Минойский хрустальный ритон из Закроса
Европа, Эгеида, Крит, дворец Закрос, храмовое хранилище;
Поздний бронзовый век, новодворцовый, ок. 1500 г. до н. э.;
горный хрусталь, слоновая кость, золото, медь;
высота 0,16 м;
Археологический музей Ираклиона, инв. номер ΑΕ 2721.
Древние минойцы, загадочные жители древнего Крита бронзового века (2700 — 1450 гг. до н.э.), вплетали полудрагоценные и поделочные камни в самую суть своей яркой культуры. Эти минералы сияли в их украшениях, ритуалах и даже в виде печатей в торговле.
Минойские мастера создавали изысканные изделия из камней, таких как агат, сердолик, яшма, аметист, лазурит, халцедон и горный хрусталь. Каждый камень имел своё назначение и значение, а готовые бусы, подвески, кольца и печати подчёркивали статус их владельцев.
Мягкий стеатит использовался для ритуальных сосудов и печатей. Яркий сердолик и глубокий синий лазурит были связаны с жизнью, морем или небом. Ожерелье из сердолика из гробницы в Фесте или агатовые печати из Кносса были важными символическими и статусными предметами, которые наглядно демонстрировали роль Крита как части огромной торговой сети глобального мира цивилизаций позднего бронзового века. Именно торговля обеспечивала Крит экзотическими камнями: лазурит доставляли из далёкого Афганистана, а аметист привозили из Египта.
Вероятно, дворцовые ювелирные мастерские гудели от работы. Минойские мастера использовали простые бронзовые инструменты и абразивные порошки, чтобы вырезать сложные сцены на печатях. Они полировали камни до блеска, заставляя цвета играть. Некоторые изделия, например, стеатитовый сосуд из Закроса с инкрустацией лазурита, сочетали материалы для потрясающего эффекта.
Камни были не только и не столько украшениями. Печати служили административными инструментами, удостоверяя документы, а также ценились как амулеты. Другие, как линза из горного хрусталя из Кносса, могли иметь не только ритуальное, но и практическое использование, возможно, для увеличения или фокусировки света. В захоронениях, таких как в Мохлосе, бусы из сердолика и яшмы украшали умерших, отражая духовную жизнь и верования.
Археологические находки, от раскопок Артура Эванса в Кноссе до гробниц в Малии и Закросе, рисуют яркую картину. Стеатитовый ритон из Феста с рельефами или халцедоновая печать с изображениями животных показывают любовь минойцев к красоте, но не только. Их камни были не просто дорогими безделушками — они символизировали власть, веру и связь островитян с большим миром.
Таким артефактом был удивительный минойский шедевр — ритон из горного хрусталя из Закроса. Это небольшой ритуальный сосуд конической формы. Ритоны использовались в религиозных обрядах для возлияний вина, масла, воды или молока божествам или в погребальных церемониях. Жидкость заливалась через отверстие в горлышке и вытекала через нижнюю часть.
Выдающийся образец минойского искусства был найден в центральном святилище дворца Закрос на Крите, что подчёркивает его сакральное значение. Артефакт датируется Новодворцовым периодом (1700/1500 - 1450 гг. до н.э.), когда минойцы находились на пике своего развития. Закрос — один из четырёх крупнейших минойских дворцов и важный торговый центр острова в древности.
Ритон вырезан из цельного крупного блока твёрдого и сложного в обработке хрупкого горного хрусталя. Тонкие стенки сосуда подчёркивают мастерство минойцев, сумевших обработать хрупкий хрусталь без трещин. Тело сосуда украшено декоративным воротником из позолоченных костяных дисков. Высокая изогнутая ручка сделана из 14 хрустальных бусин, нанизанных на медную проволоку, и сохранилась почти в первозданном виде. Ритон был найден разбитым на сотни мелких фрагментов, но реставраторы музея Ираклиона восстановили его.
При поддержке FUNPAY