Мир меняется, превращаясь в киберпанковскую антиутопию
Киберпанк — это субжанр фантастики с сочетанием «high tech, low life». Технологии стали более развиты, но счастья всем даром это не принесло. Наоборот, социальный договор сломался, и получился мрачный мир, где выживает сильнейший. Так же киберпанк это и узнаваемая визуальная эстетика: урбанистические картинки, где в полутьме сияют вывески с иероглифами, и всё выглядит одновременно футуристичным и трущобным.
В 90-х жанр активно развивался, а вскоре резко прекратил. За последние 20 лет не выходило ни одного по-настоящему значимого киберпанк-произведения. Были сиквелы («Бегущий по лезвию 2049», «Призрак в доспехах 2», две «Матрицы»), ни один из которых не сравнился с оригиналом. Были фильмы Нила Бломкампа, которые со скрипом можно причислить к киберпанку : «Район 9», «Робот по имени Чаппи», «Элизиум».В 2010-х тему хакерства развивала игра Watch Dogs, тему искусственного интеллекта — фильмы «Her» и «Ex Machina», а пугать людей технологиями стал сериал «Чёрное зеркало». Но в связи с ними всеми слово «киберпанк» особо не звучало.Интересно, что фильм 2018 года «Первому игроку приготовиться» по формальным критериям вроде как киберпанк. Развитие технологий? Да. Люди живут в трущобах? Да. Герой со шлемом на лице шляется по виртуальным мирам? Да. Почему тогда слово «киберпанк» к этому обычно не применяют? Помимо оптимистичности Спилберга, мне кажется, дело вот в этой разнице: герой не хакер, а геймер. Не программист, а пользователь. В настоящем мире VR сейчас тоже развивается и шлемы всё лучше, но купить и использовать Oculus Quest 2 может кто угодно, тут нет никакого хакерства — в чём тогда киберпанк?
Подробнее в статье источнике
Про то, что есть киберпанк, можно так же почитать здесь
Перерастает ли киберпанк из жанра фантастики в повседневную реальность? Вот популярная цитата из интернетов: «Киберпанк умер. Не потому, что жанр плохой — наоборот, великий жанр, пророческий. Просто он перестал быть фантастикой. Мы уже живём в киберпанке. "High tech, low life" — это наша жизнь, все эти смартфоны и дополненная реальность вперемешку с жареным супом и отклеивающимися обоями».
И да, мы уже живём в киберпанке, просто находимся на этапе его становления. Стрёмная антиутопия превращается в реальность, в которой нам всем придётся существовать.
Приведу для наглядности следующие характерные признаки:
Виртуальная реальность и создание виртуальной Вселенной корпорацией.
Искусственная пища из пробирки, в будущем, ограничение на натуральную еду.
Население развитых стран беднеет.
Люди теряют доступ к медицине.
Дети теряют доступ к качественному образованию, переполненые классы в школах, некомпетентные преподаватели.
Рост экономики государства не приводит к росту благосостояния большей части населения страны. Богатые богатеют, бедные беднеют.
Повсеместная цензура как в авторитарных, так и в демократических странах.
Транснациональные корпорации используют рабский труд в странах третьего мира. И не только там.
Законодательская деятельность в интересах конкретных частных лиц, а не общественности.
Вмешательство в личную жизнь человека, ограничение его прав.
Информационные технологии развились. Интернет быстр и вездесущ.
IT-специалисты широко востребованы и высокооплачиваемы.
Общество разобщено, большинство людей бедны.
High tech, low life.