Мошенники успешно перекочевали в отечественное приложение MAX.
Судя по сводкам МВД и региональных СМИ, криминальные схемы «обкатывают» MAX быстрее, чем туда приходят новые пользователи. Уже зафиксированы крупные хищения:
14 августа жительница Курска лишилась 444 000 рублей: злоумышленники звонили от имени госорганов и были посредниками в переводе средств. Один подозреваемый уже задержан в Ростовской области.
17 августа: 70-летняя жительница Петербурга потеряла около 2,5 млн руб. В Ростове-на-Дону обманут 12-летний школьник почти 1 млн рублей.
20 августа в Екатеринбурге зафиксированы два случая с ущербом в 600 000 и 350 000 рублей.
Сами звонки совершались не через приложение MAX, а по обычной мобильной связи. Далее злоумышленники убеждают абонента «подключить» национальный мессенджер и «активировать дополнительную защиту», после чего запрашивают одноразовый код из СМС — на деле это код от Госуслуг.
Мошенники объясняют это тем, что MAX якобы является государственным мессенджером и тесно связан с Госуслугами. Так они обосновали связь между действиями в приложении и сообщениями от государственных систем.
Фактически портал «Госуслуги» еще не интегрирован в Max, но планируется осенью этого года.
МВД также предупреждает о новой схеме — аренде аккаунтов MAX. Владельцам предлагают 10–15 долларов за временный доступ, чаще на это откликаются школьники и студенты. Далее злоумышленники используют полученные аккаунты для мошеннических операций.
Несмотря на всё это, в МВД подчеркнули, что MAX «обеспечивает повышенную степень защиты от преступных посягательств по сравнению с зарубежными аналогами».
Что имеем в итоге:
Блокировка аудиозвонков в WhatsApp и Telegram, по официальной версии, должна была ограничить мошенников. На деле же он дал преступным группировкам больше преимуществ, так как россияне теперь вынуждены чаще пользоваться сотовой связью, а MAX заявлен как национальный мессенджер с перспективой интеграции с Госуслугами.