О сценарных тропах и кризисе фэнтези-штампов
Res Ludens в Телеграме — подписывайтесь!
К моему личному сожалению, многие игровые сценаристы при создании фэнтезийных вещей постоянно обращаются к новоделу второй половины двадцатого века, наподобие того же «Властелина колец» и подражателей. Серьезно, вся эстетика закрытых шлемов и злодейских(тм) шипастых доспехов, все эти орки-гномы-эльфы, Страшно Могущественные Артефакты и прочая эстетика, популяризированная Dungeons and Dragons — жуткий моветон уже лет двадцать как. Тем страннее, что эти штампы все еще берут на вооружение, никак не пытаясь обыгрывать или деконструировать. Эльфы у нас непременно вырождающиеся страдальцы с аристократическим профилем и экзистенциальным кризисом, а гномы — сплошь грубые каменотесы-кузнецы, большую часть которых пожрал какой-нибудь опциональный Балрог. Мобильный гейминг, насколько видится, особенно грешит такими связками.
Хочется сделать годное фэнтези без навязших в зубах типажей? Ответ очевиден — обращайся к народному фольклору. Пропп, Кэмпбелл и Элиаде давно расписали символику условно-сказочных сюжетов и все классические фольклорные ситуации. Вот сценаристы третьего Ведьмака позволили себе обратиться не к эпическим тропам с толкиновской моралью, а взяли старых-добрых братьев Гримм и хорошенько их обыграли. Пряничный домик и три ведьмы из шотландских легенд? Отлично, будет у нас. Витязь на распутье и сделка с дьяволом? И из этого сочиним охапку прекрасных заданий. Обман черта? Прекрасно, берем. Сказка о поющих костях? Обыграем и сунем в сайдквест. В результате каждая история выглядит самобытно (чем многие РПГ ой как не могут похвастаться), а понимающий игрок еще и слезу пустит в некоторых моментах.
Конечно, сейчас игры взрослеют куда стремительнее, чем это было пресловутые 15-20 лет назад. Мы видели и уникальную Disco Elysium, и рассказывающий странные истории Cultist Simulator, и много чего еще. Но нелишне будет напомнить, что истории, которые рассказывают игры, теперь имеют новую планку качества. Ходульными сюжетами уровня D&D уже не отделаешься — игроки достойны большего.