Об импортозамещении

Источник картинки: m.joyreactor.cc
Источник картинки: m.joyreactor.cc

— Мы отказались от частного самолёта в пользу велосипеда, потому что это замедляет глобальное потепление!

— Мы отказались от зарубежного программного продукта в пользу отечественного, потому что это обеспечивает технологический суверенитет!

Остросоциальный анекдот

Все люди, хоть как то близкие к российскому рынку информационных технологий, прямо или косвенно замечали поистине массовое стремление государственных компаний к замене аппаратной и программной продукции из недружественных государств на отечественные поделки, нередко уступающие зарубежным продуктам как по функционалу, так и по удобству использования. Давайте разбираться (но не на котах).

С чего же это?

Импортозамещение в РФ началось ещё в 2014 году, в период второго этапа похолодания российско-американских отношений с момента распада СССР (первым этапом была "суверенная демократия" 2005 года). Однако массовый интерес это движение приобрело в 2023 году, после заявления Microsoft об отказе продлевать уже приобретённые лицензии корпоративным и образовательным клиентам. Промежуточный этап можно выделить в марте 2022 года, когда Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) отозвала сертификацию у специализированных редакций Windows 10, коими являются IoT Enterprise LTSC 2021 и 2019. Дальнейшее развитие импортозамещения подстегнуло Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478 (ред. от 17.10.2023) "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", которое де-юре устанавливает ограничение на использование программной и аппаратной продукции, произведённой на территории государств, входящих в Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц начиная с 01 января 2025 года, де-факто же - запрет на осуществление закупок для нужд государственных органов, компаний с госучастием и предприятий критической информационной инфраструктуры (КИИ) программного обеспечения и аппаратных средств, не входящих в Реестр российского ПО и БД Минцифры России (для программного обеспечения) и Реестр промышленной продукции, произведённой на территории Российской Федерации Минпромторга (для аппаратных средств).

Почему это не будет работать?

Причина А. Многие программные продукты в Реестре российского ПО и БД Минцифры базируются на программном обеспечении с открытым исходным кодом, которое разрабатывается миллионами разработчиков-волонтёров по всему миру, что уже априори не может обеспечивать суверенитет разработки. Например, российский коммерческий дистрибутив Astra Linux разработан не с нуля, а на базе монолитного ядра, разработку которого возглавляет гражданин Финляндии (к слову, ещё более недружественное государство, чем США). Похожим образом обстоят дела с офисным пакетом "Р7-Офис", который по факту является свободным OnlyOffice с затёртыми копирайтами (в лучших традициях Попова-Лохтина).

Причина Б. Разработчики некоторых программных продуктов, входящих в Реестр, иногда внаглую нарушают свободные лицензии. К примеру с вышеупомянутым Astra Linux: согласно лицензии GNU GPL V2, под которой распространяется само ядро Linux, правообладатель производного труда (derivative work) обязуется при коммерческой реализации ПО предоставлять исходный код версии программного продукта, распространяемого в двоичном (бинарном) формате, чего НПО "РусБИТех" (разработчик ALSE) не осуществляет даже при оплаченной лицензии.

Причина В: банальная сменяемость власти. Надеюсь, никто не будет со мной спорить, что импортозамещение, равно как в сфере IT, так и на более житейском поприще ("Чижикеа", Opticell и др.) является сугубо политическим явлением и продиктовано текущим раскладом сил на мировой арене. А согласно Википедии, "за более чем два века с момента установления дипломатических отношений, российско-американские отношения прошли несколько периодов «похолоданий» и «потеплений»", что вкупе с цикличностью развития истории позволяет говорить о том, что этот пласт дипотношений (через N-ное количество лет) вполне может восстановиться, в силу своей важности для международной политической и экономической стабильности.

Есть ли будущее у импортозамещения?

Как показывает мировая история, ни один строй, ни один существующий курс не может существовать вечно, на протяжении всей жизни человечества. То же самое было с СССР: в Российской Империи также были некоторые компании, которые снова начали вести активный бизнес после событий Перестройки, например: Nestlé, Ericsson (на винтажных фотографиях - "Нестле, Эриксонъ").

Источники подписаны
Источники подписаны

Заключение

Как вы уже поняли из текста, я критически отношусь к текущему экономическому курсу, поэтому в ваших глазах я наверняка стану таким как "малолетний псевдолиберал". Спешу вас уверовать, мне 19 лет, и я совершенно не либерал (так как характер моих предыдущих постов - про радиолюбительство - меня с оными совершенно не связывает). Так что ничего не могу сказать на этот счёт, живите своей собственной жизнью, а я вас ни к чему принуждать не буду. Спасибо за внимание.

4
3
6 комментариев