«ПЧЁЛЫ ИЗ МАЛИИ»: знаковый артефакт минойской цивилизации

«ПЧЁЛЫ ИЗ МАЛИИ»: знаковый артефакт минойской цивилизации

Malia Pendant / «Bees of Malia»;
Эгеида, Минойская цивилизация;
Некрополь Хрисолаккос, Малия, Крит;
раннедворцовый период, 1800–1650 гг. до н. э.;
ювелирный подвес: часть серьги/ожерелья/браслета/броши;
материал: золото, полудрагоценный камень (под вопросом, утеряно);
техника: филигрань, зернь, гравированная декорация;
размеры: высота ≈ 4.6 см, ширина ≈ 4.4 см;
Археологический музей Ираклиона, Крит;
на витрине музея, номер: AE 559

В 1930 году французские археологи, работавшие в некрополе Хрисолаккос близ минойского дворца Малии на севере Крита, сделали находку, которая вскоре стала одним из самых узнаваемых символов эгейского бронзового века. В гробнице раннедворцового периода они обнаружили золотой подвес в форме двух насекомых. Чаще всего их называют «пчёлами из Малии». Не ясно кто именно изображён на подвесе. Это могут быть пчёлы или крупные средиземноморские осы Megascolia maculata. Формы тела действительно вытянуты, как у ос, но подобная стилизация встречается и в египетском искусстве, где так изображали именно пчёл.

Высотой 4,6 см и шириной 4,4 см, украшение представляет собой зеркально симметричную композицию: два насекомых с вытянутыми телами и раскрытыми крыльями расположены лицом друг к другу, соединяясь головами и почти соприкасаясь кончиками брюшек. Лапками они удерживают между собой круглый диск (вероятно, стилизованное соты), а во рту зажата маленькая гладкая бусина, которую считают каплей мёда. От крыльев и брюшек свисают маленькие золотые шарики, а на головах закреплена крошечная ажурная «клетка» с подвижной бусиной внутри.

Задняя сторона подвеса выполнена из плоской золотой пластины, а вся композиция сочетает сразу четыре сложные техники обработки металла: филигрань (узоры из тонкой золотой проволоки), зернь (припаивание мельчайших золотых шариков), тиснение рельефа с обратной стороны и гравировку тонкими линиями. Высокий уровень мастерства опирался на многовековой опыт по обработки металлов египтян и ханаанцев (сирийцев), но минойские ювелиры придали изделиям свой особый художественный стиль. Золото, привозимое из Египта или Малой Азии, было редким и ценным материалом, доступным только элите.

Смысл подвеса выходит далеко за пределы декоративного. Мёд и воск играли заметную роль в экономике Крита: археологи находят глиняные ульи, а анализ органических остатков подтверждает использование продуктов пчеловодства в пищу, медицине и ритуалах. В религиозных представлениях минойцев пчёлы ассоциировались с плодородием, обновлением природы и вечным круговоротом жизни и смерти. Не случайно их изображения встречаются на фресках, печатях и керамике.

Сегодня «Пчёлы из Малии» хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Это не просто драгоценное украшение, но и миниатюрная энциклопедия ремесленных приёмов, свидетельство богатства и утончённого вкуса минойской знати, а также символ связи этой древней цивилизации с глобальным миром бронзового мира.

При поддержке FUNPAY

12
1
1
2 комментария