Уэс Андерсон. Архитектор причудливых миров
Уэс Андерсон родился в Хьюстоне, штат Техас, в 1969 году. Его родители развелись, когда ему было восемь лет. Позже он опишет это, как «самое важное событие в моей жизни и жизни моих братьев», которое найдет свое отражение во многих его будущих картинах, исследующих тему неполных и неполноценных семей.
Увлечение творчеством проявилось у Уэса с детства. Андерсон ставил пьесы в школе и, как и Нолан, снимал беззвучные фильмы на отцовскую камеру Super 8. Идею для первого фильма он нашел в библиотечной книге, а на главные роли пригласил друзей.
Со временем интерес к профессии поугас, Андерсон поступил в Техасский университет в Остине, на факультет философии. В университетской библиотеке обнаружилась впечатляющая коллекция книг о кино: французская «новая волна», беседы Питера Богдановича с Орсоном Уэллсом и другие. Некоторые фильмы, о которых читал Уэс, можно было посмотреть прямо в библиотеке, не закрывая книгу. Всё это послужило глотком вдохновляющего воздуха, и Андерсон решил, как можно скорее снять свой собственный фильм!
Именно в университете Уэс встретил своего друга и соратника — Оуэна Уилсона. Вместе они написали сценарий короткометражки, а затем и дебютного полнометражного фильма - «Бутылочная ракета» (1996), который привлек внимание кинокритиков к их таланту.
Интересные факты:
Мошенники Уэс и Оуэн
Чтобы писать сценарий вместе, Уэс и Оуэн решили снять квартиру. Однако первые полгода прогресс был равен нулю, друзья никак не могли начать свое творение, и причиной этому был не творческий кризис или забывшая их посетить муза. Сценарий не писался из-за сломанной оконной ручки. Окно до конца не закрывалось, шум и ветер с улицы отвлекали и раздражали Уэса и Оуэна. Домовладелец не хотел даже внимание обращать на эту проблему, и тогда, эти два творческих человека придумали план - инсценировка ограбления. Сюжет был таков: вор проник через окно со сломанной ручкой и вынес всю мебель. Хозяин признал проблему, но не стал её решать, тогда Андерсон и Уилсон перестали платить аренду, на что хозяин просто забрал их вещи. Уэс и Оуэн сбежали, но их нашёл частный детектив, нанятый арендодателем. Казалось бы, от закона не убежишь, но парням улыбнулась удача. Хозяин квартиры согласился замять дело, если ребята снимут документальный фильм про его риэлторскую контору. Они согласились, и получилась двадцатиминутная картина с бюджетом в 350$. Фильм в сети не найти, а вот саму компанию Karl Hendler Properties можно обнаружить на картах города Остин.
Бутылочная ракета
Дебютная картина Уэса Андерсона, снятая с Оуэном Уилсоном за небольшие деньги, задала тон для его последующих работ. Черно-белые сцены, неуклюжие диалоги и милые странные герои послужили началом уникального стиля Андерсона, которого он придерживался и в дальнейшем. Ввиду минимального бюджета многие роли были исполнены друзьями и членами семьи Андерсона и Уилсона. Это добавило картине непринуждённую, домашнюю атмосферу. Хотя и звезда для их фильма нашлась - Джеймс Канн (Сонни Карлеоне из «Крестного отца»). Андерсон, как и Нолан, приверженец практических съёмок, поэтому фильм снимался в реальных локациях в Хьюстоне. К сожалению, на протяжении всего тестового показа «Бутылочной ракеты» люди уходили из зала со словами «Ну и дерьмо!», это был грандиозный провал в большом прокате. Но студия, выпустившая фильм, верила в талант молодого режиссёра, поэтому первый «блин комом» проигнорировала, и это окупилось.
Академия Рашмор
Этот фильм стал прорывом Андерсона. Он продемонстрировал его способность сочетать юмор с глубиной мысли и меланхолией. Любовь и талант режиссера к идеальной композиции кадра сыграли определяющую роль в этом фильме. Многочисленные симметричные сцены придали фильму ощущение гармонии, даже несмотря на хаотичность происходящих в нём событий. Андерсон смог привлечь к съемкам Билла Мюррея, актера, которым он давно восхищался. Это стало первым шагом к созданию его «кинематографической семьи». Хотя фильм был хорошо принят критиками, он не стал большим кассовым хитом. Тем не менее, он стал культовым и сыграл важную роль в становлении Уэса Андерсона как режиссера.
Семейка Тененбаум
Идея снять фильм о большой семье, которая собирается под одной крышей в кризисное время, у Уэса появилась после просмотра картины Орсона Уэллса «Великолепные Эмберсоны» (1942). Прототипом персонажа Этелины Тененбаум стала мать Уэса Андерсона. Актриса даже носит в кадре очки, принадлежащие маме Андерсона. Большую роль в визуальной составляющей сыграл брат Уэса - Эрик Чейз. Он нарисовал всех персонажей, подготовил подробные истории про каждого, разработал дизайн и детальные схемы комнат особняка. Уэс использовал специальные визуальные эффекты, чтобы придать фильму ощущение ностальгии и кукольной идеальности. Картина имела невероятный успех и была нормирована на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий».
Отель «Гранд Будапешт»
В значительной степени знаменитый отель был создан с помощью детализированных макетов, но не только. В качестве декорации Уэс Андерсон использовал ещё и старый, выполненный в стиле арт-деко, универмаг Karstadt, расположенный в Саксонии. Визуальные детали были для режиссера крайне важны. Картина содержит элементы разных кинематографических стилей и эпох, что добавляет ей особую атмосферу. Андерсон снял фильм в трёх различных соотношениях сторон: 1.33, 1.85 и 2.35:1, которые соответствуют трём отрезкам времени. Разные пропорции кадра подсказывают зрителям, какой временной период показан на экране. Кстати, на главную роль первоначально был утвержден Джонни Депп, но позже он выбыл из проекта, а жаль, ведь фильм собрал всевозможные награды первой величины.
На данный момент Уэс Андерсон считается одним из самых самобытных режиссеров современности. Он известен своим уникальным визуальным стилем: идеальной симметрией кадра, тщательно подобранными цветовыми палитрами и почти кукольной эстетикой. В отличие от многих других, он часто использует миниатюры и практические эффекты, создавая ощущение рукотворности своих миров. Его фильмы — это меланхоличные комедии с эксцентричными персонажами и ностальгической атмосферой.
Он — живое доказательство того, что верность собственному видению и скрупулезное внимание к деталям могут создать абсолютно уникальный и узнаваемый стиль. Андерсон настолько педантичен, что часто создает подробные анимационные раскадровки (аниматики) для всего фильма еще до начала съемок, доказывая, что для создания неповторимого кино не обязательно следовать общим правилам, а нужно строить свой собственный мир, кадр за кадром.