Bryan Ferry — «Mamouna» (1994)
После передышки с «Taxi» (1993) Брайан Ферри, наконец, собрал себя и выпустил «Mamouna» — пластинку, ставшую примечательной хотя бы тем, что на ней впервые за два десятилетия рядом с ним снова появился Брайан Ино. Правда, не как агент хаоса, каким он был в ранние годы Roxy Music, а скорее как тихий алхимик, добавивший в саунд немного своих «swoop treatment» и «sonic awareness».
Основу альбома составили верные ремесленники Ферри: ударник Стив Феррон, программинг и петли от Ричарда Норриса, гитарные пассажи Найла Роджерса и Робина Трауэра (он же со-продюсер). Плюс на открывающем треке «Don’t Want to Know» — почти исторический момент: пять гитаристов, включая Фила Манзанеру.
По духу «Mamouna» — это тень «Bête Noire» (1987) и эхо «Boys and Girls» (1985). Там, где раньше Ферри излучал хищную элегантность, теперь — почти музейная сдержанность. Музыка звучит безупречно, но как будто чуть застыла в своём собственном отражении. Это слишком уж всё безукоризненно — даже для Ферри.
Есть, впрочем, свои жемчужины: зловещий по настроению «The 39 Steps» (отсылка к Хичкоку) и «Wildcat Days», где старый Ино наконец пускает немного синтетического безумия, размывая контуры звука.
В итоге — не вершина и не провал, а дорогая ночь в отеле, где всё слишком красиво, чтобы почувствовать себя живым.
P.S. Когда в 2023 году вышло переиздание «Mamouna (Deluxe Edition)», фанаты получили, по сути, не просто ремастер, а раскопки затянувшегося творческого процесса Ферри. Ведь изначально пластинка рождалась как «Horoscope» — ранний вариант, записанный ещё в конце 80-х, но так и не увидевший свет из-за перфекционизма автора.
В делюкс-версии оба альбома наконец соединили под одной обложкой:
— первый диск — оригинальный «Mamouna», отполированный и ремастированный;
— второй — «Horoscope», тот самый «потерянный» брат, где многие песни звучат в более живой, сырой и эмоциональной форме.
«Horoscope» открывает завесу над тем, как Ферри двигался от глянца 80-х к меланхолии 90-х. Здесь больше гитар Найла Роджерса, заметнее влияние фанка и синтезаторов эпохи pre-Trip Hop. Композиции вроде «Gemini Moon» и ранней версии «Your Painted Smile» звучат теплее и менее «отутюжено».
Deluxe-издание также включает буклет с архивными фото, черновиками обложки и комментариями о том, как альбом был «пересобран» почти десять лет спустя. Для поклонников — идеальная возможность услышать, как звучала идея Ферри до того, как он отполировал её до зеркального блеска.
Если оригинальная «Mamouna» — это ночной бар в отеле, где всё безупречно, то «Horoscope» — то же место, но за день до открытия, когда запах краски ещё витает в воздухе.