ЮныйСозерцатель

+199
с 19.03.2025

Ищу себя, познаю мир. Делюсь впечатлениями от разного рода вещей, прежде всего от музыки

10 подписчиков
1 подписка

Мне тоже было приятно с вами беседовать, спасибо за уделённое время!

1

Давайте вспомним, сколько "интересных" работ про школьниц написал nanashi, автор "Нагаторо", перед самой мангой

Вспомнили? А теперь вопрос: Должны ли мы из-за этого воспринимать и Нагаторо через эту призму?

Пожалуй, мы как минимум имеем на это право в начале ознакомления, но если вдруг оказывается, что такая перспектива неуместна - ее стоит сменить на что-то более подходящее. Так и оказывается: Нагаторо - это, внезапно, не хентай про школьниц и свиней, или чего там нанаши еще рисовал. Не интереснее ли воспринимать всякое произведение без предрассудков, или хотя бы минимально предвзято, насколько возможно?

Именно это и позволило мне в "Путешествии девочек" увидеть что-то еще помимо милых девочек, их милых разговоров и милой дружбы. Это не значит, что я отрицаю их наличие в манге - вовсе нет. Просто помимо этого есть что-то еще, о чем мы с вами дискутируем. Вы, в свою очередь, отыскать это "что-то" не смогли, или не захотели. Так что ваш совет мне представляется весьма вредным, ибо, если ему следовать, опыт чтения и просмотра рискует обедниться

Можно пофантазировать и представить, как Родион идет хоть дворником рабоать, "коль нужда приспичит". А можно вспомнить сам роман, где Разумихин, друг Раскольникова, предлагал ему конкретную работу - переводы, от которой Родион, как известно, благополучно отказался. В любом случае, Раскольников работать не пошел, в силу как раз таки его увлечения "идеей", то есть философией "тварей дрожащих и прав имеющих"

Если вам, как "человеку", хочется произведений "про людей", то попробуйте "Тошноту" Сартра почитать, или "Постороннего" Камю - интересно, найдете ли вы их "третьесортными". В обоих этих книгах главными героями являются молодые люди, вполне себе живые и даже здоровые, но испытывающие, скажем так, проблемы с тем, чтобы "нормально существовать". В одном случае на героя находит "тошнота", когда он слишком отчетливо ощущает и осознает бытие, свое и окружающего мира, и в наибольшей степени его беспокоит в этой связи тот факт, что пусть даже он совершит самоубийство - тело его останется "существовать", и эта мысль его преследует и не дает покоя всю книгу. Артур Мерсо же, герой Камю, в соответствии с названием книги, чувствует себя "Посторонним", отчужденным от всего мира, о чем свидетельствуют его реакции и на смерть матери, и на, впоследствии, оглашенный в его адрес приговор о смертной казни

Что я хотел этими примерами сказать, так это то, что необязательно помещать персонажей в хорошо проработанное Лимбо, чтобы через их историю исследовать вопросы бесцельности и безнадежности - этого в достатке, а порой и в избытке и в нашей, существующей реальности

И я, простите мне мою недалекость, никак не могу понять, каких именно образов и наполнения вам не хватило в "Путешествии". Лора мало, что ли? Нужно было в красках расписать, как именно мир полетел в труху и докатился до такого плачевного, уныло-серого состояния?
Могу, конечно, понять, это добавило бы зрелищности, многим это нравится. Но по мне, так чрезмерная детализация мира подпортила бы метафоричность всей истории. В "пустом" сеттинге этой истории становится проще передать ощущение этого самого небытия, не говоря при этом напрямую, мол: "А ДЕВОЧКИ ТО УЖЕ УМЕРЛИ, ЭТО ИХ ДУШИ, ЭТО ЗАГРОБНЫЙ МИР, ТЕПЕРЬ ИМ РАЗРЕШАЕТСЯ ДУМАТЬ О ВЕЧНОСТИ И ВСЯКИХ ПРОЧИХ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ШТУКАХ, ПОТРЕБНОСТИ ТО НИЗМЕННЫЕ ТЕПЕРЬ УДОВЛЕТВОРЯТЬ НЕ НАДО!"

Про цель: едут Ти и Ю на самый верхний уровень, потому что им так завещал дедушка в одной из глав, и потому, что больше им ехать некуда, ибо старый дом, предположительно, был уничтожен в ходе конфликта, на что есть намеки как раз в этой флешбек главе(сборища вооруженных людей и техники). "Мало деталей" - скажете вы. "Пожалуй" - соглашусь я, да только и без этих деталей, с известной долей условности, можно воспринимать историю и резонировать с ней. Если для вас это является непосильным усилием, и вы не желаете этим заниматься, это еще не значит, что произведение "плохое", чисто "картинка про лесбо-девочек без наполнения". Нередко чрезмерная конкретика в искусстве - есть пошлость

Видимо, ваш утилитаристский, материалистичиский подход не позволяет принять авторский концепт "Путешествия" как условность, поэтому вы так яро настаиваете на "выживаче"

Похожим образом люди негодуют по поводу "Преступления и наказания" Достоевского, ибо, "почему этому дегенерату Родиону хоть раз в голову не пришло работать пойти, вместо того чтоб старушек топором хреначить?" Да потому что книга совершенно не об этом

Так же и здесь: Манга называется не "Последнее выживание девочек", а "Последнее путешествие девочек", и оно именно про путешествие по опустошенному, лишенному смысла и надежды миру, в котором главные героини за всю историю буквально на пару человек натыкаются. Отчасти, кстати, хотя это не так уж и существенно, они, путешествуя, как раз таки и выживают, поскольку паек не бесконечный и приходится искать новые запасы

В Союзе Серокрылых проблематика другая, там поднимается вопрос совести, вины и самопрощения. Хотя даже так, Неизвестность в виде "Дня полёта", который предстоит каждому серокрылому, некоторых персонажей так же гложет и волнует, равно как и неизвестность происходящего с миром и судьбы Ти и Ю волнует их в "Путешествии"

В целом, я понял ваш тейк про "выживание", но, повторюсь, манга совершенно не об этом. Ваше право воспринимать произведение через столь "прагматичную линзу", но мне не кажется, что она здесь уместна

И да, самое главное: я все ещё жду ваши аргументы по поводу "лесбиянства"!

Вы говорите. что в "Путешествии" все неадекватны потому, что их поступки лишены смысла. В чем, по вашему, должно заключаться мерило этого смысла, равно как и его источник?

Мир, который автор изображает в своем произведении - это мир постепенно приближающегося Ничто, ибо все вокруг, и человечество, и природа, все угасает. Бог как категория в манге присутствует, в одной из глав девочки говорят об этом, однако не похоже, будто бы Ти и Ю были набожными. То есть спастись от неминуемо приближающегося небытия(которое, к тому же, еще и осознать надо, тогда как у девочек это ощущение чего-то непоправимого скорее подсознательно большую часть истории присутствует) через Бога - не вариант. Девочки же, опять таки, скорее автоматически, ибо "что еще делать?", выбирают путь маленьких радостей и утверждения жизни через них и дружбу друг с другом. Очевидно, это далеко не самая феноменальная идея в философском или художественном смысле, но притягательность исполнения, тем не менее, подкупает

Камю и Сартр исследовали в своих произведениях такие проблемы, как "обреченность человека "жить", самоубийство, абсурдность бытия и другие. Признаюсь, сам знаком с их трудами достаточно поверхностно, но даже так мне удалось усмотреть некоторые параллели между их идеями и переживаниями Ти и Ю(в большей степени первой) по поводу окружающего мира и собственного положения

Вас, насколько могу судить, проблема абсурдности, бессмысленности бытия мало волнует, хотя конкретно в этом никакой проблемы нет. Повторюсь, во мне вызывает неприятие именно ваше стремление свести на нет художественную ценность и самобытность произведения, потому вы в нем не смогли и не хотите усмотреть ничего достойного

Более того, выборочность, с которой вы отвечаете на мои претензии заставляет задуматься о состоятельности данной дискуссии

Спасибо за примеры. Сам с представленными вами тайтлами не знаком, хотя, конечно, наслышан про "Мастера муси" и "Пун-пуна". Не знаю, правда, насколько последнего можно отнести к "типичным слайслам", но пусть

Касательно тезиса о "раскрытии темы безысходности", тут, имхо, спорно. В другой ветке уже привел пример второстепенных персонажей картографа и летчицы, которые в условиях одиночества и увядания мира находят смысл существования в вещах, которые сами по себе мало что значат(Составлять карты для кого? Строить самолет и лететь на нем куда?), а после у них вновь происходит облом...

И мне кажется автор правильно решил оставлить этих героев именно в момент их абсолютного разочарования, когда карты разлетаются по ветру, а остатки самолета догорают в огне. Упорный труд, обреченный уйти в пустоту - это болезненный опыт, который автор дарует читателю, чтобы тот сам через катарсис нашел ответ на волнующие его вопросы

Да и в целом я вижу историю Ти и Ю как большую метафору на человеческую жизнь, в которой ключевой истиной и, по совместительству, главным источником этой самой "безысходности", является неизбежность смерти. Мир вокруг героинь умирает(или перерождается, если вспомнить встречу с таинственными существами, но сути дела это, честно говоря, не меняет), они же, скорее бессознательно, стремятся этот момент максимально отсрочить, направляясь к самому верхнему уровню, к самой вершине всей мировой конструкции. По достижению финальной точки наступает рефлексия на тему всего этого длительного путешествия, и мне кажется, ее квинтэссенсией стала именно приведенная в финале поста цитата: "Не знаю я! Ни как надо было поступить... Ни почему мы с тобой одни в этом мире... Ничего я не знаю, но... Хорошо же было жить?"

Другими словами, несмотря на опустошительный холод, бесконечные невгоды, разруху, грусть и тяготы этого мира, жизнь все же стоила того, чтобы быть прожитой

1

Ваша трактовка тайтла как бессодержательной пародии на нечто философское, с наличием лесбо-отношений(теперь уже "скрытых"...), конечно, как и моя и любая другая, имеет право на существование, но, согласитесь, было бы неплохо свою позицию подкреплять чем-то, кроме неуместных аналогий с религией и атеизмом

В своем посте я не просто заявляю, что "манга очень глубокая, в нее заложены умные мысли", а привожу аргументы(постапокалиптичный сеттинг и небрежная рисовка как способ через визуал передать упадническое настроение; контраст этого самого увядающего мира и героинь, которые даже в нем стремятся и обнаруживают повод для радости; явно неслучайная отсылка на Шоппенгауэра, в конце-то концов)

Возможно, стоило в самом посте это тоже обозначить, но если вам вышесказанного мало, то вот еще один весьма существенный аргумент: второстепенные персонажи, вроде картографа или девушки-летчицы, которые несмотря на окружающую их разруху, тем не менее, обнаруживают для себя занятие, которое становится для них смыслом жизни(собственно, составление карт, которые впоследствии разлетаются по ветру, и постройка самолета, который, спустя месяцы работы, наконец взлетает и разваливается).

Чем вам не иносказательное исследование жизни в рамках философии абсурда?

Что же в свою очередь из контр-аргументов предлагаете вы? Тезис звучит так: "Последнее путешествие девочек - третьесортный продукт из категории "артхаУсных аниме", в котором философское содержание отсутствует". Чем вы это обосновываете? Примерами других тайтлов, в которых тема якобы яснее и лучше раскрыта. Вотэбаутизм, так это, кажется, называют

И бог бы с ним, но вы буквально просто назвали ряд тайтлов, а дальше "и так любому дураку понятно, чего тут еще раскрывать". Но допустим даже, что в этих тайтлах действительно посыл яснее и содержание присутствует в большем объеме, нежели в "Путешествии". Это, по вашему, автоматически должно означать, что их художественная ценность стоит несравненно выше? Развивая такую логику, легко прийти к выводу, что чем меньше в произведении художественной образности и иносказательности, и чем больше прямоты и объяснений - тем оно лучше. В том случае, если я, исходя из вашей риторики, пришел к ложным выводам - милости прошу исправить

Добавлю, что ваш гиперфикс на теме лесбиянства("скрытого") также начинает несколько напрягать, ибо вы и тут никаких аргументов, подтверждающих заявление, не подкрепляете. Это как раз и есть восприятие из разряда "мне кажется, автор имел в виду то-то"

Спасибо вам за прочтение, настоятельно рекомендую!

1

Или ещё лучше пример - "Яйцо Ангела". Тоже артхаос, тоже ничего не объясняют, сплошные абтракции и неясные образы. Можно и его с исекаем попробовать сравнить, обязательно третьесортным

Или Евангелион, который часто к артхаосу относят(последние две серии так точно). Вы его тоже поспешите в разряд посредственных записать в силу того, что "непонятно"?

А вообще на мой взгляд артхаос и не должен быть "понятным". Это как раз таки попытка зафиксировать чистую эмоцию через абстрактные образы. Это не басня, где вам в конце объясняют мораль. Если с вами оно не резонирует, и вы находите его бессюжетным мусором в жанре сёдзе ай - либо попробуйте вникнуть получше в произведение, либо пройдите мимо, но зачем пытаться дискредитировать выдумками про отсутствие сюжета, бессмысленность затрагиваемых философских тем и "женскую гомосятину"(за всю мангу и намёка нет, Ти и Ю лучшие друзья, но сексуального влечения друг к другу у них и в помине нет)