Египетские боги: где их God of war?

Египетские боги: где их God of war?

Египетская мифология всегда была в тени своей греческой «соперницы». Эллинских богов и героев использовали в играх вдоль и поперек (God of war 1-3, Titan quest, Assasin creed: Odyssey, Hades 1-2, Immortal fenix rising и др.). Та же участь, со временем, постигла и суровый мир скандинавских саг (Rune, God of war, Assasin creed: Valhalla, Valheim и др.). Игровая индустрия в поисках свежих идей продолжает оглядываться в прошлое - за вдохновением или даже за прямыми заимствованиями. Но куда же смотреть, снова на Грецию? А почему бы не взглянуть в сторону Древнего Египта? Египетскую мифологию в игровой индустрии, как-будто, ещё не освоили в полной мере. И хотя есть весьма интересные проекты по данному сеттингу (Age of mithology: retold или Assasin creed: Origin), думаю, что потенциал у него куда больше. Предлагаю вместе окунуться в мир песков, пирамид и фараонов и разобрать, что в нем, собственно, такого интересного и еще не распробованного.

Сотворение мира

А с чего все началось в египетской мифологии? Это не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Есть множество версий мифа о сотворении мира. Дело в том, что для Египта изначально характерно различие в религиозных культах в зависимости от конкретной местности, так что представления о богах переодически расходились между собой, но при этом спокойно сосуществовали в головах у людей. Кроме того многие города по мере возвышения пытались пропихнуть своего локального божка на вершину божественной иерархии, что подвергало условный канон «мягкому перезапуску». Да и в целом теологическая мысль не стояла на месте и жрецы шли в ногу со временем, адаптируя старую историю на новый лад. Рассмотрим три версии мифа о сотворении мира, на примере которого мы увидим как развивалось представление египтян о богах.

Версия жрецов города Гелиополь

В начале времён был лишь хаос (нун), а именно, водная пустыня в беспросветной тьме. Спустя тысячи лет в этом пространстве родился первый бог - Атум, что создал изначальную сушу. В этом кратком синопсисе уже можно отметить ряд интересных деталей.

  • Во-первых, Нун являлся потенциалом, что содержит в себе все сущее в «спящем состоянии», Атум же - стал первой формой, которую принял хаос, чтобы осознать себя.

  • Во-вторых, появление первых форм жизни в океане и постепенный ее выход на поверхность, по мере появления суши, действительно имело место в реальной истории (нун как хаотическая смесь элементов, из которой все возникло).
  • В-третьих, океан может символизировать бессознательное, из которого рождается сознание, что приняло форму.

Версия жрецов города Мемфис

В этот раз верховный бог (Птах) усилием воли вылепил себе тело из земли и воплотился как бог. Что на уме, то и на языке. Стоило новому богу о чем то подумать и произнести вслух, как это тут же воплощалось. Первым делом он создал себе помощника - небезызвестного нам уже Атума, а тот уже действовал по воле нового верховного бога. А чтобы не было скучно Птах придумал себе ещё супругу (богиню войны Сехмет) и сына (бога растительности Нефертума). Любопытно, что имея возможность нафантазировать себе жену - богиню красоты, он вместо этого создал себе богиню войны. Видимо Птах искал себе не музу для вдохновения.

Не в первый и не в последний раз египетские жрецы изменяли иерархию богов, возвышая новых и принижая старых.

Несколько мыслей по данной версии:

  • Птах как метафора самозарождающейся жизни из неживой материи (земли) - так называемый абиогенез;
  • Творение мира не руками, а через разум и слово (в той же библии «в начале было слово»). Данная концепция также получит развитие в идее веры во всемогущество истинного имени, что, кстати говоря, очень активно используется современными и не очень авторами, например, во вселенной Warhammer 40000, где таким образом можно подчинить демона. Также это основа для магии в египетской мифологии.

Версия жрецов города Гермополь

Более поздняя версия мифа о сотворении мира связана с возвышением культа солнца. Его последователи пытались поставить во главу угла именно свое божество (Ра - бог солнца). В данной интерпретации в первоначальном хаосе боролись силы разрушения (мрак, ночь, пустота и другие) и созидания, среди которых был и Амон (непостижимый разумом), чей культ позже тоже возвысится. Термин «непостижимый» как бы намекает, что истинная творящая сила всегда остается невидимой и таинственной. В результате боги созидания сформировали яйцо и принесли его на изначальный холм (огненный остров), где вылупился Бог солнца Ра.

Бог Солнца Ра (соколу как царь птице поклонялись с древнейших времён)
Бог Солнца Ра (соколу как царь птице поклонялись с древнейших времён)

В этой версии мифа ни один бог не является всемогущим. Первоначальные стихии помогли Солнцу родиться, а оно осветило и упорядочило уже подготовленный для этого мир.

Ра вобрал в себя все предыдущие версии богов Солнца, коих набралось уже немало (например, Хепри - скарабей). При этом их культы остались существовать в виде ипостасей Бога Ра.

Версия жрецов города Фивы

В этот раз теологическая мысль пошла ещё дальше. Амон теперь абсолютное первоначало (потенциал) и он не создал солнце (Ра) как отдельное существо, а проявил в нем себя. Все предыдущие версии верховных богов сотворил тоже он. Таков результат слияния культов «Амона» и «Ра» в единое божество и попытка упорядочить все предыдущие версии мифа. Теперь абсолютным верховным божеством стал Амон-Ра. При это он в любое время может вновь разделится на две разные сущности. Подозреваю, что похожие муки творчества испытывают нынешние авторы «вымышленных вселенных», например, Варкрафта, где каждый новый злодей круче предыдущего, но его ещё надо умудрится вписать в действующий канон.

Что характерно, человечество появились из слез Ра, когда тот ещё только родился. Тем самым египтяне хотели показать, что творение этого бога может быть эмоционально и даже случайно (слезы пролелись непроизвольно). Это доказывает, что в человеке есть частичка божественного, причем не метафорически, а физически (вода и соли существенная часть нашего организма).

Век богов

Главная троица

Амон-Ра, также как и Птах, мыслит сердцем (считавшимся центром разума), а творит языком (словом). Это абстрактное творение. Так он подумал об идее супружества и материнства и появилась богиня Мут.

(Мут взошла на божественный пьедестал сравнительно поздно по меркам развития теологической мысли, поэтому ее облик часто отождествлялся с другими богинями, например, в ярости она принимала образ Львицы).

Верховный бог вступил в отношения со своей же собственной идеей в виде богини Мут. От этого союза появился Хонсу (бог Луны и времени).

Хонсу (вольная вариация Марвел)
Хонсу (вольная вариация Марвел)

Данный бог символизировал цикличность дня и ночи, как бы дополняя своего отца - бога Солнца. По своей сути он целитель, местами даже дипломат (благодаря отождествлению с другим богом Тотом), что сильно отличает его образ от придуманного в комиксах про Лунного рыцаря от Марвел.

Бог мудрости Тот 
Бог мудрости Тот 

При этом втроем Амон-Ра, Мут и Хонсу составляли фиванскую триаду, так сказать, главных богов египетского пантеона (отец, супруга и сын). К тому же это делало богов ближе к людям, ведь им тоже свойственно продолжение рода вполне естественным образом без разного рода волшебства.

Данная троица стала надстройкой над уже столетиями сформировавшимся в Египте пантеоном, жрецам осталось связать их воедино.

Пантеон богов

Амон-Ра силой мысли и слов создал создателя этого мира из более ранней редакции египетского канона - Птаха. А дальше все по накатанной. Все основные мифы слились в один. Выходит следующая структура:

Фиванская триада:

Амон-Ра (супруга Мут и сын Хонсу) - создает Птаха.

Мемфиская триада:

Птах (супруга Сехмет и сын Нефертум) - создает Атума;

Великая девятка богов:

Атум изрыгает из себя новое поколение богов - Шу (Бог ветра и воздуха) и Тефнут/Маат (богиня мирового порядка). С этого времени заканчивается эпоха непорочного зачатия среди богов, и они начинают объединяться в пары. Родилась очередная божественная пара - Бог Земли - Геб и богиня неба - Нут. Боги во главе с Ра живут в созданном им мире, разделяя его с людьми. Складывается система, что поддерживает жизнь и баланс на земле.

Каждый день Ра везет по небу на небесной ладье солнечный диск с востока на запад, после чего продолжает свое ежедневное путешествие в Дуате - мире мертвых. Пока солнце в ином мире, оно исчезает с небосклона и наступает ночь. В конце пути на Ра может напасть мировой змей Апоп (олицетворение хаоса).

Египетские боги: где их God of war?

При этом Апоп - это не тот изначальный хаос, из которого появился порядок, а Исефет - хаос, что хочет его разрушить. И он нужен Ра. С ним Ра не просто «светит» - он побеждает тьму. Цель порядка не уничтожить хаос, а поддерживать хрупкое равновесие с ним. Постоянная угроза в лице Апопа гарантирует, что порядок, основанный на верховной власти Ра, будет вечным. Быть может именно поэтому Бог Солнца никогда не добивает уже поверженного противника, даже если может. После победы верховный бог выходит из мира мертвых и солнце как бы снова воскресает (в случае поражения наступает затмение, но Ра в конце концов всегда одерживает верх). Подобный цикл повторяется изо дня в день.

Между тем главная угроза священному порядку исходит вовсе не от Апопа, а от людей. Их попытки восстания легко пресекаются, но между тем, человечество тоже часть этого порядка. Если они попытаются выстроить иной порядок, отличный от данного Богами, то все может закончиться очень плохо. Ведь люди через молитвы и жертвы предоставляют силы богам, в том числе Ра для борьбы с Апопом, а боги дают взамен защиту от хаоса, урожай, предсказания будущего. Именно поэтому среди смертных ценятся не герои, авантюристы и смутьяны, а гаранты порядка - фараоны, отчасти жрецы. Но до фараонов мы ещё дойдем, а пока от союза Геба и Нут рождаются ключевые для египетской мифологии персонажи - Осирис, Сет, Исида и Нефтида, они же замыкают, так называемую, Великую девятку Богов.

Египетские боги: где их God of war?

Основной конфликт

Даже боги не вечны на земном престоле. Оно и понятно, ибо как иначе стали бы править фараоны. Силы Ра угасали, и он вознесся на небеса, продолжая царствовать оттуда. Но земной трон передал Гебу, а после наследовал Осирис как его старший сын. Он был отличным правителем, но, как это часто бывает, младший брат - Сет (бог ярости и песчаных бурь) обманом погубил его, а престол забрал себе.

Меж тем ни Ра, ни другие старшие боги не спешили наказывать Сета за его злодеяния. Они лишь взяли на себя обязательство защитить ребенка Исиды и Осириса - Хора (Гора). Подобный поворот намекает, что богов (в первую очередь тем, что уже на небесах) мало интересуют вопросы справедливости до тех пор пока соблюдается божественный порядок в глобальном масштабе. Они в первую очередь прагматики и им нужны как Сет, так и Гор, у каждого из них было свое предназначение.

В этой истории все закрутилось в духе бразильских или турецких сериалов. Дело в том, что супруга и сестра Сета - Нефтида провела ночь с Осирисом. Он перепутал ее со своей женой (в дело вмешалась магия) и вот у него уже внебрачный сын - Анубис.

Впрочем судя по некоторому сходству Сета и Анубиса есть ощущение, что отцом Осирис на этот раз всё-таки не стал. Тем не менее, опасаясь гнева вспыльчивого мужа, Нефтида оставила младенца в камышах, где его нашла и взяла на воспитание Исида. Анубис быстро возмужал и помог приемной матери в поисках тела Осириса. После долгих мытарств они смогли достойно похоронить мужа и отца путём создания первой мумии. Именно поэтому Анубис бог погребальных обрядов, защитник гробниц и душ в мире мертвых (как мы видим со своей задачей он не справился, так как большую частью гробниц и пирамид уже разворовали, причём некоторые грабители это делали ещё в разгар эпохи фараонов).

Меж тем Гор рос и был все ближе к борьбе за власть и местью Сету. Исида старалась увеличить шансы своего сына на победу в этой схватке, а потому шантажом вызнала истинное имя Ра и заставила верховного бога отдать свое Око, артефакт, обладающий огромной мощью.

Бой Сета и Гора
Бой Сета и Гора

Заручившись таким оберегающим глазом, Гор попытал счастья в бою с Сетом. Но толи противник оказался слишком мощный, толи Око предназначалось вовсе не для этого, но Гор проиграл, а артефакт разбился на множество осколков.

Не без помощи бога мудрости Тота, Око восстановили, и Гор нашел ему применение совсем в другом месте. До конца не ясно каким образом, но Гор с его помощью воскресил отца - Осириса. По всей видимости артефакт божественной мощи в руках Гора обрел целительную, даже воскрешающую силу. Так или иначе Осирис вернулся, но он уже стал нечто большим. Его прежняя земная форма и роль были исчерпаны. Между тем в отличие от неба и земли, должность владыки загробного мира до сих пор оставалась вакантной. Осирис стал живым царем в мире мертвых и навел там порядок, перед этим не забыв благословить Гора на продолжение борьбы с Сетом за власть (история с воскрешением Осириса во многом отражение полевых работ египтян, где все начинается со срезания колосьев и заканчивается всходом урожая).

Осирис
Осирис

Царство мертвых

Египтяне были зациклены на теме смерти и последующей жизни. Этот факт пронизывает всю их культуру, мифологию и архитектуру. Они считали, что у каждого человека 5 «душ»:

  • рен (имя) - чтобы присвоить статую другого фараона себя достаточно стереть на ней чужое имя и вписать свое, внешнее сходство не так важно;
  • ба (жизненная сила) - уходит из человека после смерти и возвращается после изготовления мумии (грабители пирамид уничтожали мумию, чтобы она им не отомстила);
  • ка (двойник) - образ человека, живущий в сознании других людей (если живые не совершат все необходимые обряды именно ка покойного как неупокоенный дух будет преследовать живых);
  • ах (глаз) - дар, с помощью которого можно видеть и чувствовать в мире мертвых;
  • шуит (тень) - по всей видимости имеется нечто более сложное, чем просто тень, но египтологи пока затрудняются сказать наверняка.

Настольной книгой каждого уважающего себя египтянина была книга мертвых. После смерти человек попадал в особое измерение, где без знаний о том, как зовут того или иного бога или существа, можно даже не надеяться на успех. Бог Анубис помогал умершему добраться до места суда, где избранные боги во главе с Осирисом решали его судьбу (Великий чертог двух истин).

Перышко как некое мерило справедливости. Если сердце человека перевесит, значит, его съест чудовище Аммат, на равных - попадёт в поля Иару, будет легче - получит категорию вип.
Перышко как некое мерило справедливости. Если сердце человека перевесит, значит, его съест чудовище Аммат, на равных - попадёт в поля Иару, будет легче - получит категорию вип.
Аммат - чудовище, что пожирает души людей
Аммат - чудовище, что пожирает души людей

Поля Иару - это некий аналог рая, но жизнь там внешне мало чем отличается от земной. Фараоны и знать смогут жить припеваючи, без тревог и забот, а слуги будут исполнять все их прихоти. Все прочие, например, рабы, собирающие урожай, больше не будут уставать, их новая жизнь станет гораздо легче. Для них поля Иару - это место идеального труда. Что характерно забытые и умершие боги тоже попадают в Дуату, но пребывают в отдельном от людей месте.

Возвышение Гора

Гор, преисполненный веры в порядок и справедливость, возобновил борьбу с ненавистным Сетом. Длилась эта война многие десятилетия, и боги на небесах призвали решить все дело миром. По результатам божественных испытаний планировалось выявить лучшего кандидата. Хитрили с обеих сторон, но по итогам победил Гор. Вот только Сет не желал мириться с таким исходом и пригрозил, что присоединиться к хаосу (по всей видимости змею Апопу и прочим порождениям тьмы), если его не признают владыкой земли. Конфликт зашёл в тупик, но его неожиданно разрешил Осирис. Он поддержал кандидатуру сына на выборах главы земного царства. Более того намекнул, что теперь он самый могущественный бог, ибо властен над вечностью и все рано или поздно окажутся в мире мертвых. С таким аргументом было сложно не согласится и боги признали Гора владыкой земли. Сета же Ра взял под свое крыло и предоставил ему место на ладье вечности, где бог ярости и бурь мог бы помогать в борьбе с силами хаоса.

Долгие годы Гор правил земным царством, пока время не взяло свое. Он передал власть по наследству своим сыновьям, что стали правителями и ознаменовали новую эпоху - век фараонов. Ныне они поддерживают божественный порядок, установленный Ра. Гор же присоединился к свите верховного бога на ладье вечности.

Другие боги

Помимо уже названных, пантеон древнеегипетских богов насчитывает ещё множество других божеств разного калибра. Вот некоторые из них:

Бастет

Кошки очаровали не только современных людей, но и древних египтян, как только они их одомашнили, так что появление нового бога стало лишь вопросом времени. Принимая во внимание с какой частотой рожают кошки, новоиспеченное божество (богиня Бастет) стало отвечать за беременность и защиту от злых духов. Есть множество версий о ее месте в пантеоне богов, но предлагаю остановиться на следующей. Богиня Бастет - это одна из ипостасей праметери Мут (супруги Амона-Ра), наряду с Сехмет - львицей и богиней войны). При это ипостась Мут в лице Бастет вступает в самостоятельные брачные отношения с Анубисом. А от этого союза собаки и кошки родился, как ни странно, лев (бог Маахес).

Египетские боги: где их God of war?

Себек

Египетские боги: где их God of war?

Египтяне во многом обязаны развитию своей цивилизации реке Нил. Она кормила их и нашла свое отражение в лице бога Себека. Он родился из Нуна и представляет собой стихию воды, которая может быть не менее яростна чем песчаная буря, но в то же время способна подарить урожай и процветание. Себек вне конфликта Сета, Осириса и Гора, ему нет дела до божественного порядка, установленного Маат, данный бог лишь слепая сила, что действует в соответствии со своей природой. А выступает этот гигантский крокодил в мифах то как враг, то как союзник. Себека на поздних этапах пытались встроить в высший пантеон в ином качестве, но это уже совсем другая история.

Имхотеп

Египетские боги: где их God of war?

Имхотеп - выдающийся египетский архитектор, жрец, мудрец и целитель. Судя по всему гений своего времени. Египтяне не могли поверить, что такие свершения возможны без божественной сущности. Случай уникальный, ибо никто из смертных кроме фараона, не мог даже помыслить о таком статусе. Впрочем официально жречество объявило Имхотепа богом лишь после его смерти. Чудеса, что он творил обросли различными мифами. В итоге больше всего заслуг за ним признали в области медицины, так что Имхотепа стали считать богом целителем. В общеегипетском пантеоне ему выделили почетное место как сыну Птаха и Сехмет.

Игровые адаптации

На сегодняшний день идеальным проектом по древнеегипетской мифологии, на мой взгляд, был и остается Age of Mithology: retold.

Это стратегия в реальном времени, где нужно привести к победе одну из цивилизаций древности, используя при этом силу и уникальные улучшения богов из своего пантеона. Большая вариативность и возможность свести в бою египетских богов с греческими, скандинавскими или даже китайскими/японскими является раем для любителей мифологий. Но на этом более менее современные игры по данному сеттингу, собственно, закончились. Assasin creed: origin вышла в уже далеком 2017 году и в настоящее время порядком устарела.

Египетские боги: где их God of war?

Есть различные стратегии, где одной из фракций является Древний Египет, но в них не затрагиваются вопросы сверхъестественного.

Порой популярность того или иного сеттинга строится на трендах. Скажем «выстрелил» в свое время сериал «Викинги» (примерно на 2018 год пришелся максимальный интерес к телепроекту). Аудитория уже прогрета, есть интерес ко всему скандинавскому, в том числе к мифологии. В игровом плане этот интерес закрепила игра “God of war” 2018 г. и теперь для разработчиков наиболее безопасным стало использовать именно такой проверенный сеттинг. Древнему Египту в этом плане повезло меньше. Его пик популярности пришёлся на фильмы «Мумия» 1999 г. и «Мумия возвращается» 2001 г., но те времена давно ушли в закат. Безусловно, игра сама может задать тренд на новый сеттинг, но это уже сложнее, далеко не каждый разработчик захочет так рисковать. Другое дело, что тренды тоже имеют свойство меняться, аудитория может просто устать от то и дело повторяющихся тем, особенно если их никак не развивают, поэтому новый сеттинг может оказаться как глоток свежего воздуха. Египетская культура довольно сильно контрастирует со скандинавской и действительно может оказаться тем самым глотком.

Уникальные механики

Ключевую особенность египетской мифологии подметили, как ни странно, в настольном мире. Как можно заметить различные боги отождествляются друг с другом, фактически заменяя одного другим (например, Тот и Хонсу). Иногда они образуют не только двойки, но и тройки и даже четверки (Мут-Хатхор-Сехмет-Бастет). Более того после завоевания Египта Грецией при Александре Македонском стали отождествляться некоторые боги из разных пантеонов (Тот-Гермес). Эту отличительную черту в настольной игре «Анкх» сделали одной из механик.

В данной настолке игроки выступают в качестве богов египетского пантеона. Веры на всех богов стало не хватать, так что между ними обострилась борьба за души людей по всему Египту. Победит тот, кто наберёт больше всех очков веры, но если никто не достигнет необходимого минимума, то все боги проиграют и победит атеизм.

Интересной особенностью стала возможность двум игрокам объединиться в одну команду, срастив двух своих богов в единое целое. Для баланса одним из таких игроков обязательно должен быть самый отстающий. Это сможет позволить ему вернуться в игру и даже побороться за победу. Подобное можно было бы реализовать и в рамках компьютерных игр. Скажем дать игрокам в управление этого объединенного бога, где один, например, будет отвечать за передвижение, а второй - за атаку (как танк в Batllefield). В плане сюжета здесь тоже есть место для творчества. От создания идеального бога до превращения в неестественную тварь, несущей угрозу всему живому. Также был бы интересен вариант в стиле Frostpunk, где игроки вынуждены были бы балансировать между фанатизмом и прагматизмом, где один из путей мог бы как раз привести Египет к атеизму либо иным исходам.

Заключение

Кино и сериалы застряли в образах «проклятых мумий» и пока не готовы к полноценному переосмыслению, так что на них надежды мало. Египетская мифология играми все ещё не раскрыта, возможно, она ждёт свою «God of war». Интересно, кто первым изловчится адаптировать этот непростой, но богатый сеттинг в успешный игровой проект🤔

14
4
1
21 комментарий