[Челлендж] Об аркадах Konami замолвите слово
Многие знакомы с играми Конами для домашних систем и про их аркадные игры слышали в контексте основы для домашних собратьев. Но немалая часть аркадных игр вообще не получала портов на домашние системы, хотя там есть много чего интересного и, по большей части, там и осталось.
Аркадный рынок 80-ых и начала 90-ых со стороны незаставшего этот сегмент геймера — совершенно дикая штука. Копирование на грани плагиата чуть ли не до интерфейса, мимикрия под кино безо всяких лицензий, переиспользование ассетов на протяжении десятка лет, невероятная простота и прямолинейность нарратива и геймплея. Ну и конечно совершенно нечестная сложность, из игрока нужно тянуть монетки!
Konami не исключение, всё это применимо и к ней. Вот только компании по большей части плевать на своё аркадное наследие. Пока остальные выпускают Capcom Arcade Stadium (и кучу тематических сборников), Taito Milestones, Namco Museum (с кучей вариаций), Irem Collection и бесчисленные сборники от SNK на множестве платформ — Конами нехотя выдаивает сборники в раз несколько лет чайными ложками. Да и то, большая часть сгруппирована по хитовым сериям, упуская без внимания широкого игрока не такие звёздные проекты.
В последнее время ситуация исправляется благодаря HAMSTER Corporation и их проекту Arcade Archives, вот только они доступны только на PS4/5 и Switch. Я бы написал "ничего страшного", но в качестве неизбежной альтернативы выступает MAME. В общем, на одном отвечественном сайте есть хоть и старая, но рабочая версия MAME и подогнанные под неё ромы.
В этом списке только то, что мне показалось интересным в период, когда я активно искал старые аркадные игры и мучался с их запуском в MAME. Почти все они короткие и занимают до получаса-часа — то что надо для кратковременного возвращения в 8- и 16-битное детство.
ДИСКЛЕЙМЕР
Не забудьте покопаться в настройках "аркадного автомата" — установить уровень сложности, включить фриплей и т.д. В более старых играх это делается на вкладке DIP-switches (конфиг вызывается на Tab). Если вкладки нет или на вкладке свичей нет настроек сложности и монеток, то нужно включить сервисный режим (обычно F2).
И помните — аркадные игры никогда не подразумевали честности по отношению к игроку, но и у вас в таком случае монетки бесконечные.
Gaiapolis
Гвоздь программы из 1993 года, ради которого начал писать этот пост. Экшн с видом сверху про постапокалиптическое будущее, где принц, полуфея и драконид должны в путешествиях по миру "открыть путь в небеса" и спасти мир.
Здесь есть катсцены после каждого уровня, прокачка, система фамильяров и даже сохранения на паролях (!).
Битемапы
Все битемапы от Конами в том или ином виде присущи определённые свойства:
- Они в большинстве случаев расчитаны на четырёх игроков, а то и больше. Количество противников соответствует, что иногда даже в игре в одиночку выдаёт невероятное количество противников.
- Часто можно бить лежачих, даже боссов. Не всегда эффективно, но сам факт.
- Нередок буффонадный юмор, разбавляющий атмосферу.
Crime Fighters
Битемап из 1989 года, по сути клон даже не Double Dragon, а Renegade 1986 года, т.к. тут отдельные кнопки на удары кулаками и ногами и нет отдельного прыжка. Тем не менее достаточно интересен даже в таком качестве. По сюжету — какой-то олигарх похитил женщин и их надо спасти из лап его ручных банд.
Vendetta
В Японии Crime Fighters 2, аркада 1991 года, уже ближе к Final Fight. Отдельного прыжка всё ещё нет, но в целом стало ближе к привычным битемапам.
Теперь похитили только одну девушку, сестру одного из дружинников, противостоящих преступности. Само собой, надо всем навалять.
Violent Storm
Год выпуска — 1993. В некоторых источниках упоминается как третья часть серии Crime Fighters, но на деле это ещё большее клонирование Final Fight. Теперь есть полноценная кнопка прыжка и одна кнопка удара, интерфейс просто скопирован у капкомовского собрата. Но есть и своя фишка — реактивный геймплей, игра кажется гораздо динамичнее благодаря скорости.
Сюжет — постапокалипсис, у трёх друзей на их глазах похитили знакомую и они пошли её вызволять из рук господствующей на руинах цивилизации банды.
Simpsons
Тут стоит отдельно отметить, что это ранний "сопутствующий товар" по франшизе. На момент выхода аркадного автомата (март 1991 года) вышло всего два сезона в сумме на 35 серий, поэтому некоторые дизайны и художественные решения тут старые и не устоявшиеся. Дополнительно японским разработчикам приходилось работать только с предоставленными материалами, т.к. в Японии мультсериал ещё не показывали. В итоге японская версия игры вышла раньше японского дубляжа сериала, в августе 1991 и сентябре 1991 соответствующе.
Сюжет — Смиттерс ограбил ювелирный магазинчик для мистера Бернса, но нужный алмаз попал в рот Мэгги, в результате Смиттерс забрал её с собой. Семья, понятное дело, побежала вызволять младенца.
X-MEN
Местами странные дизайны и сюжет (Магнето разбушевался и использует стражей для террора, надо его остановить) объясняются просто — это игра не по тому самому мультсериалу 1992 года (хотя вышла в том же году), а по пилотной серии аж 1989, часть решений достали из комиксов.
Рекомендую заморочиться с настройкой версии именно на шесть игроков, почти UltraWide-опыт того стоит (чёрную полоску можно убрать в настройках видео).
Teenage Mutant Ninja Turtles
Про различия этого битемапа 1989 и портов на домашние системы уже есть немало материалов. Но я всё равно советую попробовать аркадную версию на максимальной сложности, чтобы офигеть от количества врагов. В сборнике Cowabanga Collection даже есть отдельная настройка.
Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles In Time
Аналогично предыдущей игре, советую попробовать игру на максимальной сложности.
Asterix
Битемап 1992 года по знаменитому французскому комиксу. Стилистика оригинала прекрасно легла на конамиевский шаблон битемапа.
ВНИМАНИЕ!
По умолчанию в настройках лимит на континью независимо от внесённых монеток, выключите его заранее.
Metamorphic Force
Последний конамиевский аркадный битемап, 1993 года выпуска, он же вершина всего битемапного направления компании. Графика (как анимации, так и проработка задников), музыка, геймплей — всё на высоте.
По сюжету — древнее зло вернулось, богиня Афина в ответ посылает духов-защитников, чтобы они возродились в достойных ныне живущих людях и остановили злодея. Избранные получают возможность превращения в зверопободобную форму и формируют тот самый Metamorphic Force из названия игры и отправляются на остров, захваченный Королём Зла. Если что, то среди них есть мужик по имени Иван, превращающийся в медведя.
Проработка сюжета, его повороты и задники в игре намекают, что это игра по лицензии, но нет — везде указано, что это оригинальная игра от Конами, никаких левых копирайтов нет. Конами хотела сделать свою франшизу, но не смогла и забила на полпути?
Ран-эн-ганы
Изучая именно аркадные ран-эн-ганы от Konami пришёл к выводу, что подобно "Все мы вышли из гоголевской шинели" многие стрелялки вышли из Rolling Thunder 1986 года от Namco.
Aliens
Игра вышла в 1990 году, спустя четыре года после фильма (он вышел в 1986). Учитывая влияние франшизы в медиа тех лет — Конами сорвала джекпот этой лицензией и сделала достойную игру на базе аркадных Контр, но в отличие от них — всё ещё играбельную даже спустя 30 с лишним лет.
Sunset Riders
Прекрасный ран-н-ган 1991 года, по моему мнению лучший в линейке компании. В отличие от сеговской версии, тут больше персонажей, больше уровней, круче графика и музыка, а ещё отличная открывающая заставка + маленькая в конце.
Сюжет — добрые охотники за головами ловят преступников и выходят на охоту на банду Ричарда Роуза, по ходу действия вынося всех его приближённых.
Bucky O'Hare
У этой аркады 1991 года в плане геймплея ничего общего с NES-версией.
Ничего непонятно в сюжете (может быть надо было мультсериал смотреть), но очень интересно играть.
Wild West C.O.W.-Boys Of Moo Mesa
Развитие идей Sunset Riders, вышедшее спустя год (в 1992), но сделанная по мультсериалу про ковбоев-минотавров.
Весело и графонисто, но предыдущая игра про ковбоев мне кажется целее в плане атмосферы. Как и в случае предыдущей игры про зайца, может быть знание первоисточника помогло бы прочувствовать атмосферу получше.
Mystic Warriors
В 1993 году Конами внезапно решило сделать ответ сеговскому Shinobi.
Тут явно виден движок Sunset Riders, что означает отточенный геймплей. Сюжет — злобная корпорация похитила ниндзя и его товарищи пошли его вызволять. В итоге — второй лучший ран-н-ган Конами наравне со всадниками. Вроде как даже последний аркадная игра такого жанра от Конами.
Monster Maulers
Файтинг на прохождение 1992 года.
Берёт за основу сюжет телесериалов в духе Могучих Рейнджеров — злодеи раскидали по Земле монстров, надо их уничтожить и покарать за это злоумышленников. Три разных персонажа, почти вся игра — бои с боссами с редкими битемап-секциями.
Достойны упоминания
Mikie, High School Graffiti
Упоминается только из-за сюжета — школьник пытается сбежать с уроков на свидание (в японской версии вроде как клерк пытается сбежать из офиса).
Badlands
Игра от Конами в духе Dragon's Lair, интересна только из-за сцен провалов.
Yie Ar Kung-Fu
Аркадный оригинал немного отличается от всем привычной NES-версии, при желании можно сравнить.
Haunted Castle
Часть серии Castlevania, изначально плохая игра и ещё хуже состарившаяся. Не так давно вышел сборник Castlevania Dominus Collection, где есть Haunted Castle Revisited, полный ремейк этой игры. Ремейк лучше оригинала во всех аспектах, кроме одного — мемного,.
Green Beret / Rush'n Attack
И вновь аркадный оригинал немного отличается от всем привычной NES-версии, при желании можно сравнить.
M.I.A. Missing In Action
Продолжение Green Beret, так и оставшееся аркадным эксклюзивом.
Boot Camp / Combat School
Игра в духе спортивных соревновательных симуляторов, но обрамлена в симулятор КМБ и сдачу нормативов.
Jail Break
Аркадный ран-н-ган про побег из тюрьмы, вышедший ещё до повального успеха Rolling Thunder. Играть почти невозможно, но концепт с устранением бунта в тюрьме интересен, из похожего по контексту (не геймплею) могу вспомнить только Urban Chaos: Riot Response для PS2.
Iron Horse
Развитие идей предыдущей игры.
Dark Adventure / Devil's World
Эрзац Индианы Джонса открыл ковчег и перенёсся в потусторонний мир.
Gang Busters / Crazy Cop
Банда ограбила банк и полицейские Смит и Вессон отправляются за ними.
Jackal
И ещё раз, аркадный оригинал немного отличается от всем привычных версий, сравните при желании.
S.P.Y. Special Project Y
Одна из многих попыток сделать "супер-скалярную" игру как у Сеги (например, OutRun или Space Harrier), эта выделяется щакосом под шпионов аля Джеймс Бонд.
Surprise Attack
Ещё один закос под Rolling Thunder, выделяется тематикой (освобождение космической станции от террористов), играми с гравитацией и викториной на околокосмическую тематику и научную фантастику в качестве бонус-уровней.
Заключение
Как видите, Конами перекрыла краник интересных аркадных игр ещё в 1993 году. Это не значит что она перестала выпускать аркады вовсе, просто компания смекнула куда ветер дует и в аркадах упор сделала на соревновательность, зрелищность и 3D-графику, тогда как другие производители повыпускали битемапы/ран-н-ганы ещё год-другой, прежде чем окончательно перейти на более распродающиеся и прибыльные автоматы (гонки, симуляторы, ритм-игры).
Сейчас Конами перевыпускает многие свои игры и воскрешает франшизы, только в этом месяце вышел сборник Gradius Origins и я надеюсь, что рано или поздно выйдет Konami Beat 'Em Up Bundle.