Славой Жижек. Марксистская теория идеологии
На более общем уровне история капитализма – это долгая история того, как господствующая идеолого-политическая структура приспосабливала (и смягчала подрывной край) движения и требований, которые представляли собой угрозу самому ее выживанию. Скажем, долгое время сексуальные либертарианцы думали, что моногамное сексуальное подавление необходимо для выживания капитализма – теперь же нам известно, что капиталист может не просто терпимым, но даже активно стимулирующим и эксплуатирующим «извращенные» формы сексуальности, не говоря уже о терпимости к промискуитету в сексе. Однако вывод, который следует сделать из этого, состоит не в том, что капитализм обладает безграничной способностью объединять и тем самым обезвреживать подрывной край разнообразных политических требований, вопрос о времени, об «улавливании момента» является здесь решающим. Определенные частные требования обладают, в определенный момент, глобальной детонирующей силой, они функционируют как метафорический заместитель глобальной революции: если мы безоговорочно настаиваем на них, то система взорвется; если же мы долго выжидаем, то метафорическое короткое замыкание между этими определенными требованиями и глобальным переворотом не произойдет, и Система с глумливым лицемерным удовольствием скажет: «Вы хотели этого? Вы это получили!», хотя на самом деле ничего радикального не произошло.