Знакомство с отцом жанра космического ужаса Лавкрафтом

Знакомство с отцом жанра космического ужаса Лавкрафтом

Задолго до того, как РЕН ТВ начал пугать нас пришельцами и секретными материалами, нашелся один гениальный чудак из небольшого городка Проведенс в США, который превратил конспирологию в отдельный жанр - космический ужас. Этот человек - Говард Филлипс Лавкрафт.

Без его творчества не было бы ни «Чужого», ни «Нечто», а Стивен Кинг писал совсем другие книги. Отдельные литературные образы и идеи проникли в «Варкрафт», «Вархаммер», «Ведьмак» и даже комиксы ДС. Вот только многие ли знакомы непосредственно со вселенной Лавкрафта? Есть ощущение, что нет. В этой статье я расскажу какой мир создал Лавкрафт, что из книг стоит прочитать и как через настольные игры можно погрузиться в этот удивительный и страшный мир.

Мир ужаса и страха

Введение

Лавкрафт создал вымышленный мир под названием Мифы Ктулху. Данный цикл не единая история, а общая вселенная, где отдельные сюжеты почти не связаны, за исключением некоторых отсылок (например, на книгу Некрономикон, где содержатся многие запретные знания о силах, скрытых от людских глаз или город Аркхэм, в котором вечно все не слава Богу).

Вселенная Лавкрафта - это практически полное отражение реального мира начала 20 века. Человечество все также мнит себя венцом эволюции, но это лишь иллюзия. Оказалось, что истинные хозяева Земли находятся в своего рода спячке, а люди лишь пыль по сравнению с ними. Это различные мифические сущности, чья сила не поддается описанию. Современный читатель может подумать, что эти создания похожи на существ из Монстрверса (Годзилла, Кинг-Конг и прочие).

Несмотря на некоторую смысловую схожесть (огромные, древние, безразличные к человечеству, пробуждающиеся) титаны Монстрверса - это гнев природы, защитники Земли от угроз глобального масштаба, тогда как у Лавкрафта Великие Древние - воплощения ужаса из другого измерения, времени или космоса, их природа намного сложнее, да и сами по себе они очень неоднородны и сильно отличаются друг от друга. Великие Древние скорее напоминают Богов Хаоса из вселенной Warhammer 40000.

Боги хаоса из Warhammer 40000 (Кхорн, Нургл, Тзинч и Слаанеш)
Боги хаоса из Warhammer 40000 (Кхорн, Нургл, Тзинч и Слаанеш)

Не случайно большинство людей не выдерживают даже мимолетного контакта с этими существами или их отпрысками и сходят с ума. Вот некоторые из них, разделенные на отдельные группы:

  • Великие Древние (Ктулху, Йиг, Хастур);
  • Внешние Боги (Азатот, Йог-Сотот, Шуб-Ниггурат, Ньярлатотеп);
  • Старшие существа (Дагон, мать-гидра).

Также в лоре Лавкрафта присутствуют инопланетные расы (старейшины, шогготы, ми-го, йитианцы и ряд других), которые хоть и не являются Великими Древними, но тоже крайне могущественны и чрезвычайно опасны для человечества. Так откуда же вся эта жуть взялась на планете Земля?

На заре времён

Ещё до зарождения какой-либо жизни на планете Земля ее облюбовала высокоразвитая инопланетная раса Старейшин, прилетевшая с далекой планеты. Это уникальные создания, смесь животных и растений.

Изначально они заселили океан, а по мере появления суши стали осваивать новые горизонты. В основе данной цивилизации лежат биотехнологии, поэтому немудрено, что они толи в шутку, толи всерьез сотворили большинство биологических видов на нашей планете. В частности люди, а точнее их далекие предки, выполняли для старейшин роль занятного зверька. Они создали универсальную рабочую силу - шогготов, уникальных желеобразных созданий, способных принимать практически любую форму. Их контролировали с помощью гипноза, а интеллект им существенно ограничили.

Шоггот
Шоггот

Пора безраздельного могущества старейшин закончилась, когда на Землю из глубин космоса прилетел Великий древний - Ктулху и его семейство (звездные потомки - эдакие миниатюрные копии Ктулху).

Ктулху
Ктулху
Звездное отродье Ктулху
Звездное отродье Ктулху

Ктулху, как мы уже ранее говорили, не просто гигантский кальмар. Дело в том, что этот древний не состоит из плоти и крови, хотя и имеет материальную форму. Именно поэтому он не может умереть, даже если его оболочку уничтожат, он возродится вновь. Откуда во вселенной появилось такое создание не понятно. Ясно лишь, что это существо высшего порядка. По всей видимости, оно породило Дагона и мать Гидру, чтобы те стали основой для расы глубоководных.

Дагон и мать Гидра
Дагон и мать Гидра

Исходя из какого-то замысла или повинуясь своей природе Ктулху перемещался из одного мира в другой. Его цели нам неизвестны. Возможно он завоевывает их, поглощает или расселяет свое потомство во всей вселенной. Так или иначе, но на Земле он застрял. В космосе что-то произошло и прежние пути межзвездного перемещения оказались недоступны. Ктулху и его сородичи начали войну со старейшинами, и велась она с переменным успехом.

Если присмотреться, то можно увидеть внизу крохотные фигурки старейшин. По-видимому, они управляют шогготом, принявшим форму морского змея и сражающегося с Ктулху.
Если присмотреться, то можно увидеть внизу крохотные фигурки старейшин. По-видимому, они управляют шогготом, принявшим форму морского змея и сражающегося с Ктулху.

Никто не мог взять верх и, в конечном итоге, они поделили сферы влияния, заключив временный мир. Вскоре Ктулху ушел в спячку и спит до сих пор на глубине океана в подводном городе Рльех. Но счастье старейшин было недолгим. На их голову свалилась новая напасть - инопланетная раса ми-го.

Ми-го
Ми-го

Данная инопланетная раса представляет собой помесь грибов и крабов. Как они соединились в один организм - вопрос на миллион. Возможно на одной из планет грибок попал прямо в мозг местных ракообразных, а из этого симбиоза получились не зомби, как в Last of us, а вот ЭТО. Несмотря на странный внешний вид, они довольно башковитые. Ми-го научились переносить свое сознание (мозг) из одного объекта в другой, что позволило им освоить огромные космические пространства. Их ближайший форпост находится на Плутоне, а планета Земля нужна исключительно для сбора ресурсов. Кроме того они не понаслышке знакомы с так называемыми внешними богами (Азатот, Йог-Сотот, Шуб-Ниггурат, Ньярлатотеп).

Эти космические сущности обитают по ту сторону реальности и представляют собой вариации богов хаоса. Нельзя сказать, что они абсолютное зло, хотя и враждебны по отношению к человечеству. Как и в случае с Ктулху, который им что-то вроде двоюродного брата, эти внешние Боги оказались заперты в отдельном измерении, но стремятся вырваться из него. Не похоже, что ми-го им в этом помогают, хотя некая связь между ними определённо есть. Любопытно, что шогготы, созданные старейшинами, внешне напоминают одного из этих богов, так что возможно и тут без них не обошлось.

Ми-го изрядно потеснили старейшин на суше, но окончательно победить не могли. Впрочем их борьба была далеко не единственной. Всё новые пришельцы пребывали на Землю. А ведь она не резиновая. На этот раз на нашу планету обрушились, так называемые, летающие полипы.

Земные полипы и инопланетные полипы (как говорится почувствуйте разницу)

Летающие полипы ещё меньше похожи на разумных существ, чем все предыдущие инопланетяне. Ладно бы они были всё пожирающими хищниками, а то ведь эти существа даже города возводят. Впрочем всё можно списать на необычные условия их родной планеты, где эти полипы изначально развивались. Их отличает невероятная скорость, а также полуматериальность (их чувства способны проникать сквозь любые физические преграды). Через непродолжительное время они стали доминирующим видом на Земле (как на поверхности, так и под землей), потеснив, похоже, и ми-го, и старейшин. Спасение от этой напасти пришло откуда не ждали.

На другом конце галактики доживали свой век существа под название Великая раса Йит.

Представитель расы Йит на планете Земля, истинный облик не известен.
Представитель расы Йит на планете Земля, истинный облик не известен.

Их тела постепенно деградировали, а планета умирала. И что же в них в таком случае великого - спросите вы? А дело в том, что они научились перемещать сознание как в прошлое, так и будущее. Йитианцы способны обменяться телами с любым разумным видом, переместив свое сознание в новую оболочку. Тем самым они изучают новое время и существ, в шкуре которых оказались. Параллельно исследуют захваченное сознание. Все это делается ради выживания и новых знаний. Йитианцам приглянулись странного вида пришельцы с конусообразной формой тела, так что они совершили массовую миграцию в их тела, оставив тех умирать на гибнущей планете.

Великая раса Йит начала осваивать Землю и столкнулась с теми самыми полипами. Самым страшным стала невозможность обменяться сознаниями с этими существами. Но йитианцы все же смогли подобрать ключик к этим летающим бестиям. Те оказались уязвимы к некоторым видам электрической энергии.

Знакомство с отцом жанра космического ужаса Лавкрафтом

В конечном счете полипы были загнаны в глубокие недра планеты, все выходы из которых запечатали. Но Йитианцы смотрели не на два, а на сто шагов вперёд. Они активно изучали человечество из прошлого и увидели, что летающие полипы или то, во что они эволюционируют за миллионы лет, вырвутся из подземного плена и станут гибелью для всего живого, но и сами уйдут в небытие. После людей Землю унаследуют разумные насекомые. Йитианцы решили, что это им подходит и снова массово перенесли сознания во времени и пространстве в новые тела. Когда Земля будет доживать свой век эти пришельцы покинут ее уже навсегда.

Изначальные хозяева планеты (старейшины) уже задумались о том, чтобы поискать себе новый дом на бескрайних просторах галактики. Могущественные враги, вкупе с изменяющимся климатом, сделали для них Землю не столь желанной. Однако же за многие тысячи лет старейшины деградировали и уже не могли совершить межзвездный перелет. Так что они тоже на ней застряли. Ключ к спасению старейшины нашли в усовершенствовании шогготов. Они и так их постоянно улучшали, а теперь ещё добавили побольше смышлености, чтобы те могли эффективнее противостоять любым врагам. Вот только это была роковая ошибка. Шогготы подняли восстание и уничтожили оставшиеся на суше оплоты цивилизации старейшин. Осталось ли что-то от данной расы под водой доподлинно неизвестно. Шогготы оказались изолированы глубоко подо льдом в Антарктике. Ми-го тоже со временем ограничили свое пребывание на Земле лишь сетью тайных баз для сбора ресурсов, возможно проведения каких-либо экспериментов. Летающие полипы заперты глубоко под землей, а раса Йит пребывала уже совсем в другом времени и других телах. Так уж вышло, что все монстры ушли в тень и на смену им пришли люди.

Взаимодействие с людьми

С древности человечество знало о тех или иных древних. Кого-то возводили в ранг богов и поклонялись им, например, Дагону. В некоторых случаях просто воздерживались от посещения особых мест, поскольку считали их священными или проклятыми, например, тайных баз ми-го. Со временем люди позабыли об этом, сочли выдумкой. Вот только Великие Древние никуда не исчезли. На Земле все еще существуют множество тайных культов поклоняющихся кто Ктулху, кто другим Великим Древним. Используя древние знания некоторые люди даже освоили нечто вроде магии. Наиболее тесная связь сложилась между людьми и отпрысками Ктулху - глубоководными. Эти создания бессмертны или живут невероятно долго. Они создали под водой свою цивилизацию, во главе которой стоят Дагон и мать Гидра. Глубоководные заключили союз с отдельными представителями человечества. По всей видимости для увеличения своей популяции, так как главным условием стали смешанные браки между представителями двух видов. В результате появились рыбомордые гибриды. Причём разительные отличия от человека могут проявиться лишь через несколько поколений, а ведь некоторые из них разъехались по всему миру, продолжая распространять свой рыбий род. Кто-то даже может быть не в курсе, что его предками были не только люди. Отдельные гибриды полностью принимают свою истинную природу и уходят к собратьям в морские пучины.

Знакомство с отцом жанра космического ужаса Лавкрафтом

Иные пришельцы мимикрировали в человеческое общество, маскируясь под людей. Кто-то способен воссоздавать человеческие тела, а другие просто берут тех или иных людей под полный контроль. По-хорошему здесь не помешала бы пара агентов в черном с нейролизаторами, но они, к счастью или к сожалению, не имеют отношения к данной вселенной.

Тот самый знаменитый нейролизатор

Хронология литературных источников

Приступая к чтению Мифов Ктулху следует понимать, что это не экшен. Здесь нет перестрелок, фехтования на мечах и шинковки ксеносов на мелкие кусочки. В этих книгах акцент сделан на погружение в тайны, постоянное нагнетание, саспенс и страшную правду, от которой лучше держаться подальше. Есть элементы детектива, присутствует драма. И удовольствие от чтения получит тот, кто это понимает.

Исходя из вышесказанного думаю сразу понятно какая из картинок ближе по духу к творчеству Лавкрафта.

Этап 1: знакомство

  • Дагон;
  • Зов Ктулху;
  • Хребты безумия;
  • Морок над Инсмутом.

Этап 2: погружение в Мифы (расширение картины мира)

Инопланетяне:

  • Шепчущий во тьме;
  • Ночное братство;
  • За гранью времен;
  • Врата серебряного ключа;
  • Цвет из иных миров.

Внешние боги

  • Ужас в Данвиче;
  • Случай Чарльза Декстера Варда;
  • Грезы в ведьмином доме;
  • В склепе;
  • Сомнабулический поиск неведомого Кадата.

Йиг: Ужас от Йига.

Воплощение в настольном мире

Как ни странно творчество Лавкрафта обширно представлено в настольном мире. Можно даже увидеть целые полки игр исключительно по данной тематике. Есть немало хороших, интересных настолок, но во многих случаях им не хватает контента, так что почти все они зависимы от допов и финансовых вливаний.

Отдельно хочется отметить, что в некоторых играх вы будете месить лавкрафтианских монстров налево и направо. Это далеко от духа оригинала, но, в конце концов, никто не мешает добавить драйва в эту вселенную, если вам так захотелось.

Особняки безумия

Знакомство с отцом жанра космического ужаса Лавкрафтом

Игра «Особняки безумия», пожалуй, ближе всех приблизилась к духу оригинала. Помимо настольных элементов для нее нужен телефон или планшет с игровым приложением, которое отвечает за погружение в историю, структуру каждой миссии, подсчитывание урона и т.д. Удобная штука, хотя требует времени, чтобы разобраться как работает эта система, а также может сбивать тех, кто хочет хотя бы на время игры забыть про гаджеты.

Игроки выступают в роли сыщиков и должны закончить миссию. Цели могут быть самыми разными, некоторые сценарии напрямую адаптированы из романов Лавкрафта, за счёт чего сильна сюжетная составляющая и погружение в историю. Они сильно отличаются друг от друга, но многие из них доставят массу эмоций, например, побег из Инсмута. Есть система безумия, любой игрок при неблагоприятных обстоятельствах может сойти с ума и саботировать миссию, так что приходится поглядывать в оба глаза за своими сопартийцами. Главный минус - почти нет стимула перепроходить миссии, а их в коробке, не так много. Иными словами мало, но насыщенно.

Непостижимое

Знакомство с отцом жанра космического ужаса Лавкрафтом

Игра с тайным предателем, где вы пассажир корабля (у каждого есть своя уникальная способность, набор вещей), а цель доплыть до конца маршрута. У предателя (предателей) же задача помешать этому, действуя скрытно или напрямую. Нужно постоянно отбиваться от глубоководных, а также решать различные кризисы. В игре предстоит много общаться, вырабатывать общие решения. Есть система лидеров, они могут меняться в зависимости от обстоятельств. Причём лидер (капитан) может оказаться предателем. Любого подозрительного игрока можно отправить в карцер, хотя есть риск попасться на провокацию предателя и посадить не того. Кризисность - самое классное в этой игре. Невозможно решить все проблемы, приходится взвешивать все за и против. Вы будете постоянно ходить по лезвию бритвы, иногда для того, чтобы хорошие парни/девчата проиграли даже не требуется «помощь» предателя.

Древний ужас

Знакомство с отцом жанра космического ужаса Лавкрафтом

Игроки снова сыщики. Только теперь местом действия стал весь земной шар. Нужно выполнить основной квест (остановить Великого древнего), попутно закрывать порталы с монстрами по всему миру, участвовать в событиях, прокачивать персонажа. Порой бывают интересные повороты. Можно рискнуть и заключить сделку с «дьяволом», чтобы «выйти сухим из воды». Но в будущем это может аукнуться ещё большими проблемами. Один из самым драматичных исходов, если сделка срабатывает вновь и вы, например, оказываетесь принесены в жертву другим игроком. Вообще игра про страдания. Приходится тщательно подбирать команду, чтобы умения персонажей грамотно сочетались друг с другом. Есть шкала безысходности, если она опустится до нуля, то пробудится Великий древний (в базе Ктулху, Азатот, Йог-Сотот, Шуб-Ниггурат). Но если победить его, то настанет счастливый конец. Ни разу не лорно, но бывают весьма эпичные эпизоды, когда вырываете победу в самый последний момент.

Игра песочница и события чередуются разные, хотя сами миссии все же не настолько яркие как в «Особняках безумия». Но наполнения все-равно надолго не хватает, поэтому игра весьма требовательна к дополнениям.

Другие игры

Усложненный вариант Древнего ужаса. Если вы уже далеко не новичок или просто не боитесь сложных правил, то игра должна понравиться даже больше чем ее более казуальный аналог.
Усложненный вариант Древнего ужаса. Если вы уже далеко не новичок или просто не боитесь сложных правил, то игра должна понравиться даже больше чем ее более казуальный аналог.
Схожа с предыдущими версиями, но гораздо миниатюрней и построена исключительно на карточном движке. 
Схожа с предыдущими версиями, но гораздо миниатюрней и построена исключительно на карточном движке. 
Кубомет, разнос монстров с минимальной привязкой к лору. В целом простая и веселая игра.
Кубомет, разнос монстров с минимальной привязкой к лору. В целом простая и веселая игра.
Игра на контроль территорий с с максимально отличными друг от друга фракциями. Разные Великие Древние сходятся в эпичной схватке и человечеству тут не место. Дорого, очень дорого, хотя миниатюры красивые и их много. Есть дуэльная версия.
Игра на контроль территорий с с максимально отличными друг от друга фракциями. Разные Великие Древние сходятся в эпичной схватке и человечеству тут не место. Дорого, очень дорого, хотя миниатюры красивые и их много. Есть дуэльная версия.

Заключение

Лавкрафт создал собственную мифологию, хотя самым запоминающимся образом был и, пожалуй, остается Ктулху. Правда эта мифология словно лоскутное одеяло, сотканное из разных кусков, в ней сложно находить взаимосвязи, многие элементы автономны и не ощущаются как часть общего целого. Лавкрафт был сосредоточен на самобытных историях, тренд на создание своих миров тогда ещё был не настолько в моде. Он подготовил фундамент, из которого потом многие возьмут кирпичики для собственных вселенных.

102
4
1
1
86 комментариев