«Метод исключения» Пак Чхан-ука остался без наград на Венецианском кинофестивале
Александру Пэйну, председателю жюри, на пресс-конференции пришлось оправдываться за неожиданные решения.
6 сентября состоялась церемония закрытия 82-го Венецианского кинофестиваля и награждение победителей. «Золотой лев» достался Джиму Джармушу за фильм-альманах «Отец, мать, сестра, брат». С распределением остальных наград можно ознакомиться в отдельном материале.
И если особых вопросов к победе культового американского инди-режиссера у аудитории не возникло (первая главная награда «большой тройки» кинофестивалей для Джармуша), то с остальными призовыми местами все сложнее. Так, жюри полностью проигнорировало тепло принятые критиками и зрителями «Бугонию» Йоргоса Лантимоса, «Дом Динамита» Кэтрин Бигелоу, «Завещание Анны Ли» Моны Фаствольд и «Постороннего» Франсуа Озона. При этом награды получили европейские фильмы с одними из самых низких оценок на фестивале, такие как «На работе» и «Под облаками».
Особое непонимание у прессы и зрителей возникло по поводу нового фильма Пак Чхан-ука. Вплоть до закрытия фестиваля «Метод исключения» оставался одним из самых обсуждаемых фильмом и главным фаворитом наряду с «Голосом Хинд Раджаб» (досталась вторая по значимости награда). Однако в итоге триллер был полностью проигнорирован жюри. Неудивительно, что пресса подняла этот вопрос на пресс-конференции к Александру Пэйну («Оставленные»), который в этом году возглавлял делегацию.
Нам пришлось сократить прекрасную подборку из 21 фильма всего до восьми, и мне не следует раскрывать детали нашего процесса, но, конечно, мы обсуждали его фильм, он нам очень понравился, однако в итоге он просто не вошел в финальную восьмерку. Это разбивает нам сердца, правда.
Пэйн также добавил:
Нам понравилось множество фильмов. Несправедливо, быть на фестивале и говорить, что одна картина лучше другой.
Сам же Пак лаконично ответил корейским СМИ сразу после окончания церемонии:
Чувствую, что я уже получил большую награду, потому что отклик аудитории был лучше, чем на любой другой мой фильм.
Еще до начала церемонии высказался даже президент Южной Кореи, публично поддержав режиссера.
Произведение режиссёра Пак Чан-ука, оставившего глубокий след в истории мирового кинематографа, в очередной раз повысило статус нашего кино. Я шлю горячие аплодисменты режиссёру, который даже в трудных условиях не прекращал неустанно бросать себе новые вызовы, а также актёрам и съёмочной группе фильма «Метод исключения». Вне зависимости от того, получит ли фильм награду, сам факт того, что корейский фильм спустя 13 лет прошёл отбор в основную конкурсную программу Венецианского кинофестиваля, уже является значимым достижением. Глубокое понимание режиссёром искусства и его уникальная эстетика, продемонстрированные в фильме, несомненно, глубоко тронули сердца кинолюбителей по всему миру.
Мнение. Оскаровские перспективы.
Ситуация, в общем-то, не новая: «Служанка», один из самых высокооцененных фильмов за четверть века, также была проигнорирована на чудовищном Каннском смотре в 2016-м. Когда решение доходит до кучки жюри в составе 7-9 человек, возможны любые исходы.
Так что я ожидал чего-то подобного после того, как увидел состав жюри в этом году: пачка европейских кинематографистов, последователей сурового реализма, с не менее скучным американцем Александром Пэйном во главе. Собственно, по итогу и получили в триумфаторах американца Джармуша, конвенциальный американский спортивный байопик («Крушащая машина») и несколько европейских фестивальных фильмов.
Как это обычно и бывает, чистое невезение и стечение обстоятельств.
Впереди фестиваль в Торонто (где уже картина вызывает высокий ажиотаж) и Нью-йоркский кинофестиваль. Neon, дистрибьютор фильма в США, запланировал ограниченный прокат в декабре — знакомая стратегия под Оскаровскую гонку. Проблема в том, что Neon набрал себе кучу перспективных фильмов (двух триумфаторов Канн в том числе), и проект Пака теперь явно не будет первым приоритетом.
Это и пролет в Венеции, безусловно, сыграют свою роль. Однако зрители в унисон говорят, что «Метод исключения» — самый дружелюбный фильм для Оскара и самый привлекательный для массового зрителя в фильмографии корейца. Так что все надежды на то, что шум критиков и зрителей дотащит Пака на этот раз до Оскаровской гонки.
Звучит не то чтобы убедительно, учитывая потенциально высокую конкуренцию в этом сезоне (особенно среди иностранных фильмов). Пока это выглядит только как железная номинация в Лучший иностранный фильм. Может адаптированный сценарий? Но не более. Но, конечно, сначала сами дождемся фильм в кинотеатрах.