Как игры учат нас мыслить гибко, ломая привычные паттерны

Сюжет, сеттинг, арт, музыка - это очень важно. Но, в первую очередь, в основе любой игры лежит система: набор ограничений, условий и связей, внутри которых может действовать игрок.

Как игры учат нас мыслить гибко, ломая привычные паттерны

И это делает игры особенным опытом: в них нам нам постоянно учиться. Как устроен мир? Как работают правила? Какие действия доступны, а какие - нет.
В обычной жизни мы редко учимся так быстро и с таким удовольствием. В жизни правила неочевидны или отсутствуют вовсе, а последствия ошибок могут быть очень болезненнымим.

Игры учат тому, что мы редко тренируем:

  • гибкости мышления;
  • поиску альтернативных стратегий и отсутствию страха перед сменой стратегии поведения;
  • внимательности к логике окружения;
  • терпению и мению не сдаваться в условиях неопределённости.

Через игры мы учимся думать иначе не потому, что игра «умная», а потому что она заставляет нас менять внутренние правила, по которым мы обычно решаем задачи.

5 игр, которые взорвут вам мозг. В хорошем смысле

Есть игры, которые работают на уже сформированных жанром и культурой ожиданиях от геймплея. А есть игры, которые действуют наоборот: они разрушают привычные способы решения игровых задач. Они переиначивают логику мира так, что игрок вынужден отказаться от старых подходов и пересмотреть правила под иным углом.

Baba Is You. Игра, которая учит переписывать правила.

Как игры учат нас мыслить гибко, ломая привычные паттерны

Законы логики? Или физики? Забудьте. Всё, что написано на экране - правда. Пока вы это не измените.
Baba Is You - головоломка, где правила игры буквально находятся перед глазами, но еще они являются интерактивными объектами. Каждый уровень - это комната с объектами и блоками слов. Слова составляют правила, которые нужно менять прямо по ходу игры. Если на экране написано "Baba" Is "You" - ты управляешь Бабой. Стоит подвинуть слово "Baba" и подставить "Rock" — теперь ты камень.

Это учит подходить к правилам не как к статичной системе, а как к гибкому набор условий, который можно адаптировать под себя.

Patrick’s Parabox. Игра, которая учит новому восприятию пространства.

Как игры учат нас мыслить гибко, ломая привычные паттерны

Patrick’s Parabox — одна из тех игр, которые объясняют сложные идеи лучше книг по информатике.

Сначала всё просто: тебе нужно расставить коробки в комнате с лабиринтом. Потом коробка оказывается комнатой. Потом комната оказывается внутри коробки, которую ты толкаешь. Потом ты вдруг оказываешься внутри ... самого себя? Но в мире игры это логично.
Каждый уровень становится сложнее не только с точки зрения построения пути для перемещения коробок. Каждая новая глава говорит тебе, что ты раньше недостаточно широко воспринимал пространство.
Эта смена точки зрения удивляет и заставляет снова и снова чувствовать радость от освоения новой механики.

Superliminal. Игра, которая учит тому, что все зависит от ула восприятия

Как игры учат нас мыслить гибко, ломая привычные паттерны

Superliminal работает с шаблонами нашего визуального восприятиямира. Основная механика игры - масштабирование предметов с использованием перспективы. Размер объекта определяется не его моделью, а тем, каким он выглядит в кадре: визуальный размер превращается в физический. Это правило становится основой для всех задач.

Superliminal работает за счёт когнитивного сдвига. Игрок вынужден перестроить привычное восприятие физического мира и законов перспективы. Так почти каждое решение сопровождается ага-эффектом, потому что мозг создает новую модель физического мира игры.

I Hate This Game. Игра, котора учит забывать про свои же правила

Как игры учат нас мыслить гибко, ломая привычные паттерны

Название честное: игра действительно хочет, чтобы ты её ненавидел.
Игра состоит из 100+ небольших уровней, где перед игроком стоит простейшая задача: выйти из комнаты. Нужно просто добраться до двери и открыть ее, решив задачку или пройдя небольшой платформинг.

В чем же ее нестандартность? Игра приучает к паттернам решения своих задач, а потом сама же и ломает их правила. Здесь нельзя мыслить так, как ты уже привык - нужно перейти в режим восприятия, где всё возможно.

Pony Island. Игра, которая ломает доверие к игре

Как игры учат нас мыслить гибко, ломая привычные паттерны

Pony Island - одна из тех игр, которые используют интерфейс как часть геймплея. Вы запускаете милую аркаду про пони. Ну… вроде как. Через пару секунд становится ясно: что-то совсем не так.
Система глючит. Меню ломается. Игра взламывает саму себя. Добро пожаловать в адскую симуляцию, где милые пони — это лишь прикрытие для демонов.
Почему эта игра меняет мышление? Потому что она меняет не пространство и не ожидания от жанра, а обращается к доверию самого устройстав игры как кода.

Pony Island учит важной вещи: граница между “внутри” и “снаружи ” очень тонка.

Вместо заключения

Игры, особенно небольшие, выстроенные вокруг одной ясной идеи, оказываются удивительно хорошими учителями: они создают нам безопасные условия, в которых нам нужно измениться, чтобы продолжать двигаться вперёд, а значит - стать гибче и внимательнее.
Если вам близка тема маленьких, странных и умных игр, то я приглашаю в свой блог «Хорошие маленькие игры». Там я собираю обзоры и микроисследования о подобных играх. Ссылка будет в комментарии.
До новых игр 💎

8
2
1
5 комментариев