«Адаптация LoL: как «Аркейн» не смог использовать свой главный нарративный потенциал»
(Оригинальная версия статьи: «Аркейн» как урок для индустрии: почему адаптация игр требует смелых драматургических решений)
Адаптация игровых вселенных — это всегда нарративный вызов на стыке геймдизайна и драматургии. «Аркейн» поднял планку невероятно высоко, но его второй сезон обнажил системную проблему: авторы не довели до конца главную структурную находку первого сезона. Этой находкой был не мир Рунтерры и не множество героев, а конкретный персонаж и идеальный нарративный стержень для всей истории.
Эта статья — анализ упущенной возможности и скрипт-докторское решение, которое могло бы сохранить целостность истории.
А точно ли эта история для сериала?
Создавать историю, основываясь на мире компьютерной игры – это не ново. Существует достаточно адаптаций компьютерных игр: Fallout, Ведьмак, Лара Крофт, Варкрафт, Анчартед, Обитель зла. И в этом ряду теперь стоит «Аркейн».
Но можно ли сказать, что адаптация удалась?
Уже не первый год игровые проекты пытаются адаптировать под кино или анимацию. И как будто бы это мало кому удавалось. Если вообще удалось.
«Аркейн» — это история не об одном персонаже, это лишь малая часть большого мира Рунтерры. И, конечно же, очень хочется узнать историю каждого героя этого мира.
Игровой мир LoL сложен тем, что в нём очень много персонажей. Здесь нельзя вычленить одного конкретного героя или злодея, как это обычно делается в истории. Здесь каждый персонаж — герой. Выделить кого-то конкретного — нельзя.
Но так работает не всегда.
Есть игры про конкретного персонажа, тот же «Ведьмак». Он главный герой, а порой и главный антагонист. Это универсальная история, которую можно рассказать: через книгу, игру, сериал и даже мультсериал.
Но с "Аркейном" всё иначе.
Анализ первого сезона показывает, что он работает, но находится на грани. Почему?
Не кажется ли вам, что в первом сезоне мы наблюдали за историей одного персонажа — Джинкс? Да, мы помним, что там много персонажей и их арок, но согласитесь, ведь основную персонажную арку нам раскрыли только одну — Джинкс.
История девочки Паудер, которая была брошена любимой старшей сестрой, становится подопечной злодея и главной преступницей города.
Первый сезон «Аркейна» сработал потому, что, вопреки заявленному множеству героев, он был сфокусирован на одной истории — истории Джинкс. Её трансформация из Паудер была тем эмоциональным и структурным стержнем, вокруг которого выстраивались все остальные линии.
Вай, Силко, Вандер — их арки были отражениями или причинами её метаморфозы. Джинкс была идеальным «хозяином» истории: она соединяла в себе обе стороны конфликта, будучи одновременно жертвой Зауна и разрушительной силой для Пилтовера. Она была живым воплощением главного конфликта вселенной.
"Аркейн" — должен был стать историей Джинкс; она должна была стать той, кто расскажет историю города. Она была идеальным персонажем — героем и антагонистом в одном лице.
Авторам нужно было позволить Джинкс рассказать историю Пилтовера и Зауна: как она стала жертвой системы и почему лишь Джинкс могла остановить войну городов.
Или же это могла сделать не только Джинкс?
Одной Джинкс было недостаточно для масштаба всей истории. Ей требовался нарративный противовес.
И он был найден — Виктор.
Их дуализм — это фундаментальный дуализм всего «Аркейна»: Хаос и Порядок.
Джинкс — это хаос, рождённый из боли системы. Её желание — разрушить всё до основания.
Виктор — это порядок, стремящийся к утопии любой ценой. Его желание — сделать мир идеальным, даже если его придётся сломать.
Оба — продукты больных систем Зауна и Пилтовера. Оба — герои и антагонисты в одном лице. Их параллельные арки были готовы к трагическому и совершенному с точки зрения драматургии финалу.
Закон драматургии, как и закон геймдизайна, требует баланса. Две крайности — хаос Джинкс и тотальный порядок Виктора — не могли сосуществовать. Логичным завершением их арок была бы жертва.
Их одновременная гибель стала бы не просто трагедией, а ключевым нарративным событием, доказывающим порочность обеих систем:
1. Смерть Джинкс показала бы, что слепой хаос — не выход.
2. Смерть Виктора показала бы, что стерильный порядок — это смерть души.
Этот двойной акт жертвы создал бы почву для настоящего объединения. Не насильственного, а рождённого из понимания: Вай + Кейтлин, Джейс + Экко. Эти союзы, рождённые из потерь, символизировали бы новый баланс — не между хаосом и порядком, а между сердцем и разумом, состраданием и прогрессом.
«Аркейн» — это шедевр, который остановился в шаге от величия. Авторы блестяще нашли своего главного героя в Джинкс и её идеального двойника в Викторе, но не решились довести их историю до логичного катарсиса. Вместо этого второй сезон рассыпался на множество сюжетов, пытаясь адаптировать мир, вместо того чтобы адаптировать историю, которая уже была в нём заложена.
Успех игровой адаптации — не в слепом копировании лора, а в умении найти в нём универсальные драматургические законы. «Аркейн» интуитивно нашел самый главный из них — закон баланса, но так и не осмелился ему подчиниться.