Как зампред ЦБ Заботкин видит будущую траекторию ДКП или мои комментарии по его интервью на Радио.РБК

rutube.ru/video/3c5e743025737f1946c413d5a0f37849/?r=plwdВсем привет. В пятницу на Радио РБК вышло интересное интервью зам. Председателя ЦБ Алексея Заботкина.

И по аналогии с ведущей – с места в карьер. Первое то, что стоит упомянуть так это то, что мои оценки, описанные здесь t.me/blog_arttech/426 были верны. Проект бюджета считается ЦБ дезинфляционным. Да, они признают то, что НДС по их оценки разово поднимет цены, начиная с первого января 26 года. Но это именно то, что разово и сам этот рост будет достаточно умеренным (0,6-0,7%). При этом Заботкин не согласен с тем, что бизнес, исходя из текущей экономической ситуации, будет перекладывать издержки от повышения НДС в каком-то более крупном объеме чем это было в 19 году.

Далее он подтвердил то, что инфляционные ожидания могут снижаться медленнее, чем заложены в прогнозах на июньском заседании, при этом все-таки снижаться. Но при этом на октябрьском заседании пока не закладываются значимые изменения прогнозов по ДКП, вероятно в том числе и из-за этого компонента.

Подтвердил то, что до сих пор рынок труда создает проинфляционные риски, но при этом отметил и то, что один фактор никогда не является определяющим. Важной метрикой здесь является темпы роста зарплат относительно производительности труда.

Далее Заботкин не считает то, что текущее ослабление рубля является значимым для того, чтобы оно влияло на ДКП, считает то, что это колебания, которые “происходят в определенном диапазоне”. Тренда на ослабление рубля, считает он, пока нет. На вопрос о том, будет ли рубль оставаться и далее таким крепким. Заботкин (на 18:40 в видео) дал такой ответ: “Курс будет следовать такой траектории, который согласуется со снижением инфляции к 4%”. А вот это уже инсайдик. Вероятно решение о том, чтобы девальвировать рубль, ради пополнения бюджета, так и не будет принято. Пополнение доходов бюджета через рост налогов видится достаточной мерой. А это значит и то, что ставки на ослабление рубля по крайней мере до конца этого года и весь (ну или большую его часть) следующий год будут не выигрышными. Но при этом (это уже от меня) не понятно то, как будет поддерживаться крепкость рубля в том случае, если ключевая ставка будет тем не менее снижаться. На мой взгляд именно высокий уровень КС является одним из основных факторов крепости рубля. Также стоит заметить и то, что это не повод на то, чтобы закотлетить Si (фьючерс доллар-рубль), т. к. из контекста всего интервью видится не то, что рубль должен всенепременно укрепляться, а всего лишь и оставаться в этом “ определенном диапазоне”. Так что, если это инсайд, рублевые активы (облигации) будут пока оставаться выгодными относительно валютных, а ставка на экспортный сектор акций Мосбиржи, анонсированная мной в середине года, под снижение КС, может быть не столь яркой ну или не на столько быстро раскрыться. Но поживем – увидим. Также интересно и то, что Заботкин дают некую обратную модель отношений рубль-инфляция. Он говорит о том, что снижение инфляции до 4%, как раз-таки и гарантирует то, что перманентное ослабление рубля будет остановлено. Интересно.

Далее по интервью. Очень скромненько, но при этом грамотный ход относительно хейтеров ЦБ. На вопрос о том, прислушивается ли ЦБ к мнению экспертов, Заботкин отметил то, что ЦБ верен прежде всего своим моделям. Но при это отметил и то, что эти призывы этих “экспертов” о быстром снижении ЦБ как раз-таки и вносят вклад в повышении инфляционных ожиданий. Т.е. вы всех громче кричите, так в том числе и из-за вас и вашего крика, КС не получается снижать быстрее. На его месте я бы здесь тему развил, очертил круг подозреваемых через намеки и описал бы то, что здесь с ними можно сделать, но видимо здесь вступает в силу политкорректность. Сам факт того, является ли эти призывы действительно значимым фактором к повышению ОИ является недоказанным, но и попробуй опровергнуть это с другой стороны.

Самый конфетный вопрос от ведущей: “Можно ли с уверенностью сказать о то, что на 26 год снижение ставки до однозначных цифр (контекст менее 10%) не закладывается?”. Заботкин говорит о том, что ЦБ оперирует не конкретными значениями ставки, а среднее ставкой по году. На его взгляд, прогноз ЦБ остается в силе и составляет 12-13%. Однако я уже не раз упоминал, это именно среднее значение ставки по году, т.е. часть решений по ставке в следующем году должны быть ниже этих значений. Исходя из вариантов траектории прохождения ставки, можно нарисовать и вариант того, что к концу 26 года ставка будет ниже 10%. Либо, если траектория снижения ставки в следующем году будет более пологой, то, чтобы вписаться в эту среднюю, придется уже сейчас снижать КС с 17% до более низких уровней. Второй вариант мне кажется сейчас менее вероятным. Так что, используя метод исключения, я буду ожидать снижения КС к концу 26 года ниже 10%.

Наконец-таки произнесено и то, о чем я писал еще здесь https://t.me/blog_arttech/97 — ЦБ НЕ СМОТРИТ (формулировка: ”крайне по касательной”) на недельные данные по инфляции, а летом то, что объявлялось дефляцией, не смотря на заголовки, собственно, дефляцией называть нельзя.

Немного поговорил о том, что представители ЦБ коммуницируют с бизнес-сообществом и том, почему многие аналитики ошиблись, ожидая на последнем заседании снижение КС на 2%. Объяснение: факторы были разнонаправленными, решению способствовало то, что по мнению ЦБ инфляция несколько меньше замедлилась, чем оценивал рынок, а также и то, что оживилось кредитование.

Интересный контекст в этой части интервью: а может ЦБ специально нарушает ожидания аналитиков и рынка в целом своими решениями по ставке? В результате чего, рынок или слишком отмечен или, как я недавно постил мнение аналитиков УК Первая о том, что ставка останется на 17% до апреля. Ответ не менее интересен: “Я думаю то, что это совсем неправильная логика на стороне аналитиков, и я, не думая то, что они так думают” (на видео 31:00). Вот только вопрос открыт о том, что имелось в виду: аналитики не думают о том, что их ожидания специально нарушают или аналитики не думают о том, что ставка действительно останется на 17% до апреля. И если второе, то тогда зачем они делает подобные заявления? На прямой вопрос ведущей о том, что имеет ли право на жизнь такой прогноз по ставке все-таки был дан такой ответ: это точно не соответствует тому прогнозу по ставке, который был дан в июле. При каких-то обстоятельствах это может быть, но это потребует значимого изменения прогнозов данных в июле и их пересмотру в октябре и феврале. (это уже от меня далее: ранее по интервью сообщалось то, что значимых изменений прогнозов в октябре не планируется).

В завершающих блоках интервью, связанных с экономикой Заботкин отметил то, что ЦБ не считает токующую ситуацию в экономике рецессией, даёт оценку, как умеренный рост. Но при этом, отметил и то. что больше данных будет получено в неделю тишины перед заседанием ЦБ 24 октября. Из двух вариантов: рост экономики или инфляция – ЦБ выбирает инфляцию, т.к. в долгосрочной перспективе из-за высокой инфляции невозможен и экономический рост. Здесь повторно отмечено то, что оживилось кредитование, но как пояснил Заботкин это оживление такое, что и ожидалось на этот период года в связи со снижением КС. Однако не исключил и пересмотр моделей в будущем из-за этого фактора. Т.е. страшилка о всплеске кредитования формально остается страшилкой, но не такой страшной как ее малюют. Сама по себе она не может остановить траекторию смягчения ДКП. Также чуть не забыл, Заботкин предостерег аналитиков использовать месячные PMI (Индекс деловой активности, один из важнейших опережающих экономических индикаторов, рассчитывается на основе опроса менеджеров компаний из различных секторов экономики). Более репрезентативный вариант квартальный сглаженный PMI.

Также Заботкин предостерег о того, чтобы ориентироваться на долговой рынок, как индикатор ожиданий по ключевой ставке. Основная проблема здесь на его взгляд заключается в том, что к чистым ожидания по ставке прибавляется еще и премия за срочность. Премия за срочность — это некая разница между фактической бескупонной доходностью ОФЗ и рассчитанной нейтральной к риску ставкой. Премия за срок увеличивается в ответ на рост инфляции, инфляционных ожиданий и волатильности на валютном рынке. Т.е. помимо, “чистых” ожиданий по ставке в индекс RBGI заложены и все страшилки, и издержки. И, соответственно, итоговый показатель из которого и формируются ожидания того, что 14-15-15% по КС это пол, ниже которой снижение ставки уже не пойдет, является завышено ошибочным. ЦБ, в части исполнения указа Президента об повышении капитализации, видит свою роль в снижении инфляции, что по его мнению и должно способствовать ее (капитализации) повышению.P.S.

Если вам интересен я как автор, подписываетесь на мой телеграм-канал: https://t.me/blog_arttech

Начать дискуссию