Программирование для детей в 1-4 классе: чему можно научиться

Родители стараются развивать ребенка с раннего возраста: отдают на танцы, чтобы укрепить мышцы, в художественную школу для раскрытия творческих навыков. Сегодня стали популярны курсы программирования и другие инженерные кружки для детей начальной школы и дошкольного возраста. В чем польза такого обучения и с какого возраста ребенка можно знакомить с IT-технологиями?

Программирование для детей в 1-4 классе: чему можно научиться

Программирование для детей сегодня – грамотность XXI века

Программирование как отдельная дисциплина входит в число обязательных школьных предметов, при этом для детей программа сжатая, что не позволяет в полной мере раскрыть все возможные направления компьютерных уроков. Речь идет о веб-разработке, создании игр, программировании и компьютерной грамотности школьников в целом. Изучение программирования детьми качественно влияет на весь процесс обучения. Так, курсы программирования в начальной школе тренирует логическое мышление, помогает разделять сложную задачу на простые достижимые цели. По этим причинам юным программистом ребенок может стать уже в возрасте 6-7 лет.

Родителям не нужно искать у ребенка особые таланты, будь то любовь к математике или страсть к конструкторам Lego. Практически единственная предрасположенность – это любовь к гаджетам и к мобильным играм. А «играть в телефон» любят все дети. Покажите ребенку, что создавать игры также здорово, как и играть в них, и он будет заниматься на курсах программирования в Москве с энтузиазмом.

Фантазия детей в раннем возрасте гораздо шире и не ограничена жизненным опытом. Даже IT-занятия для детей в школе учат искать разные пути решения задачи, мыслить нестандартно. А самое главное –совершать ошибки.

Традиционное образование построено на системе оценок и баллов. За одну задачу по математике можно получить «отлично», если решение и ответ были правильными. Четверку поставят за эту же задачу, если ее решение было неполным и есть неточности в вычислениях. Даже с двумя вычислительными ошибками и недочетами можно получить тройку.

А когда дело касается кода, есть только два варианта: он либо работает, либо нет. Чтобы достичь результата, порой приходится делать 2, 5, 10 ошибок и принимать не одно неверное решение. Так ребенок учится воспринимать ошибки как важную и позитивную часть обучения, а не как досадную оплошность, которая стоила ему хорошей оценки.

Доступные платформы для знакомства с основами программирования в 1-4 классе

Изучая алгоритмы построения кода в 4 классе или в более раннем возрасте, ученик строит фундамент своих цифровых навыков. Сравним с обучением английскому языку: можно штудировать только школьный учебник или в 3-5 лет отдать ребенка в кружок иностранного языка, где он освоит азы грамматики, произношения и будет воспринимать иностранный язык не как школьный предмет, а как интересное занятие, а в дальнейшем и полезный навык.

Так и в обучении программированию для школьников: начинать лучше с простого. Все обучение строится на использовании простых сред, интуитивно понятных детям.

Среда Scratch Junior похожа на игру: например, чтобы заставить спрайта (героя), перемещаться в определенном порядке, нужно создать последовательность действий из разноцветных блоков. Каждый блок — это команда простых действий: «Вверх», «Вниз», «Вперед», «Оборот», «Стоп» и т. д. Для наглядности и простоты сцена (фон) размечена квадратиками. Так ребенок считает, на сколько клеток переместить спрайта и создает его траекторию движения. Детскую фантазию ничто не ограничивает: он может перекрасить готового персонажа: например, создать розового кота или зеленую рыбку, нарисовать своего персонажа и придумать для него фон. Проект получается уникальным и нескучным.

Если Scratch Junior подходит для самого начального уровня изучения программирования для детей 1 класса и дошкольников, то её старший «брат» — Scratch, подойдет для ребят с 8 лет.

Визуально эти две среды особо не отличаются, но в Scratch дети узнают более сложные математические и логические термины: модуль числа, округление чисел, учатся получать буквы из слов, убирать одну цифру трехзначного числа. С этими навыками ребенок может создать более сложную игру, добавить синтез речи для персонажей, сделать игру более красочной при помощи видеоэффектов.

Scratch доступна в сети, её можно скачать на ПК и попробовать пройти пару уроков дома самостоятельно. Чтобы все получилось, советуем посмотреть наглядный видеоурок с объяснениями преподавателей школы «Пиксель».

Сейчас программирование для школьников онлайн формата стало стандартным методом обучения. И это еще один плюс занятий в младших классах. Ребенок занимается дома в комфортной обстановке, а родители при этом не тратят время на дорогу до кружка или школы.

Программирование в начальной школе: как стимулировать ребенка к обучению компьютерной грамотности

Награда за старания – собственная игра и мультфильм. Итогом обучения ребенка в школе программирования и робототехники “Пиксель” станет его проект.

  • Мультфильм с собственным персонажем или простая игра с анимацией, которую ребенок придумал сам – результат программирования в 1 классе.
  • Полноценную игру с визуальными эффектами, говорящим персонажем и продуманной игровой механикой можно создать уже на уроках программирования в 4 классе.

Свой проект ребенок с удовольствием будет показывать одноклассникам, друзьям и родителям. Это будет его достижением и первым этапом к изучению IТ-технологий.

Обучение программированию школьника в начальных классах — это забота о его будущем. Но не таком, где он обязательно должен стать всемирно известным разработчиком и создавать миллионы строк кода. Изучение кода прекрасно тем, что учит не бояться сложных задач и использовать творческий потенциал, развивает пытливый ум, логику, формирует базовые цифровые навыки.

Он может стать аналитиком больших данных, иллюстратором, UX-дизайнером, инженером, агрономом, разработчиком игр. Но в каждой из профессий он преуспеет быстрее и больше, если с детства будет развивать ключевые навыки, которые дает программирование.

14
Начать дискуссию