Анатомия Падения
Сегодня прошло вручение Золотого глобуса. Статуэтки за лучший фильм на иностранном языке и лучший сценарий забрала картина Анатомия падения (Anatomy of a Fall). Это фильм режиссуры Жюстин Трие, она же была и сценаристом. В главной роли играет немецкая актриса Сандра Хюллер. Обе были выдвинуты на "Глобус", в общем у фильма было четыре номинации.
Ранее лента стала триумфатором Канн и премии европейской киноакадемии. Разбираю как картина завоевала сердца критиков , заслужена ли высокая оценка и при чем тут европейский менталитет.
Синопсис:
Главная героиня Сандра Войтер (Сандра Хюллер), это популярная писательница, автор романов в жанре нон-фикшен (ряд её произведений основан на собственной жизни). Она живет с мужем и сыном во Франции, в предгорьях Альп. Со стороны окружающих их жизнь вполне успешна и стабильна. Интеллигенция и местные знаменитости. Однако, как всегда все сложнее. В детстве их сын Даниэль (Майло Мачадо-Гранер), при несчастном случае практически ослеп. Глава семейства Сэмюэл Малески (Сэмюэл Тейс) испытывает многолетний творческий кризис. А семье пришлось переехать в связи с финансовыми трудностями. И одним днем, перед домом семьи, находят труп Сэмюэла. Дальше идет расследование и суд, затянувшееся на два года, они усложняется ввиду того что единственный свидетель случившееся это слепой сын героев.
Повествование строиться на двух основных лицах:
Сандра Войтек. Она холодна, в начале фильма (возможно) флиртует с журналисткой которая приехала брать у нее интервью, вызвала на помощь с судом своего старого друга (или бывшего любовника), не выглядит после смерти супруга опечалено и . С мужем у Сандры были сложные отношения, они часто скандалили и спали раздельно. Невиновность героини в потенциальном убийстве Самюэла не выглядит однозначной. Причастна ли она на самом деле не сказано.
Даниэль, сын Сандры и Сэмюэла. Весь фильм травмированный физически и морально ребенок раскрывается как охолодевший и отстраненный тем более после напряженных, долгих месяцев постоянного присутствия в его жизни посторонних, разбирающихся в обстоятельствах смерти его отца. Мальчик сомневается в себе и в невиновности своей матери, он впадает в депрессию. Он играет роль подозрительного свидетеля. Выделяется недоверие суда к его показаниям и судья выделяет сотрудника службы опеки для контроля за влиянием матери на показания Даниэля. Именно от его слов как единственного свидетеля и зависит судьба его матери. В конце картины он дает свои финальные показания в суде перед оглашением вердикта и в их истинности есть сомнения. Но они спасли Сандру от тюрьмы.
Эта лента носит некую мультижанровость. Он включает в себя семейную и судебную драму, с элементом детектива и комедии. Подобные тенденции в сюжете и режиссуре это давняя отличительная черта фильмов-победителей Канн. Я бы назвал фильм деконструированным детективом, все обстоятельства зрители узнают по ходу хронометража, доверие к героям не выстраивается, но сюжетного поворота как и ответа на вопрос что произошло не дали. Что хотелось бы отметить это реалистичность, в постановке, игре актеров и что самое главное в сценарии. Мы видим как шаг за шагом продвигается расследование, после судебное разбирательство. Следственные эксперименты, приглашенные эксперты, служба опеки и другие детали и аспекты прекрасно работают на погружение. В «Анатомии» затрагивается много тем: равенство полов, семейные отношения, самоопределение, инвалидность, отношения между нациями и другие.
Самый жирный посыл, из-за которого по мне фильм и выстрелил в Каннах, это раскрытие самой природы жителей Европы, менталитета европейцев и разницы нравов разных народов. Весь фильм персонажи говорят сразу на трех языках. Немецком, Французском и Английском. Главная героиня- немка, жила в Великобритании и там встретила француза. Начав совместную жизнь, герои разговаривают на английском, после переезда на родину мужа, Сандра учит французский и говорит на нём с трудом (что отражается в суде). Разница характеров Сандры и Сэмюэла как будто продиктована их менталитетом. Холодная, спокойная и прагматичная немка и чувственный, ранимый но гордый и самолюбивый француз. Что важно, лента не скатывается в помойку стереотипов и клише. Разница между действующими лицами работает на историю и грамотно встроена в напряженное повествование.
Если говорить про личные впечатления, то первые минут двадцать достаточно скучные, картина начинается с обрывистого момента. В некоторых сценах подзатянут. Фильм приковывает внимание детективной составляющей, однако некоторым покажется унылым. Игра актеров отличная, отмечу кастинг, лица необычные и не засвеченные. Если вам по нраву европейское кино, вы поклонники Каннских драм (лично меня ежегодно радуют лауреаты золотой пальмовой ветви) и ещё не глянули то посмотреть стоит. Вообще я ставлю на то, что в шорт-листе Оскара фильм засветиться а может и выиграет как лучший фильм на иностранном языке, раз уж золотой глобус взял чего уж останавливаться.