака в заводских условиях, о чем знал главный инженер Управления строительства, директор АЭС Брюханов В. П. Однако, все трубы в нарушение правил, после ремонта на АЭС, были приняты под монтаж Чернобыльским участком треста «Южэнергомонтаж».
В марте 1976 года при производстве кровельных работ на деаэраторной этажерке участком «Южэнергомонтаж» рулонные кровельные материалы не очищались согласно требованиям СНиП и ТУ от пыли и талька, клеились на невысушенные основания, что привело к образованию в кровле пустот и течей.
Имело место неудовлетворительное состояние охраны стройки ЧАЭС, вследствие чего фиксировались кражи различных строительных материалов и другого, дорогого, электротехнического оборудования. Контроля при входе в зону строго дозиметрического контроля не осуществлялось, практически любой с улицы мог зайти в «грязные» помещения энергоблока и потом выйти, получив дозу облучения и подвергнув опасности других жителей района.
По данным агентов «Федорова», «Кузнецова», «Скворцова», «Муратова» из имеющихся на главном корпусе АЭС 1518 производственных помещений, которые будут обеспечивать нормальную работу атомного реактора и силовых установок, в настоящее время охраняются только 3 (центральный зал, машинный зал и щит управления.
Так, в сентябре 1976 года неизвестными лицами, проникшими через вентиляционный проем в щитовую системы управления и защиты блока «А», размонтированы и вынесены выключатели, резисторы, транзисторы и другие комплектующие детали выпрямительных электроустройств.
В январе 1977 года в результате взлома двери из помещения № 3300 блока «В» исчезло дефицитное электрооборудование (диоды, селеновые выпрямители, блоки пускателей, выключатели, реле, трансформаторы и другие приборы) на общую сумму до 300 рублей.
В это же время из помещений аппаратного отделения блока «А» и бокса турбогенератора № 2 блока «Г» неизвестными лицами похищены импульсные трубопроводы — из нержавеющей стали к датчикам контрольно-измерительных приборов общей стоимостью 636 рублей.
В марте 1977 года на щите водного хозяйства АЭС обнаружена пропажа ранее смонтированной электроаппаратуры (реле, выпрямители, сигнальные табло, переключатели) на сумму 612 рублей.
За период эксплуатации 1977-1981 гг. на атомной станции произошло 29 аварийных остановок, из них 8 по вине обслуживающего персонала, а остальные по различным техническим причинам. Безаварийную работу всех систем ЧАЭС должны были осуществлять 14 тысяч различных контрольно-измерительных приборов. Уже в ходе эксплуатации было выявлено, что множество электрооборудования по качеству не соответствуют требованиям надежности, предъявляемым к работе атомных станций и требуют доработки как со стороны институтов-разработчиков, так и заводов-изготовителей, в части повышения надежности и работоспособности. Про аварийный останов второго энергоблока.
3 декабря 1980 г в 2 часа 45 минут в результате срабатывания автоматической защиты (АЗ-5) произошла остановка энергоблока № 2 Чернобыльской атомной электростанции.
Как установлено в процессе расследования постоянно действующей технической комиссией ЧАЭС, защита сработала во время осмотра оборудования, который осуществлял дежурный реакторного цеха Рябушев Александр Николаевич. В процессе осмотра Рябушев посчитал, что вентиль продувки системы измерения уровня теплоносителя в баках-сепараторах находится в неправильном положении и по собственной инициативе без согласования, как этого требует инструкция, с начальником смены реакторного цеха и начальником смены станции, нарушил его положение, что привело к изменению уровня теплоносителя и срабатыванию датчиков АЗ-5. В своем объяснении Рябушев признал, что поступил неправильно.
Выборка различных «элементов» на строительстве ЧАЭС, которую проводил КГБ.
В большинстве строительных организаций существует упрощенный прием граждан на работу, что создает условия для легализации агентов-нелегалов. В процессе контрразведывательной работы в строительных организациях выявлено:
реэмигрантов — 15;
выезжавших в капстраны по различным каналам — 98;
выезжавших в соцстраны по различным каналам — 160;
выезжавших по каналу частнодельцев:
в капстраны — 2;
в соцстраны — 16;
переписчиков с капстранами — 11;
судимых за особо опасные госпреступления — 5;
бывших участников ОУН-УПА — 1;
профилактированных органами КГБ — 9;
судимых за общеуголовные преступления — 58;
психически больных с агрессивными намерениями — 8;
китайцев — 2.
Как Иванковский рыбкомбинат из пруда-охладителя продавал радиоактивную рыбу.
На Чернобыльской атомной электростанции для охлаждения воды, омывающей реактор, служит пруд-охладитель площадью более 15 кв. километров. Учитывая, что среднегодовая температура воды в нем составляет около 24 градусов. Чернобыльский райисполком в 1978 году решил использовать данный водоем для промышленного производства рыбы.
Следует отметить, что согласно указанию заместителя Главного государственного санитарного врача СССР т. Воробьева Е.И. № 32-028/223 от 17.12.1979 г, окончательное решение по отлову рыбы из пруда-охладителя на каждую партию должно приниматься дирекцией ЧАЭС с учетом конкретной радиационной обстановки с привлечением МСЧ-126 и оформлением соответствующей документации.
Однако, по поступившим данным, в нарушение заключения Госсаннадзора МСЧ-126 с 1979 г по настоящее время Чернобыльский цех гослова Иванковского рыбокомбината систематически (2-3 раза в неделю) производит отлов рыбы из пруда-охладителя и реализует ее населению без анализа и соответствующего разрешения санэпидстанции.В процессе проверки поступивших данных были опрошены […], которые рассказали, что в настоящее время на пруде-охладителе выставлена 41 рыболовецкая сеть по 60-80 м каждая, с помощью которых 2-3 раза в неделю ведется отлов рыбы. Одновременно было установлено, что в отдельных случаях по личному указанию начальника цеха гослова Иванковского рыбокомбината производится реализация рыбы за наличный расчет частным лицам, что вызывает недовольство со стороны местного населения, осведомленного о запрете отлова рыбы из пруда-охладителя.
Установлено также, что соответствующими инстанциями не выполнено решение Чернобыльского райисполкома, а именно:
— Иванковским рыбокомбинатом не получена консультация
о возможностях промышленного производства рыбы и не
изготовлен паспорт водоема;
— дирекция атомной станции не дала свои выводы о возможности использования пруда-охладителя для производства рыбы, т. к. не гарантирует исключения аварийных сбросов активной воды.
В связи с этим, санслужбой МСЧ-126 по нашей просьбе был проведен контрольный анализ рыбы, выловленной бригадой рыбокомбината 4 февраля 1981 года. Весь улов был сдан в холодильник рыбокомбината с запрещением его реализации, а часть была взята на анализ в отдел радиационной безопасности ЧАЭС. Результаты анализа свидетельствуют о достижении контрольного уровня содержания радионуклидов в рыбе (стронция-90), рекомендованного национальной комиссией по радиационной защите СССР в качестве предельного при определении возможности реализации рыбы
населению. В связи с этим санэпидслужбой МСЧ-126 было выдано предписание Чернобыльскому цеху гослова Иванковского рыбокомбината о запрещении отлова рыбы из пруда-охладителя и уничтожении партии рыбы, выловленной 4 февраля с. г. Однако, в нарушение этого предписания, рыбу продолжали отлавливать и продавать населению, а оставленную в холодильнике рыбхоза до получения результатов анализа реализовали, что может привести к повышению уровня радиоактивности среди населения.
Характерно, что после произведенной документации незаконных действий Добровольский отдал устное указание не допустить «посторонних лиц» на территорию
рыболовецкой базы на пруде-охладителе. В результате, 19.02.1981 года заведующий промсанлабораторией СЭС, прибывший с плановыми мероприятиями, не был допущен на указанную территорию.
Учитывая незавершенность изучения радиационно-экологических, биологических и бактериологических факторов в замкнутом водоеме, а также отсутствие гарантий со стороны эксплуатационников ЧАЭС в предотвращении сбросов радиоактивных веществ в пруд, отлов рыбы и ее реализация населению чреваты угрозой превышения дозовой нагрузки облучения населения.
Про радиационное загрязнение участка санитарной зоны ЧАЭС.
19 апреля 1981 г. стрелком ВОХР Чернобыльской АЭС было обнаружено просачивание (в виде капель) в трубопроводе активных вод блока № 1, о чем ею было доложено начальнику смены ЧАЭС Шадрину Александру Георгиевичу. Учитывая, что блок № 1 с 9 апреля с. г остановлен на 45 суток для капитального ремонта, а также незначительное просачивание воды в указанном трубопроводе, Шадрин не придал этому значения и не принял своевременно мер для немедленного устранения течи.
При прокачке дезактивирующего раствора в трубопроводе течь усилилась, в результате чего, ориентировочно, вылилось до 0,5 куб. м раствора. В 5 час. 20 мин. утра 20.04. прокачка раствора начальником смены была остановлена. В 7 часов дежурной ремонтной службой трубопровод был отремонтирован и промывка контура блока продолжена.
Службой радиационной безопасности ЧАЭС определена зона площадью до 180 кв. м с уровнем радиации, достигающим 20 микрорентен в секунду при норме 0,8 микрорентген в секунду. Под воздействием ветра была загрязнена территория площадью до 800 кв. м, однако радиация на ней составляет 0,4 микрорентген в секунду.
Зараженная зона (180 кв. м) ограждена с выставлением оцепления силами ВОХР, жилых и промышленных помещений на ней не имеется, находившийся в этой зоне пост охраны перенесен в безопасное место. Проводятся мероприятия по дезактивации зараженной местности, которые ориентировочно должны быть закончены к концу дня 21 апреля 1981 г. По данным специалистов, направленных на изучение обстановки на АЭС, панических слухов и негативных настроений среди работников станции и окружения не выявлено.
Как машинисты насосных установок спалили 20 импортных насосов.
При эксплуатации систем водопонижения машинисты насосных установок обязаны круглосуточно осуществлять контроль за работой насосов и измерять глубины водопонижения по замерам в пьезометрических скважинах, однако из-за слабого контроля со стороны Неучева В.Н. и его попустительстве трудовая дисциплина на участке находится на низком уровне. Так, машинисты насосных установок (в основном женщины) в ночное время не выполняют служебных обязанностей (спят в вагончике). Машинисты Ковальчук Л., Кочерова В., Хоменко Т. без обоснованных причин с согласия Неучева В.Н. неоднократно отсутствовали на рабочих местах. Машинисты Свистунова А. и Свистунова Ю. вообще не являются на ночную смену и передают ключи от вагончика старшему прорабу прямо в г. Припяти.
В результате неудовлетворительной организации труда, низкой трудовой дисциплины на участке и халатного отношения к своим обязанностям Неучева В.Н. за последние 4 месяца эксплуатации вышли из строя около 20 дорогостоящих импортных насосов (стоимость одного насоса более 1,5 тыс. рублей).
Аварийный останов третьего энергоблока с разрывом паропровода острого пара.
15 февраля 1982 г. в 04 часа 50 мин. на Чернобыльской атомной электростанции вследствие внезапного открытия главного предохранительного клапана, вызвавшего гидравлический удар и повлекшего разрыв трубы сбросного коллектора острого пара (размер разрыва — 0,5х0,5 м), произошла аварийная остановка энергоблока № 3 мощностью 1 млн киловатт.
Предварительным расследованием установлено, что указанная труба коллектора диаметром 800 мм имеет толщину стенок 9 мм вместо предусмотренных проектом 12 мм. Установка труб с уменьшенной толщиной стенок из-за отсутствия проектных была произведена в октябре ноябре 1981 г по согласованию с Минэнерго СССР Чернобыльским монтажным управлением треста «Южтеплоэнергомонтаж». Для восстановительных работ потребуется 20-30 дней.
Как сдать сварное соединение, даже если там есть брак.
После сварких любых стыковых, угловых соединений они подлежат контролю, оговоренному проектом. <…> На вновь сварное соединение наносится по длине стыка мел и керосин. После истечения 20-24 часов образовавшаяся полоска высыхает. Если в сварном соединении существуют поры, непровары, на поверхности сварного соединения образуется жирное пятно. При замене керосина, например соляркой или другим подобным керосину веществом, даже в случае брака, жирного пятна не образуется, что может быть использовано монтажными организациями при сдаче сварных соединений.
Пока так. В книге есть ещё немало интересных документов, но переписывать все сюда немного нелогично, поэтому предлагаю ознакомиться с ними самим, если вас данная тематика конечно интересует.