Группа «Калиостро»: увлекательный путь от “календаря” до Кащенко

О чем статья?

Привет! Мы — два пока ещё неизвестных музыканта, и это наша история. Нынешний проект «Калиостро» родился из безумного школьного треш-рэп-коллектива, перерос в лоу-фай дуэт, столкнулся с бюрократией и кризисами, а завершился релизом, спасшим нас от внутренней пустоты. Здесь — всё честно и от первого лица: от первых записей ковидных лет до тишины Кащенковских коридоров

Группа «Калиостро», фотография Алисы Е.
Группа «Калиостро», фотография Алисы Е.

Генезис

Лето 2020-го. Мир ушёл на карантин, а я — на удалёнку в районную гимназию, где в ходе первых же онлайн-уроков я узнал, что во время совместной поездки на юг нашей необъятной страны, мои новые, давно между собой знакомые одноклассники записали ставший тогда вирусным в узких кругах фристайл “НАЧИНАЙ СОСАТЬ”, на который там же был снят авангардный клип

«Братеево Крю», 2020 год
«Братеево Крю», 2020 год

Казалось — используй локальный хайп, бери и пиши дебютный альбом… Но не судьба. Школу закрыли на карантин почти сразу, и обучение надолго перешло в онлайн-формат. Я все это время провел в Сочах, исправно подключаясь к онлайн-урокам, на которых та же небольшая шайка любителей хаоса и жирного троллинга педсостава проводила систематические операции по саботажу занятий, оставаясь при этом в городе, и продолжая общаться даже в периоды полного локдауна

Именно тогда мое внимание помимо ставшего относительно популярным клипа привлекли выходки членов той самой компании — однажды они защитили на оценку проект про вебкам, в котором я впервые узнал о Саве — рослом и худощавом члене неформального объединения, увлеченно рассказывавшем учителю о том, как зарабатывает на продаже своего тела в интернете, попутно подчеркивая огромную разницу между вебкамом и проституцией –такое продолжалось и после завершения локдауна, когда мы доучивались 10 класс уже в формате офлайн-занятий

Савелий К., 2021 год
Савелий К., 2021 год

На дворе стоял сентябрь 2021-ого, когда мне наконец довелось завести полноценное знакомство с той самой роковой компанией, на тот момент уже выпустившей продолжения своего концептуального цикла (фристайлы “ПРОДОЛЖАЙ СОСАТЬ” и “ЗАКАНЧИВАЙ СОСАТЬ”) – однажды, на каком-то заменяемом другим учителем уроке, в ходе которого мы просто занимались своими делами, я услышал, что на задней парте пара членов неформального сообщества туалетных террористов (об этом позже) обсуждали желание записать новый трек — я тогда чуть ли не впервые заговорил с ними, сказав, что у меня есть рекордер и некоторые навыки звукозаписи — и завертелось

Рекордер, на который производились первые записи
Рекордер, на который производились первые записи

Понемногу я влился в компанию, и параллельно свидетельствованию их перформансов я пытался выведать все про их творческий проект — мне удалось встретиться со всем составом коллектива в ближайшем к школе “Маке”, где и было принято решение назваться “Братеево Крю”, и записать дебютный хип-хоп-микстейп

Попытки найти нужный мне "Мак", 2021 год
Попытки найти нужный мне "Мак", 2021 год

Первые записи и факапы

Оборудование было минимальным: комбинированный микрофон-аудиокарта, пара наушников, небольшие мониторинговые колонки. Темными зимними вечерами 21-ого года мы почти каждый субботний вечер мы собирались в моей комнате — и ставили очередной рекорд по бесконечной перезаписи одних и тех же строчек (как правило, из-за отсутствия рабочей дисциплины, нежели навыков, каждый раз все скатывалось скорее в угар и содомию, нежели чем в запись трека)

Пример того, чем закончилась попытка записи трека на моей даче, 2021 год
Пример того, чем закончилась попытка записи трека на моей даче, 2021 год

Наш первый мини-альбом мы записывали с камерного штатива в комнате моей родительской квартиры. Мы не имели чёткой идеи о том, что такое «композиция», но это не было основной проблемой: неформальный предводитель компании, Исач, мог буквально в любой момент испортить дубль неуместными шумами или даже пердежом в контрольный микрофон, который мы почти никогда ему не доверяли. Это было невыносимо смешно, да и в целом крайне похоже на наши школьные будни, которые никто по большому счету не отделял от сессий записи неким ореолом серьезности — а в этом плане мне есть что вспомнить

Домашняя студия «Братеево Крю», 2021 год
Домашняя студия «Братеево Крю», 2021 год

Я часами вырезал эти «чёрные пятна» в аудиоредакторе Audition, но порой трек состоял только из них — у одного из “Братеевцев” был сильный дефект речи, и его рэп приходилось собирать буквально по буквам. Мы смеялись, когда слушали финальный результат, хотя и хотели в итоге выпустить серьезный микстейп

Пример "нарезки" вокала в треке участника с дефектом речи
Пример "нарезки" вокала в треке участника с дефектом речи

Попутный хаос (для контекста)

Одной из самых примечательных выходок был эпизод из “Туалетных Войн” — периода, в который все старшеклассники боролись за свободные туалетные кабинки, где можно было тайком парить электронки. Тогда на конфликт с нами вышли девочки из параллели, которые были недовольны тем, что “Братеево Крю” курит в кабинке каждую перемену, а им, получается, негде. Ну, и однажды мы, по предварительному сговору, таки, пустили их в кабинку мужского туалета — и за оставшиеся 3 минуты перемены взяли десятки кресел и пуфиков из рекреации, и попросту забаррикадировали основную дверь туалета горой школьной мебели, после чего спокойно пошли на урок

Артефакт эпохи, 2021 год
Артефакт эпохи, 2021 год

И да! Это сошло нам с рук, также как и сексуальное уничтожение бильярдного стола (Исач сломал его, запрыгнув на него и начав бешенно “сношать” сукно возвратно-поступательными движениями абсурдной амплитуды), “календари” (каждое утро Исач ногой смачно и артистично ломал хлипкий держатель туалетной бумаги в нашей любимой кабинке — и каждый вечер технический сотрудник вешал новый — таким образом мы отсчитывали дни своей жизни, каждое утро “срывая лист календаря”), и даже установка собственной щеколды (тогда для борьбы с курением во всех туалетах сняли шпингалеты, и тогда исач просто принес свой собственный, вмонтировал его в дверь и выдолбил в дверном проеме дыру, чтобы спокойно запираться на время перемены)

Сава и участник группы, школьный туалет, 2021 год
Сава и участник группы, школьный туалет, 2021 год

Школьные репрессии и кризис

В конце 2021-го проект фактически остановился: мы несколько раз пытались организовать выступления на местных тусовках, но администрация школы требовала учителей вынимать наши флаеры с надписями “Братеево Крю” сразу, как только мы их раздавали. “Кровавый режим” директрисы Белоусовой продолжал “репрессии” против нашего коллектива, записи копились “в столе”, а мы всё больше сомневались, стоит ли игра свеч. Доучились одиннадцатый класс мы уже с четким пониманием того, что получившийся микстейп никогда не увидит свет

Те самые флаеры, 2021 год
Те самые флаеры, 2021 год

Перемены к лучшему?

По итогу, с окончанием школы я понял, что в сравнении с процессом звукозаписи ничто в жизни не приносило мне больше эмоций, и в 2022 году я принял судьбоносное решение поступить в Школу Дизайна НИУ ВШЭ на направление “Саунд-арт и саунд-дизайн”

Моя вступительная работа по переозвучиванию для ШД ВШЭ:

За первый год обучения произошло фактическое отсеивание, и я продолжал записывать треки только с двумя бывшими членами “Крю” — одним из них был Сава. Он единственный писал свои собственные биты, хоть и на телефоне, в Garageband, за неимением нормального ноутбука, причем еще со школы, в то время как остальные бывшие члены братеевской рэп-группы разошлись по шарагам разной степени паршивости, и только Исач учился со мной на одном направлении — я на звукорежиссера, а он на кинорежиссера

Выпускное фото участников «Братеево Крю», 2022 год
Выпускное фото участников «Братеево Крю», 2022 год

Распад и первые ростки

По истечении первого и с началом второго года обучения я уже ощущал наличие многих ключевых навыков музыкального продюсирования, приобретенных в вузе, и развитых через постоянные записи с еще продолжавшими свои музыкальные искания товарищами по бывшему “Крю”

Так, минул и второй год, а по началу третьего Сава совсем перестал, и я уже почти похоронил надежды на выход каких-либо релизов, так как другой мой товарищ, безостановочно и крайне инициативно ходившего на записи еще с 11 класса, совсем растерял талант, топя его в алкоголе и одиночестве, так что когда осенью 2024 года Сава явился ко мне с желанием создать музыкальный дуэт, я был готов ухватиться за эту возможность, даже если бы для этого он потребовал бы от меня выучиться игре на контрабасе — тогда мне казалось, что это последний мой шанс создать что-то стоящее в команде с кем-то из не-университетской среды, особенно на фоне того, что учеба сводила с ума, а личная жизнь тогда рушилась с невиданным ранее драматизмом

Фото на обложку раннего сингла, 2024 год
Фото на обложку раннего сингла, 2024 год

Первые искры

Сава принес бит, по которому совершенно нельзя было понять, что он написан на стареньком айфоне, настолько он отточил свои навыки за минувшие годы, и рассказал о задумке трека. Записан он был в довольно короткие сроки, хотя я и постарался вложить в него все имевшиеся на тот момент умения

С сессиями бывшего “Братеево Крю” это не имело ничего общего – мало того, что теперь это была экспериментальная лоу-фай электроника, сами записи проходили в гораздо более серьезной атмосфере – искались нужные интонации, долго готовилась обработка – особенно тяжело далось вступление, которое решено было делать в бинауральном формате, где звук обрабатывался в эмулированном 3D-пространстве, и лишь затем сводилось к стандартной стереофонограмме

Обложка трека «Помехи», 2024 год
Обложка трека «Помехи», 2024 год

На демо-варианте размеренный, немного таинственный и печально-созерцательный трек, и как только весть о нем докатилась до Исача (кинорежиссер, напомню) – он сразу воспринял его с удивительным для нас, его давно знавших, энтузиазмом, и заявил, что жаждет бесплатно снять на него клип. Мы без раздумий согласились, и даже начали готовиться к зимним съемкам…

Альтернативная обложка трека «Помехи», 2024 год
Альтернативная обложка трека «Помехи», 2024 год

Нисходящая спираль

Но вместе с тем, с приходом ноября моё ментальное состояние под грузом внешних проблем деградировало настолько стремительно, что до релиза на площадках дело не дошло – казалось, меланхоличная лирика Савиных треков окончательно добила мою и без того шаткую психику, так что в последнюю сессию, когда мы вносили последние косметические корректировки в будущий трек “Помехи”, я напоследок впервые за жизнь напился, и ранним утром, пока Сава прокладывал путь на работу, я вызванивал приемное отделение ближайшей психбольницы, с четким осознанием того, что еще один такой день я могу не пережить

Обложка подкаста из TG-канала группы, 2025 год
Обложка подкаста из TG-канала группы, 2025 год

Дальше все было как в тумане: неясные образы, безразличные лица санитаров – как минимум неделю в больнице я просто проспал. Немного придя в себя, я занялся выгрузкой релиза на площадки – нам долго не верили, что аранжировки принадлежали нам, пришлось бодаться с техподдержкой дистрибьютора, но по итогу к концу моего месячного пребывания в Кащенко, мне удалось опубликовать “Помехи” на всех площадках. В те дни я получил огромное количество положительных отзывов, похвалы и интереса со стороны тех, кто был в курсе релиза, это грело сердце, и время в больничных застенках шло все быстрее

Ссылка на дебютный трек «Помехи»:

Совсем скоро я оказался на воле, увидел Саву, с которым был на постоянной связи всё время лечения, и услышал, что совсем скоро нам предстоит написать еще пару синглов, и затем еще и альбом, и, как мне кажется, именно это наличие обозримого и интригующего “будущего”, возможность по-настоящему что-то планировать после долгих лет сизифова труда над треками, которые всегда уходили “в стол”, и позволило мне окончательно выйти из деструктивного состояния сознания, и с надеждой взглянуть в будущее, уже не казавшееся таким безысходным

Фото из архива группы, 2020 год
Фото из архива группы, 2020 год

Свет в конце

Песни писались, программы осваивались, а вскоре стало понятно, что Исач совсем перехотел снимать клип, и в начале весны 2025-ого, когда окончательно сошли снега, нужные нам для антуража уличных сцен клипа, я решил для себя, что раз больше ни на кого из старой жизни мне рассчитывать не приходится – все в дальнейшем зависит от нас с Савой двоих, и что свеже найденная дорога в абстрактно-светлое творческое будущее открыта именно для нас, и именно для двоих.

Пусть концерт дуэту играть тяжело – только такая конфигурация может гарантировать достигнутый и более чем устраивающий нас уровень творческого и душевного взаимопонимания – дуэт двух по-своему несчастных и вечно печальных друзей, которым есть что вспомнить, и, конечно, есть что сказать.

Ссылка на дебютный альбом «Калиостро»:

Обложка альбома «прости меня, электро», 2025 год
Обложка альбома «прости меня, электро», 2025 год
Контент для взрослых
3
13 комментариев