Ладно, принимаю эстафету.
Список повлиявших на меня музыкантов обширен, поэтому мне придётся составить хотя бы топ-20. Как вы, вероятно, уже догадались по Юнион Джеку на фото, музыканты эти, преимущественно, из Британии. Хотя, конечно, будут и американцы, куда же без них, и даже русские. Вероятно, этот список вполне дефолтный, и кто-то скажет, что все позиции в нём далеки от оригинальности, но всё же эта музыка формировала меня, или, как минимум, сопровождала продолжительное время, а значит, из песни слов не выкинешь. Сразу оговорюсь, некоторые позиции будут уходить корнями вообще в моё раннее детство. Например, как пункт первый.
QUEEN.
Мне было 6 лет, когда я впервые услышал легендарный британский квартет. Я даже до сих пор помню эту песню, от которой я буквально застыл, не понимая, почему мне так хорошо - A Kind of Magic. Мощнейший страстный вокал Фредди Меркьюри, шикарные гитарные соло Брайана Мэя, чёткий бас Джона Дикона и барабанные партии Роджера Тэйлора немедленно заставляли меня начать пританцовывать, где бы я их не услышал. У меня на кассетах были все их альбомы, даже сольники Фредди. Любовь на всю жизнь.
DAVID BOWIE.
Невероятный. Революционный. Инопланетный. Опять же, одно из первых детских впечатлений, но, скорее, не музыкальных. Сначала я познакомился с актёрским талантом Бати. Впервые увидел его ожидаемо в фильме "Лабиринт". Мне было лет 7, и это был небольшой отрывок из фильма, показанный по центральному телевидению. Я абсолютно обалдел от кукол Джима Хенсона и от того, что Принц Гоблинов, которого играл Дэвид, в этом фрагменте ходит по потолку. Непосредственно же с музыкой Дэвида я познакомился много позже, лет в 16-17, когда купил кассету с саундтреком к The Lost Highway. От первых тактов I'm Deranged мгновенно словил мураху, и теперь не расстаюсь с ней, слыша Батин голос, каждый раз. Смерть Дэвида воспринял, как личную потерю.
MASSIVE ATTACK.
Впервые увидел их в 1998 у приятеля на кабельном канале, это, конечно же, был Mezzanine и композиция Teardrop. Поскольку в клипе участники команды не фигурировали, я поначалу думал, что это какая-то новая певица с безумно красивой и печальной песней. Только позже я узнал, что это три мрачных мизантропа из Бристоля с гостевыми вокалистами и вокалистками(некоторые из которых всё же по праву считаются частью бэнда). Альбомы Mezzanine и 100th Window в итоге гостили у меня в плеере весь 2001и 2002 годы. Друзья даже стали замечать изменения, происходившие со мной под их влиянием. Я стал писать метафизические стихи и юзать препараты(НАРКОТИКИ - ЗЛО!), изменяющие сознание. По счастью, слишком далеко увлечение препаратами не зашло, я вовремя остановился, зато увлечение Мэссивами до сих пор со мной.
DEPECHE MODE.
Вероятнее всего, первыми композициями Депешей, услышанными мной, были какие-то с Music For The Masses или Black Celebration. Естественно, я слышал Personal Jesus и Enjoy the Silence. Однако отчётливо я запомнил пульсирующий ритм It's No Good с альбома Ultra. Именно с этой композиции я отсчитываю своё увлечение DM. Желаю Дэйву и Мартину всё-таки оправиться от потери Флетча и выпустить ещё хотя бы один альбом. Любимые их композиции - A Question of Time и Policy of Truth. Никогда не предам любовь к музыке этих крутых сумрачных мужиков.
THE CURE.
Зима 1995-96. Я сижу в гостях у приятеля, мы смотрим по кабельному то ли VH1, то ли Mtv Europe. На экране начинается весёлый беспредел под руководством раскрашенного парня с лезущей в глаза чёлкой. Плаксивым голосом он поёт что-то про пятницу и любовь. Гармонии песни моментально проникают мне под кожу, щекочут нейроны пузырьками шампанского. Это потом я узнаю, что в репертуаре Роберта Смита сотоварищи помимо таких же экстатичных песен есть и меланхоличные, и отрешённые и даже жутковатые, как Lullaby. В свой "готишный" период я нахожу в песнях The Cure верного друга, а альбомы Disintegration, Pornography и Blood Flowers надолго прописываются у меня в фонотеке.
DURAN DURAN.
Естественно, первым видео и, соответственно, первой песней Дюранов для меня стали Wild Boys. Хотя, возможно, память подсунула мне химеру, и это была A View To A Kill. В любом случае, услышал я их очень рано, то ли в 6, то ли в 7 лет. От тогдашних бесчисленных Modern Talking-клонов, захвативших эфир, их музыка отличалась безупречным чувством стиля. Что неудивительно - парни были выходцами из неоромантической тусовки клуба The Blitz. Окончательно же я стал "дюрани" в 1993 году с выходом The Wedding Album. Радует, что и сегодня одноимённая с учёным из "Барбареллы" группа живее всех живых. Голос Саймона почти не изменился за последние 30 лет. Любимые песни - Save A Prayer и Serious.
BJORK.
Трогательная история съедения плюшевым медведем смешной исландской девчонки с непроизносимой фамилией Гудмунсдьоттир моментально наклепала мне сердечек на фюзеляж. Забавно коверкая английские слова, вольно обращаясь с размером и ритмом текстов, не стесняясь быть странной и даже нелепой эта сирена из страны гейзеров в то же время очень скурпулёзно подбирала аранжировки. В итоге свои голосовые пассажи она выдавала под ультрасовременный бит ведущих и самых прогрессивных саунд-продюсеров планеты. Любовь с первого звука и навсегда. Любимых композиций много, в основном они с первых трёх альбомов. Но, пожалуй, самый любимый трек - это All is Full of Love.
U2.
Впервые я услышал U2 в год выхода альбома Pop. Кажется, это была композиция Mofo. Меня моментально загипнотизировал ритм песни и шаманское повторение рефрена про "mother" и "rock'n'roll". Ну и пошло-поехало - Where The Streets Have No Name, The Sweetest Thing, With or Without You, Sunday Bloody Sunday, Vertigo, Elevation, далее - везде. Конечно же, впечатлял голос Боно, то, как гитара в руках Эджа превращалась то в плачущего ребёнка, то во взлетающий космический корабль, и способность Клейтона и Маллена рисовать звуковые пейзажи, иногда умиротворённые, но чаще - абразивно-пульсирующие. Всегда нравился активизм Боно, очень запомнилась его речь "what a night, what a bomb" на вручении очередной музыкальной награды. В общем, ирландские дядьки всегда вызывали уважение.
NINE INCH NAILS.
1996 год. Я смотрю дома Mtv по кабельному. Внезапно на экране возникает череда гротескных образов, которые могли привидеться, разве что, Эдгару Аллану По в абсентовой эйфории. Всё это пиршество южной готики сопровождает... рок - не рок, электроника - не электроника, но что-то очень мрачное, искреннее и страстное. Так я познакомился с жанром индастриал-рок и одним из его "апостолов" - Трентом Резнором. На протяжении своей карьеры лидер NIИ был разным - то беснующимся исчадием ада в садо-мазо прикиде, то страдающим поэтом словно из времён Бодлера, то сталкером в заношенной военной куртке из клипа Боуи, то грозным коротко стриженным качком, то словно высеченным из камня затворником. Неизменным оставалось одно - музыка. Мрачная, то эмоциональная на грани исступления, то обманчиво-спокойная. И всегда - очень красивая. Конечно же, я не упущу тот факт, что карьеры Мэрилина Мэнсона без Резнора, возможно, просто не было бы. Сейчас маэстро пишет для кино, и делает это так же здорово, как в 90х приводил в исступление поклонников группы.
ANNIE LENNOX.
Конечно, я слышал Sweet Dreams и Here Comes The Rain Again дуэта Eurythmics, но по-настоящему моё внимание Энни Леннокс привлекла уже своими сольными работами с двух альбомов - Diva и Medusa. Там просто был хит на хите и хитом погонял - No More I Love You's, Waiting In Vain, Why, Walking On Broken Glass, Cold, Money Can't Buy It, Whiter Shade Of Pale(после кавера Леннокс на которую уже не очень понятно, какая версия лучше - оригинал Procol Harum, или её переосмысление). Шикарный соул-вокал, тонна обаяния и самоиронии. В 1999 году вышел последний альбом Eurythmics, на котором была трогательная I Saved The World Today, исполненная Леннокс с такой светлой печалью, что, кажется, надо быть совсем бесчувственным человеком, чтобы ничего не испытать, слушая её.
PRINCE.
Purple! Принса я стал слушать в конце 90х, хотя конечно сложно было не наткнуться на его клипы и раньше. Но даже тогда я не совсем понимал, какого масштаба и влияния это фигура. Казалось бы - ну что такого особенного в этом вертлявом мулате небольшого росточка? Понимание пришло немного позже. Этот манерный, вечно напомаженный, вечно на каблуках, но при этом люто, неистово гетеросексуальный любитель женщин категории thicc оказался невероятно, на грани с гениальностью, одарённым мультиинструменталистом, композитором, аранжировщиком и вокалистом с диапазоном минимум в три октавы. А ещё он оказался чуваком, чьё обаяние, ирония и скромность заставляли почти любую женщину в его присутствии "хлопотать лицом". Было время, когда его сравнивали с Майклом Джексоном. Но, при всём уважении к поп-королю, Prince - это совсем другой уровень, человек-оркестр, творивший с гитарой такие вещи, что на припеве Purple Rain над стадионом, где он выступал, начиналась всамделишная гроза с молниями и громом.
LENNY KRAVITZ.
Когда Ленни спрашивал "Are you gonna go my way", возникало непреодолимое желание крикнуть "Yaaay". Когда он говорил "American woman, get away", складывалось чёткое понимание, что он не шутит. Невероятно цепляющие гитарные аранжировки с сильным влиянием рока 70х, запоминающийся тембр, образ рок-звезды из палаты мер и весов рок-н-ролла. Ленни при всём этом буйном нраве умудрялся быть в некоторых композициях ещё и очень лиричным - треки Thinking Of You и Again не дадут соврать. У меня с именем этого музыканта связана забавная ситуация. Однажды я купил лицензионную кассету с его The Best Of. Всё, как положено - с акцизами, голографической наклейкой, буклетом etc. Распечатывать и слушать на месте не стал - тот магазин был единственным в городе, торговавшим лицензией. Включив дома и приготовившись, тащемта, неистово угореть, например, я вдруг услышал первые аккорды King of Bongo Ману Чао. Пришлось ехать обратно. По счастью, продавец шарил за музло, и без разговоров обменял кассету.
KOЯN.
Чернильный мир Джонатана Дэвиса пустил метастазы в моей голове в 2000 году. Тракторный бас, мощнейшие ударные, перегруженная гитара и над всем этим - хрупкий надтреснутый вокал Джона в куплетах, переходивший порой в звериный, просто медвежий рёв на припеве. А иногда Дэвис начинал "камлать", как будто в него вселялись демоны, и он пытался их изгнать. Это было очень мощно. Зубодробительные вещи, вроде Somebody Someone, подкреплялись мрачными и одновременно эстетскими клипами, в которых приглашёнными звёздами могли быть Удо Кир, Снуп Дог и Анджелина Джоли. Искренность текстов зашкаливала. Широко известен момент, когда, записывая вокал к "Hey Daddy", Дэвис не выдержал эмоционального напряжения, и рыдая, бился в истерике, что в итоге попало на плёнку. Трагедии преследовали Джонатана - помимо преследующих его теней прошлого, его жена, будучи зависимой, совершила ркн. Крайне радует тот факт, что Дэвис выбрался из поглощающего его мрака, и, кажется, более-менее примирился с собой.
I.F.K.
Перейдём к российскому музлу. При первых аккордах "То, что было реальным" в раздевалке педучилища, где я учился на препода английского языка, начинался дикий слэм, если там дежурила в гардеробе наша группа. Альбом "Абсолют" я до сих пор считаю одним из лучших альбомов в русском альтернативном роке. Фанковый грув, перегруженные гитары и трактор-бас, бодрые и злые речёвки и минуты затишья, когда в Паштете и остальных участниках просыпался поэт, выдавая песни, вроде "Небо". Их следующий альбом, "Жизнь радикала", закрепил статус Insect Flyin Killa, как хэдлайнеров альтернативных фестов. Потом было много чего, включая смерть Макса "Бороды"(он же "Галс") Галстяна от ковида. В итоге, к сожалению, сегодня бэнд уже два года, как не существует.
КИРПИЧИ.
"Как бы мне избавиться от вредной привычки?
Сигареты есть, но кончилися спички;
Соблюдал бы я диеты разных там хардкоров,
Я б сейчас смотрелся, как Филипп Киркоров..."
Кирпы ворвались в альтернативную движуху 90х "стремительным домкратом". Я начал слушать их в 2000 году с альбома "Смерть на рейве". Потом распробовал первый альбом, "Кирпичи тяжелы" и заглянцевал "Капиталиzмом 00", тем самым, который и прославил их на всю страну треком "Данила-блюз"(в народе - "Если выпил неудачно"). Потом была "Сила ума" с главным гимном рэпкора нулевых - "Джедаи". Прифанкованный бит, жёсткие хардкор-панк риффы, смешные и злобные тексты - всё это Кирпичи. К сожалению, в последнее время Кирпы совсем скурвились, стали старыми пердунами и уже не обходятся "без ботвы". Плюс стали почему-то топить за власть( эти-то питерские "тру панки"!). Но их сияющее D.I.Y. прошлое прекрасно!
DOLPHIN/ДЕЛЬФИН.
1997 год, в эфире ныне не существующего ТВ-6, между блоками программ показывают клип "Игрушки" формации Мишины Дельфины. В голову западает рефрен: "Она любит играть, её игры забавны, ну а я собираю игрушки для Анны". Я удивлён - до этого я не встречал настолько искренней гитарной музыки на русском языке. Да, был русский рок, но это музло совсем другое - стильное, сделанное молодыми для молодых. Позже я обнаруживаю, что это сайд-проект музыканта под псевдонимом Дельфин, в котором с ещё большим удивлением узнаю бывшего участника хип-хоп группы "Мальчишник". Через полгода выходит альбом "Не в фокусе", и это вообще не похоже на классический рэп на русском. Аранжировки полны референсов и сэмплов таких коллективов, о которых рэперы, типа Bad Balance вряд ли имеют хоть отдалённое представление. Например, в треке "Дилер" засэмплирована саксофонная партия из трека группы Morphine. Тексты, пока ещё не самые совершенные, тем не менее, полны необычных метафор. Вместо пафосного "пацанского цитатника" из рурэпа - обнажённые эмоции. Вместо понтов - обжигающая искренность. Я слушаю альбом запоем несколько месяцев. А потом выходит второй альбом, "Глубина резкости" и, сразу за ним, почти впритык - сайд Андрея, "Плавники". И вот "Плавники" - это вообще отдельная история. Синтез сэмплированной музыки, генераторных шумов и всамделишного, дистиллированного постпанка. Тексты настолько бескомпромиссно-честные и эмоциональные, что кажется, будто артист разрезал и снял с себя кожу на потеху публике. Любимейшие треки оттуда now and forever - "Окно", "Цапля" и "Ольга". Дальше вы в курсе - всероссийское признание, куча наград, в числе которых и литературные, и новые альбомы. Андрей до сих пор активно гастролирует, периодически выпускает пластинки, довольно смелые в наших реалиях("442" и "Край") и сборники стихов.
НАЙК БОРЗОВ.
Когда страна подпевала песне "Три слова", я не стал исключением. Странная, иронично-загробно-апокалиптичная лирика песен "Верхом на звезде", "Загадка", "Художник", "День как день", "Бардак в голове", "Последняя песня" мгновенно ложилась на подкорку, а музыка, похожая на синтез брит-попа, психоделик-рока и инди-рока, этому очень способствовала. Песня "Лошадка" была выучена наизусть практически всеми, кому тогда было от 16 до 26, и, несмотря на то, что её лирика считается наркоманской, на деле это антиреклама употребления и всех смежных вещей. Релиза следующего альбома пришлось ждать целых два года, но выйдя, он оправдал ожидания. В треклисте было немало отличных песен - "Было, есть и будет", "Некорректная конкретность", шикарный трек "Kingsize", записанный совместно с Дельфином, "Ангел и змея", "Приснится мне, что я тебя..." с брейкбитовым ритмическим рисунком и "Одна она", строчка из которой дала название альбому("Заноза"). Борзов до сих пор гастролирует, выпускает альбомы, правда, без былого оглушительного успеха, но, учитывая, что артист начинал в глубоком андеграунде с группой "Х... забей", его такое положение вещей вряд ли тяготит.
МУМИЙ ТРОЛЛЬ.
1996 год. Я открываю очередной номер журнала "ОМ", пролистываю несколько страниц, и натыкаюсь на анонс. На маленькой фотографии едва различим симпатичный молодой парень, сидящий на краю фонтана в сумрачный день. Текст гласит примерно следующее: "Лондонская группа Мумий Тролль, восставшая из пепла и соединяющая в своём пряном звучании брит-поп и нью-вейв, готова скоро порадовать слушателей новым альбомом." Что это за группа такая - я понятия не имею, да и вся страна пока тоже. Но через год в России не будет ни одного молодого человека, который бы не знал это название. Клипы "Кот кота" и "Утекай" моментально возносят Илью Лагутенко с друзьями на олимп народного обожания. Появляется термин "рокопопс", альбомы "Морская" и "Икра" заслушаны до дыр, а Лагутенко с подругой Надей Сказкой становятся завсегдатаями светских тусовок. Сегодня Надя Сказка снимается в милф-контенте для европейских adult-студий, а Илья Игоревич до сих пор выпускает альбомы и гастролирует, правда, уже не так активно.
ЗЕМФИРА.
Девушка, изменившая ландшафт популярной музыки в России, доказавшая, что в нашей стране женщина может быть нешуточным рок-идолом. Впервые "увидел" её в клипе "Аривидерчи". Слово увидел взято в кавычки, поскольку лицо Земы там почти неразличимо, скрытое чёлкой и спецэффектами. Моментально был куплен и несколько раз прослушан одноимённый с ней альбом, тот самый, с обоями в цветочек на обложке. Песни "Синоптик", "Минус 140", "Почему", "Ромашки", "Маечки" надолго поселились в магнитофонах молодёжи по всей стране. Второй и третий альбомы, соответственно, "П.М.М.Л." и "14 недель тишины", покупались сознательно и намеренно. С четвёртым альбомом, "Вендетта", а конкретно - с песней "Прогулка" у меня связана личная история. Я тогда встречался с одной рыженькой девочкой, и это была "наша" песня. Поэтому теперь, слыша строки: "Я держу тебя за руку, и всё расплывается/Успокой меня заново - мне ужасно нравится,/Как ты выглядишь в этой нелепой шапочке", я сразу вспоминаю ту давнюю зимнюю любовь.
TEQUILAJAZZZ.
"Навык -
В молоко ложка мёда, и набок,
Напоследок пара закладок;
Красный чай не свеж и не сладок..."
Tequilajazzz - одна из немногих альтернативных групп, которых я начинал слушать, потом перестал, потом снова начал. С командой я познакомился благодаря сборнику "У-1", где была lite-версия песни "Тема прошлого лета". Кажется, этот ремикс был ещё на сборнике "Виды рыб", но я могу ошибаться. Так, или иначе, через какое-то время я уже ходил, напевая: "Случилось так, что темой прошлого лета стала для нас мелодия эта..." Потом был куплен прекрасный альбом "Целлулоид", с которого и началось моё приобщение к музыке Евгения Фёдорова и его "подельников". "Кроме звёзд", "Зимнее солнце", упомянутая уже "Тема прошлого лета", "Тишина и волшебство" поселились у меня в плейлисте на несколько месяцев. Потом я на некоторое время пошёл обратно по хронологии, и стал слушать предыдущий альбом группы, "Вирус", с прекрасными "Самолёт", "Пистолет", "Пуля", и, особенно, "Звери". От этой невероятной песни у меня неизменно шерсть на загривке встаёт дыбом, настолько она мощная как текстово, так и по звучанию. Следующий альбом меня не сильно впечатлил, а вот "Выше осени" мне крайне зашёл. Как раз оттуда "Миллионы медленных лилий", из которой открывающая этот пункт топа цитата. Ну и как не упомянуть "В полбутылке октября", "Вертикали боли" и "Водка - мандарины", они великолепны. После был долгий перерыв, который длился аж до 2014 года, когда всё в моей жизни поменялось, и песни "Текилы" опять стали максимально созвучны моему настроению.
Разумеется, это не полный список. Я ради прикола начал выписывать honorable mentions, и получилось полотно на несколько абзацев, которое превратило бы лонг в ультра-лонг. Читать такое точно никто не стал бы, поэтому закругляюсь. Пишите, что думаете, делитесь своими ощущениями, есть ли совпадения с вашим топ-20. Спасибо, что живые, какгрится.