Нейросеть учится у японских мастеров: что получилось, когда я обучила ИИ в стиле Укиё-э

Как я обучила нейросеть генерировать изображения в стиле японских гравюр Укиё-э с помощью искусственного интеллекта

Привет, я студентка и интересуюсь тем, как технологии могут работать с визуальной культурой. Недавно я закончила учебный проект — я обучала нейросеть генерировать изображения в стиле японских гравюр Укиё-э. В этом посте расскажу, зачем я это сделала, как подходила к работе, и что получилось.

Почему я выбрала Укиё-э для обучения нейросети?

Несколько лет назад я проводила визуальное исследование по гравюрам эпохи Эдо. Стиль Укиё-э (浮世絵) давно меня вдохновляет: он визуально яркий, графичный и глубоко связан с японской культурой. Когда в рамках учебного курса появилась возможность поработать с обучением нейросетей, я решила соединить эту тему с историческим стилем, находящимся в общественном достоянии.

Важно: я сознательно не использовала произведения современных художников для обучения модели. Вопросы этики и авторского права в машинном обучении сейчас особенно актуальны. Мне хотелось построить проект, где набор данных (датасет) будет открытым и легитимным. Поэтому я выбрала архив японских гравюр — работы, которые можно использовать свободно.

Как я обучала модель: генеративные нейросети и визуальный стиль

Я собрала датасет из японских гравюр, подготовила материалы и обучила модель генерировать изображения в этом стиле. Моя цель была не добиться технического совершенства, а попробовать понять: как ИИ «чувствует» визуальный стиль, и способен ли он воспроизводить не только форму, но и дух изображений. Использовала генеративную модель на основе diffusion. Это был мой первый практический опыт в области машинного обучения и генеративного ИИ.

Нейросеть учится у японских мастеров: что получилось, когда я обучила ИИ в стиле Укиё-э
Нейросеть учится у японских мастеров: что получилось, когда я обучила ИИ в стиле Укиё-э

Что получилось: результаты генерации и визуальный анализ

В результате обучения я получила серию изображений, стилизованных под японские гравюры. Некоторые из них выглядят удивительно аутентично — модель воспроизводит характерные черты стиля: линии, перспективу, лаконичные формы, цветовую палитру. Да, встречаются артефакты нейросети — но для учебного проекта на раннем уровне подготовки результат оказался наглядным и визуально убедительным.

Проект помог мне не только освоить основы работы с ИИ, но и задуматься о том, как можно применять нейросети в визуальном искусстве, дизайне, культурных исследованиях.

изображения сгенерированы нейросетью. «a photo collage in UKIYOE style a woman in a blue kimono with a cup of tea»  
изображения сгенерированы нейросетью. «a photo collage in UKIYOE style a woman in a blue kimono with a cup of tea»  

После основной части проекта я решила провести творческий эксперимент — задала нейросети более современные запросы: сюжеты из современной жизни, а также персонажи из аниме, но в стилистике Укиё-э. Например, попыталась перенести героинь из Vocaloid, Naruto и Sailor Moon или даже обычный пейзаж мегаполисов — в рамки старинного гравюрного языка. Результаты были неожиданными: привычные образы приобретали странную, почти мистическую эстетику. Это стало визуальным исследованием того, как ИИ может соединять культурные пласты — традиционный стиль и актуальный контекст.

Выводы: этика, визуальные стили и нейросети в креативных индустриях

Главный вывод — обучение ИИ не обязательно должно опираться на спорные данные. Архивные изображения, культурное наследие и открытые источники — это богатая база для экспериментов без нарушения авторских прав. К тому же, работа с историческим стилем даёт интересную задачу: ИИ должен не просто копировать, а интерпретировать визуальные коды.

Проект стал для меня точкой входа в тему AI в креативных индустриях: от генерации арта до этики и работы с датасетами. Сейчас я продолжаю обучение, и работаю над новым студенческим проектом — тоже в сфере искусственного интеллекта.

1
3 комментария