Как я показывал игры маме

Было у вас такое, что вы построили из конструктора какую-нибудь крутую штуку, а потом сразу бежали демонстрировать родителям? Вот у меня так с играми вышло, причём совсем недавно: хотел приобщить к геймингу маму. Результат... Ну, мне показался интересным, так что делюсь в этом посте.

Как я показывал игры маме

Но сначала немного контекста.

Профессия моей мамы связана с ПК, поэтому она умеет им пользоваться. Более того, она давно знакома с казуальными играми.

Игровой опыт у мамы следующий:

Во-первых, Солитер. Солитер — единственная игра, к которой у моей мамы интерес был постоянным. Возможно, в Солитер она наиграла больше часов, чем я в Counter-Strike.

Во-вторых, в начале 10-х годов мама увлекалась "Весёлыми фермами" от Alwar и квестами по типу Syberia. Особенно любила серию квестов Нэнси Дрю.

Как я показывал игры маме

Экшен игры у мамы никогда в приоритете не были, но в некоторые она всё же играла. Например, в "Гарри Поттеров" (любимым был третий, если правильно помню) и "Супер Корову" от тех же Alwar.

Как я показывал игры маме
Как я показывал игры маме

По неведомой мне причине после 2010-х мама перестала играть. Лишь недавно к Солитеру каким-то чудом добавились две "три в ряд", одна от Яндекса, другая на смартфоне. В последнюю мама иногда играет во время просмотра дорам.

Видя это, я подумал, что было бы круто познакомить маму с настоящей годнотой. Я спросил, не хочет ли она попробовать — ответила, что хочет, но с тем условием, что в играх не должно быть убийств, жестокости и задач на время. И желательно это должны быть головоломки.

И я начал.

Portal

В качестве первой игры для мамы я выбрал одну из своих любимейших — Portal. Убивать никого не надо, спидранить тоже — казалось, всё сходится. Не тут-то было.

Как я показывал игры маме

Сразу же выяснилось, что мама не умеет играть в 3D игры. Она не смогла даже одновременно держать одну руку на клавиатуре, а другую на мышке, потому что не привыкла этого делать.

Ещё более сложной задачей для мамы оказалось понимание внутриигрового пространства: она теряла куб, просто повернувшись к нему спиной. Очевидно, что механика порталов оказалась настолько сложна, что продолжать игру мама не захотела.

The Talos Principle

После провала с Portal я подумал, что было бы неплохо взять что-нибудь попроще, не настолько концептуально мудрёное, где мама могла бы научиться управлять камерой. Выбор пал на The Talos Principle — тоже классная 3D головоломка, но без порталов.

Как я показывал игры маме

И это тоже была ошибка.

На первой же локации, где с помощью стазиса нужно замораживать пулемёт и мину, мама, во-первых, продолжала блуждать, а, во-вторых, не смогла ничего делать достаточно быстро. Пулемёт добил. Он ей настолько не понравился, что она отказалась продолжать.

Как я показывал игры маме

Я не думал, что проблемы могут возникнуть в таких местах, поэтому Portal и TTP были выбраны мной уж очень оптимистично. И проблема тут вовсе не в сообразительности мамы.

Оказалось, что восприятие 3D пространства через монитор и вращение камеры мышкой — это что-то типа навыков, которыми неопытный человек не обладает. Это косвенно подтверждается другим моим наблюдением: в VR неиграющие знакомые люди чувствовали себя гораздо увереннее, чем за монитором.

The Withess

Я отмёл все игры, типа Illeminal и прочих, с слишком сложным геймплеем. Предложил The Witness. В отличие от вышеназванных игр, эта, на самом деле, не очень мне нравится по причине унылости.

Но The Witness — головоломка. Пространственных задач в ней почти нет, быстрых действий тем более.

Как я показывал игры маме

Маме... понравилось. Именно то, что нужно. По крайней мере, так она сказала, хотя на деле бросила почти сразу же, лол.

3D игры для мамы это оказались настолько некомфортными и сложными, что любой потенциальный интерес разбивался о трудность освоения управления. Да и вряд ли в условиях борьбы с мышью можно распробовать тонкости, вроде сюжета или графики. Я решил переключиться на 2D.

Mashinarium

Как я показывал игры маме

Я уже упоминал, что маме раньше нравились квесты. Я это вспомнил, и поставил Mashinarium. Хоть сам я квесты не очень люблю, в Mashinarium красивая графика, прикольный сеттинг и приятная музыка. Тут у мамы не возникло проблем с управлением, но игра просто не увлекла.

Balatro

Если проблема в увлекательности, подумал я, то стоит достать из рукава козырь. А точнее сыграть джокера. На тот момент я на собственном опыте убедился, что Balatro — демон аддикции. И если карты из Солитера маме нравятся, то почему могут не понравится карты из Balatro?

Как я показывал игры маме

Но и тут меня ждал провал. Через пять минут внутриигрового обучения мама повернулась ко мне и спросила: "ты боишься, что у меня деменция разовьётся?", подразумевая, что правила слишком сложные. Я убедил маму, что нужно дать игре шанс, потому что всё куда проще, чем кажется на первый взгляд. Мама посидела ещё немного, и сказала, что азартные игры ей отвратительны...

Я, конечно, попытался объяснить, что от покера в игре только комбинации, но толку-то...

FAR: Lone Sails

Как я показывал игры маме

После столь токсичной реакции на Balatro я потерял всякую надежду. А потом как-то перепрошёл одну очень любимую мною игру — FAR. Если кто не в курсе, это такая коротенькая 2D адвенчура с потрясающей реализацией задумки управления сухопутным кораблём. Я её советую всегда и всем. Интереса ради, её я предложил и маме.

Внезапно, на этот раз мама действительно стала играть. Хоть геймдизайн FAR я бы назвал эталонным, маме, местами, всё же было сложновато, и она просила у меня советов, когда где-то застревала.

Управление кораблём и разные игровые ситуации маму веселили, необходимость собирать топливо играла на маминой жадности, и мама прошла FAR полностью. Это была победа.

К сожалению, мама всё равно не расценила эту игру как что-то значительное и художественно ценное.

GRIS

Как я показывал игры маме

Мне казалось, я наконец-то нащупал то самое, что способно привлечь маму — небольшие креативные 2D адвенчуры. И следующей игрой поставил ей GRIS — в плане нарратива игра может вызвать вопросы, но аудиовизуал в ней отличный, по моему мнению.

Мама не смогла пройти дальше вот этого момента из начала:

Как я показывал игры маме

Там нужно развернуться и побежать по мосту. Видимо, из-за того, что декорации и игровая поверхность в GRIS визуально сливаются, мама этого не поняла и не захотела больше заходить в игру. Разработчики! Проводите плейтесты на своих мамах тоже.

Stardew Valley

После GRIS я опустил руки и оставил идею познакомить маму с играми насовсем. Случайно вышло, что после этого в разговоре я упомянул Stardew Valley, и мама попросила рассказать о ней побольше. Я пересказал историю создания игры, сказал, что игра популярна у женской аудитории, что это ферма и что вряд ли маме понравится, потому что она душная и в ней идёт время по сезонам. Мама забайтилась на ферму и попросила поставить — я пожал плечами и поставил.

Как я показывал игры маме

Маме не понравилось из-за неприятной пиксельной графики. Вот это база, хоть и не осознанная. Game over!

Конец

Ранее я этого не упомянул, но на самом деле я не советовал игры подряд одну за другой. Эта была целая эпопея, продлившаяся почти два года, и которой недавно подошёл конец.

Также разумеется, что я ни на чём не настаивал, потому что это глупо. Я лишь предлагал, а иногда мама сама проявляла интерес. Вероятно, из вежливости.

Микрорассуждения...

Так или иначе, эксперимент не удался. Напоследок я спросил у мамы мнение по поводу того, что я ей показал.

Мама сказала, что не видит в играх практической пользы, а потому они ей неинтересны. Ещё сказала, что развлечения должны приносить удовольствие, а получать удовольствие от сложности невозможно, если эта сложность создана на пустом месте из ничего.

В какой-то мере с этим можно согласиться, но я считаю позицию слишком радикальной, а потому противоречивой.

Например, моя мама любит готовить и пробовать разные рецепты — это сложно, но практическая польза есть, так что всё сходится.

Но ещё мама любит оперу. Нужно погрузиться в контекст, потратить деньги и добраться до театра — то есть это сложно, а практической пользы никакой.

Тут, думаю, имеют место личные предпочтения, а так же то, что в опере мама видит культурную ценность, а в играх нет. Для неё разница между условным Portal, "три в ряд" из плеймаркета и какой-нибудь стрелялкой на аркадном автомате в ТЦ состоит лишь в графике. Показать обратное мне не удалось.

Тем не менее, даже не видя в играх той ценности, которую вижу я, мама всегда поддерживала моё увлечение. Больше всего почему-то запомнилось, как мама однажды пришла домой и положила мне на стол диск Flatout 2. Без особых причин — она просто видела, как я играю в NFS:MW.

Как я показывал игры маме

Почти попадание в день матери вышло случайно, пост уже давно пишу.

На этом у меня всё. Поменьше смотрите аниме и побольше любите своих мам, дорогие дэтээферы.

20
3
2
1
17 комментариев