Микеланджело Антониони. Поэт отчуждения и некоммуникабельности.
Великий итальянский режиссер родился 29 сентября 1912 года в маленьком, покрытым туманом, итальянском городе Ферраре. В отличие от Копполы, чья жизнь с самого рождения была глубоко связана с искусством, юность Антониони прошла за изучением экономики, но внутренняя тяга к творчеству неумолимо вела его к иным горизонтам.
С молодых лет Микеланджело увлеченно занимался живописью, театром и писал проницательные критические статьи, формируя свой уникальный взгляд на мир, где визуальное и эмоциональное сливались воедино. Этот многогранный интерес заложил основу для его будущего новаторского видения.
Переехав в Рим, он работал с такими престижными киножурналами как «Cinema» и «Bianco e Nero», а также обучался режиссерскому мастерству в Центре экспериментальной кинематографии. Именно там сформировался его подход к кино, и он начал свой творческий путь с документальных фильмов.
Антониони стал ключевой фигурой европейского модернизма 1960-х годов. Его фильм «Приключение» (1960) бросил вызов традиционному повествованию сценария, погружаясь в глубокое исследование внутреннего мира персонажей и темы отчуждения.
Его знаменитая «Трилогия отчуждения» («Приключение», «Ночь», «Затмение») стала манифестом нового кино, где тишина и недосказанность говорили громче слов, а пейзажи отражали пустоту человеческих душ. Его новаторский подход, часто вызывавший недоумение у современников, позже был признан гениальным.
Интересные факты:
Психушка и кино. Свой первый кинокадр режиссер снял в сумасшедшем доме: незадолго до начала Второй мировой войны он с друзьями решил снять документальный короткометражный фильм о буднях психиатрической клиники родного города. Однако пациенты испугались яркого света прожектора и пришли в неимоверное буйство. Съемку вынуждены были отменить, но осадок, как говорится, остался.
Тройной куш. Антониони стал первым обладателем всех трех главных фестивальных призов мира: «Золотого медведя», «Золотого льва» и «Золотой пальмовой ветви». Что самое поразительное – на это у него «ушло» всего шесть лет! В 1961-м в Берлине выиграла его «Ночь», в 1964-м Венецию завоевала «Красная пустыня», а в 1967-м Канны возгласили о триумфе «Фотоувеличения». Повторить такое достижение пока что удалось одному лишь Роберту Олтману.
Конец эпохи. День смерти Микеланджело Антониони – 30 июля 2007-го года – стал воистину черным днем для мирового кинематографа: тем же утром умер еще и Ингмар Бергман. Одновременный уход двух величайших титанов называли «концом золотого века авторского кино», забывая, что, на самом деле, оба гениальных старца закончили свой творческий путь гораздо раньше земного.
Микеланджело Антониони — режиссёр, который не боялся показывать неразрешимые вопросы и экзистенциальную пустоту современного бытия. Его фильмы — это глубокое погружение в человеческую психику, оставляющие после себя долгие размышления о смысле жизни и коммуникации.
Снимать - значит жить.