В конце лета в российский прокат вышло семейное приключение о школьнике Филе Динозаврове, который вместе со своей первой любовью неожиданно переносится в эпоху мезозоя. Мы поговорили с Никитой Погодаевым — супервайзером анимации на мультфильме. Он рассказал, как оживают динозавры на экране, будет ли у истории продолжение, с каких проектов лучше начинать молодым аниматорам и стоит ли нам всерьез готовиться к AI-революции.
Никита, что именно зацепило тебя в «Докторе Динозаврове»? Может, ты сам в детстве был фанатом динозавров?
Как и многие дети, я обожал динозавров — вся полка была уставлена энциклопедиями про них. Уже к пяти-шести годам я знал названий динозавров больше, чем любых других существ. Так что тема мне близка. Но при этом «Доктор Динозавров» — вовсе не о динозаврах. Они же там очень-очень мультяшные и настоящих рептилий напоминают мало. Меня больше вдохновила манера повествования: это не типичный дошкольный мультфильм, а история с юмором и для взрослых тоже. Поэтому работать над ним было в удовольствие.
У тебя есть любимая шутка?
Да, есть две. Первая — когда Фил воображает, как наконец соберется с духом и все выскажет отцу: «Мне не нравятся динозавры, я не хочу быть палеонтологом, и твой музей мне не нужен». И батя поворачивается и просто выдает: «Ладно». А вторая — когда супербро говорит Филу: «Сейчас ты окажешься в самом правильном месте для настоящего мужика». И Фил спрашивает: «Эм… в барбершопе?»
В одной из рецензий я читала, что в «ЯРКО» придумали специальную технологию для создания реалистичной шерсти. Ты можешь рассказать об этом подробнее?
Этим занимались другие отделы. Темп был настолько стремительный, что я просто не успевал заглянуть к коллегам и спросить: «Ребята, а как вы шерсть выращиваете?» Но вообще вопрос интересный — я бы с удовольствием их об этом порасспрашивал. Знаю только, что на самом свитере Фила, не соврать бы, около 70 тысяч петель. Вот такая любопытная цифра.
К слову о темпах: «Доктора Динозаврова» сделали всего за два с половиной года — довольно быстро для полнометражной анимации. Как вам это удалось?
Отличный вопрос — я задаюсь им по сей день. Важно понимать, что два с половиной года ушло на весь фильм, а мы, аниматоры, подключились всего за 11 месяцев до премьеры. И там все шло очень стремительно. Что помогло? Во-первых, постоянный контакт с режиссерами: мы встречались практически каждый день (кроме редких выходных) и сразу рецензировали материал. Во-вторых, у нас была большая команда: около 30 фрилансеров и еще примерно десяток штатных аниматоров. В сумме — порядка 55–60 человек. Такой масштаб позволял нам выдавать до 4,5–5 тысяч кадров в неделю. Это очень высокий темп. Честно говоря, повторять его я бы не хотел… Хотя, похоже, все идет к тому, что придется его превзойти.
Затишья не предвидится?
Какое там затишье — у нас полный шторм! Сейчас «ЯРКО» делает полнометражный фильм «Мотомарс. Большая гонка». Это крутой, но сложный проект с полуреалистичной анимацией и массой экшена: гонки, взрывы, падения, аварии — полный отрыв башки. На этот раз руковожу анимацией не я, а Константин Маслюк — очень сильный и компетентный супервайзер. Я его заместитель и консультант: помогаю использовать опыт «Доктора Динозаврова», чтобы не наступать на старые грабли и поднять качество, не раздувая сроки.
Давай вернемся к «Доктору Динозаврову». Откуда вы брали информацию о том, как должны двигаться динозавры?
Все зависело от конкретного динозавра. Например, брахиозавры — четвероногие животные с длинными шеями — двигаются примерно как слоны. Мы наблюдали за движениями слонов и брали их за основу.
Ну и, к счастью, мы живем в 2025 году, когда снято уже 150 миллионов фильмов про динозавров. «Мир юрского периода» был для нас главным референсом. Там даже некоторые сцены перекликаются: когда Фил бросает палку велоцирапторам и кричит «Стоять!» — это прямо оттуда. Была еще сцена с бегущими брахиозаврами через каньон — она вдохновлена «Кинг-Конгом». Правда, воссоздать ее полностью не успели: массовка требовала много времени. Будь у нас лишние два месяца, я бы обязательно ее доработал.
Мне очень понравилось, что внутренний и внешний мир Фила у вас разделены на уровне анимации: вселенная мультфильма сделана в 3D, а переживания героя показаны в стилизованном 2D. Сложно ли было совмещать разные техники?
На самом деле — нет. Над 2D анимацией работала студия 8XIII — со своими аниматорами, лидами и супервайзерами. Советую вам пообщаться со Славой Ковалевым, он тоже расскажет вам много интересного. Они делали 2D и сдавали ее режиссерам, мы делали 3D и тоже им показывали. Максим Волков и Майя Туркина все соединяли: смотрели обе части, давали комментарии и управляли процессом. Честь им и хвала.
В каком софте вы работали?
В основном в Maya. Сейчас это, пожалуй, главный инструмент индустрии, если говорить о 3D анимации. Главный плюс Maya в том, что огромное количество специалистов отлично владеют им. Он давно под себя «обжит» — написаны сотни скриптов, плагинов и ускорялок. Попробуй сделать полнометражный фильм, например, в Cinema 4D — уже на поиске одного аниматора можно застрять. А с Maya такой проблемы просто нет.
А сколько шотов делали аниматоры на «Докторе Динозаврове» — был какой-то KPI?
Сам вопрос немного некорректный. Вот, например, Денис Афанасьев — первоклассный аниматор. За месяц он сделал всего один шот. Но ты бы видела этот шот! Там полторы тысячи кадров и просто тьма народища — все персонажи в одном кадре, включая массовку. Поэтому объективнее считать не по шотам, а по кадрам. В среднем один аниматор выдавал от 300 до 500 кадров в месяц.
Как кадры распределяются между аниматорами, что обычно отдают джунам?
Мы с самого начала понимали, что нас ждет на этом фильме, поэтому сильно на джунов не опирались — у нас была всего пара начинающих ребят. В основном они занимались пост-обработкой. Часто бывает так: фрилансер сделал шот, режиссер его утвердил, а потом на монтаже решил что-то поправить. Вернуть работу фрилансеру уже не получится — он все сделал по задаче. И вот такие шоты улетают к джунам. Для них это полезный опыт: они видят, как сцену собрал топовый аниматор, и делают для себя пометки.
Если такой работы нет, то ребятам дают анимационные шоты, но совсем простенькие. Например, крупные планы или какие-нибудь предметы, конечности. Ребята и девчата учатся физике, коммуникации с режиссером, работе по ревью. Многие, кто приходил к нам джунами, сегодня уже штатные аниматоры и иногда превосходят «старичков». Все зависит от стремления к росту.
Тебе как супервайзеру часто приходилось кого-то подбадривать в таком графике?
А то как же! Конечно, ребята порой уставали, и приходилось разговаривать. Хотя «приходилось» — не то слово: для меня это радость, а не обязанность. Тем более команда у нас очень открытая, все честно делились, что у них на душе и какие сложности возникали.
Иногда разговаривать приходилось даже ночью. Есть у меня любимый скриншот с того времени. Два часа ночи, вдруг прилетает сообщение: «Никита, здравствуйте! Накопились вопросики…» Господи, какие еще вопросики в два ночи? Но это фрилансеры — иногда они только к полуночи садятся за шоты. А когда что-то не работает, куда идти? Правильно — к супервайзеру. В итоге к каждому искал свой подход. И я безмерно горжусь этой командой: мы до сих пор дружим и вместе уже взялись за новый метр.
Давай поговорим про найм. Как супервайзер, что посоветуешь начинающим специалистам?
Первое, на что я смотрю, — это анкеты и шоурил. И тут часто встречается ошибка: в резюме указывают кучу информации, не связанной ни с анимацией, ни с профессией. Начать можно с основного образования, но обязательно стоит написать про анимационные курсы. Не лишним будет указать и преподавателя — индустрия не такая большая, все друг друга знают, и я сразу понимаю, в какую сторону человек думает.
Если вы только что закончили курсы, я не советую сразу рваться в полный метр — там планка для аниматоров очень высокая. Лучше набраться опыта на сериальных проектах. А уже с сериальным шоурилом добро пожаловать к нам — мы всегда рады таким кандидатам.
И еще момент: шоурил лучше выкладывать на несколько платформ, потому что сервисы иногда подводят. Если ищете работу в России, то самый надежный вариант — «Яндекс Диск».
А как ты сам пришел в анимацию?
Я занимался в театральной студии: мы ставили маленькие пьесы, постановки, все было весело и классно. Наверное, я бы так и не столкнулся с анимацией, если бы в нашем Орске вдруг не появилась студия «Колобанга» под управлением Александра Романца. Он искал актеров озвучки и обратился в театр. Когда я узнал, что у нас в городе делают мультфильм, был в шоке! А когда пришел на пробы и увидел саму студию — это был разрыв. Я понял, что больше нигде не хочу работать.
Я озвучил персонажа, им понравилось, и наши отношения сразу сложились. Потом я попросил дать мне что-нибудь анимировать. За меня взялись, учили три года, параллельно я проходил курсы в Animation School на 3D аниматора. Сначала мы сделали сериал, потом — полнометражку на его основе. И я понял: все, хочу двигаться дальше только в этом направлении.
Что можешь рассказать о своей работе в «ЯРКО»?
Здесь я чувствую себя как рыба в воде, и на многих студиях мне этого не хватало. «ЯРКО» — это очень классная компания, где работают, во-первых, профессионалы своего дела, а во-вторых, очень отзывчивые люди. Мне очень нравится корпоративный дух: постоянные тимбилдинги, встречи на природе. Но и сама работа доставляет огромное удовольствие: здесь к тебе прислушиваются и не оставляют без внимания. Например, мне очень важно работать удаленно, и такая возможность у меня есть.
Сейчас «ЯРКО» трансформируется под полнометражное производство — в планах выпускать по одному мультфильму в год. Сериальное и полнометражное производство отличаются довольно сильно, и это определяет особенности пайплайна. Например, работа с динамикой одежды или волосами — часто в анимации этим занимаются вручную, но если хочется добиться большей реалистичности, нужны дополнительные инструменты.
На «Докторе Динозаврове» мы стали использовать технологию USD — это универсальный язык описания сцены. Она позволяет специалистам из разных отделов работать в одной сцене параллельно. Например, пока я анимирую, layout artist на другом конце страны может что-то поправить. Изменения обновятся мгновенно, без долгих пересохранений и пересылок. Это очень экономит время.
Мне кажется, в будущем нас ждет бум на полнометражную анимацию. Стоит ли к нему действительно готовиться?
Сейчас, как мне кажется, в индустрии начался настоящий бум полнометражных фильмов. В «ЯРКО» сейчас идет работа над «Мотомарс. Большая гонка», за ним будут «Доктор Динозавров 2» и «Кот ученый». Когда общаюсь с коллегами, многие говорят: «Да, заканчиваем один проект — и сразу в работу идет следующий полнометражный». Поэтому да, считаю, это общая для рынка тенденция.
Какие еще тенденции в российской анимации ты замечаешь?
Вторая тенденция, которую я замечаю, — все больше проектов обращаются к нашему культурному коду и фольклору. И это заметно не только у новых игроков, но и у лидеров индустрии. Например, «Союзмультфильм» сейчас работает над полнометражной «Малушей» по книге Олега Роя, которая отсылает читателя к мотивам русских народных сказок. Есть и другие проекты. Думаю, нас ждет развитие этой темы в ближайшей перспективе наряду с ростом количества полнометражных фильмов.
Сейчас многие беспокоятся об AI-революции в анимации. Нам действительно стоит ее ожидать? Давай попробуем успокоить аниматоров.
Надо не успокаивать, а знакомить. Наивно полагать, что ИИ будет делать работу за тебя. Это не интеллект сам по себе — придумывать все равно придется людям. Но как помощник он может ускорить, упростить процессы. Например, давно разрабатываются методы создания массовки. И здесь важно не то, что он «заменит» аниматора, а то, что даст инструмент для более точного и быстрого результата. Ну и честно: я не представляю аниматора, который скажет: «Блин, как грустно, что ИИ за меня проанимировал полторы тысячи человек». Кому это надо? Все хотят анимировать актерскую игру, экшен, крупные планы — вот это кайф.
Финальный вопрос: аниматоры следуют 12 принципам анимации. Давай напоследок сформулируем какой-то один жизненный принцип, которого тоже стоит придерживаться.
Плачь, плачь, танцуй, танцуй? Нет, надо что-нибудь забористое. Главный принцип аниматора — не забывайте жить. Мы часто не замечаем, что находится за пределами наших мониторов, от которых у нас уже загар на лице. А там тоже много всего интересного!
Три рекомендации от Никиты Погодаева
Мультфильм, с которого началась любовь к анимации
«Земля до начала времен»
Я был маленький, этот мультик мне включили на кассете. Там были динозавры, которых я больше всего на свете обожаю. Меня покорил герой Крошка-Ножка — он был такой маленький и миленький. У них были такие гнездышки нарисованные, круглые, прикольные. Уже 30 лет прошло, а я до сих пор помню. Вот она — сила анимации!
Мультфильм, который покорил в юности
«Анастасия»
«Анастасию» я впервые посмотрел, когда мне было за 20. Фильм играет на моих патриотических чувствах, я очень люблю, когда зарубежные студии снимают что-то хорошее про Россию. Кроме того, меня очень вдохновляет музыкальное оформление — главная песенка фильма просто потрясающая.
Мультфильм, который впечатлил в этом году
«Аркейн»
«Аркейн» я посмотрел недавно. Возможно, меня сейчас закидают тапками, но мне не очень понравилась в некоторых местах картинка — показалась блекловатой, мрачной. Однако чем больше смотришь этот сериал, тем сильнее он затягивает. История Джинкс, сочетание 2D и 3D, разноцветные, пестрые рисунки — просто вау! Впитываю как губка.
Изображения предоставлены пресс-службой анимационной компании «ЯРКО»
Интервью взяла София Иванова специально для Animation Club