Фатальная ошибка: Как «Терминатор: Тёмные судьбы» совершил сценарный суицид и отменил сам себя
Здарова, бойцы Сопротивления и коллекционеры ретро-экшенов!
Знаете, есть такие игры, которые ты проходишь на одном дыхании. Сто часов чистого кайфа, пота, слёз и превозмогания. Ты побеждаешь финального босса, смотришь титры, и на душе такое приятное чувство завершённости. Ты спас мир. Твои жертвы были не напрасны. А потом выходит DLC, которое начинается с того, что твоего прокачанного донельзя героя в первой же катсцене убивает шальной гоблин, а всё, чего ты достиг, объявляется бессмысленным. Именно такое ощущение у меня оставил «Терминатор: Тёмные судьбы». Я шёл на этот фильм с почти детским восторгом. Кэмерон! Хэмилтон! Шварценеггер! Прямое продолжение «Судного дня»! Я был готов простить франшизе и унылый «Генезис», и сомнительное «Да придёт спаситель». Я был готов снова поверить. И первые десять минут фильма взяли мою веру и демонстративно, на моих глазах, расстреляли её из дробовика на мексиканском пляже. Сегодня мы разберём, почему этот фильм — не просто плохой сиквел. Это сценарная чёрная дыра, которая пожирает не только все предыдущие части, но и, что самое смешное, саму себя.
Убить надежду: зачем мы вообще смотрели первые два фильма?
Давайте сразу к главному. Джон Коннор мёртв. Будущий лидер Сопротивления, мальчик, ради спасения которого Кайл Риз летел через время, а Т-800 плавился в чане с металлом, был выпилен в самом начале, как надоедливый сайд-квест. И знаете, я бы понял этот ход, если бы он вёл к чему-то новому. Но нет. Сценаристы просто нажали Ctrl+C, Ctrl+V. Место Джона Коннора заняла некая Дани Рамос. Место «Скайнета» занял «Легион». Место Т-1000 — Rev-9, который делает всё то же самое, только ещё и на две части делится. Даже защитник здесь — это не полноценный терминатор, а улучшенный человек, что мы уже видели в четвёртой части. Смерть Джона не изменила ничего фундаментально. Она была нужна лишь для того, чтобы запустить ровно тот же самый сюжет по второму кругу. Но при этом она одним махом обесценила всё. Всю борьбу Сары. Всё самопожертвование Кайла и «дяди Боба». Весь «Судный день» оказался бессмысленным. Герои победили «Скайнет»? Ну, окей. Держите «Легион». Какая, к чёрту, разница? Машины всё равно восстанут, человечество всё равно будет на грани уничтожения. Этот сюжетный «реткон» — это плевок в лицо каждому фанату. Копипаста апокалипсиса: Легион и убийство главной идеи
А теперь давайте копнём глубже. Главный посыл второго фильма, его сердце, его душа, был заключён в простой фразе: «Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». (No fate but what we make). Это была история о том, что будущее не предопределено. Что человечество может изменить свой путь, избежать катастрофы. Сара, Джон и Т-800 не просто отсрочили войну, они её отменили. Они уничтожили «Кибердайн», расплавили чип и руку. Финал был светлым. Будущее было чистым листом. Что же делают «Тёмные судьбы»? Они берут эту идею и сжигают её. Фильм прямым текстом говорит нам: «А нет, ребят. Судьба есть. И она всегда одна и та же — тотальный экстерминатус от взбесившегося ИИ. Вы можете убить „Скайнет“, но его место займёт „Легион“. Вы можете спасти Джона, но придётся спасать Дани. Вы можете выиграть битву, но войну вы уже проиграли». Это тотальный, беспросветный фатализм. Он убивает драму на корню. Зачем вообще бороться? Зачем спасать Дани Рамос? Ну, допустим, они её спасут. И что? Через 30 лет появится какой-нибудь «Центурион» или «Голиаф», и всё начнётся заново. Смысл героизма теряется, если его результат — всего лишь замена одной переменной на другую в том же самом уравнении апокалипсиса. Самоотмена: почему история Дани Рамос не имеет значения?
И вот тут мы подходим к главному парадоксу. Убив Джона и показав, что его спасение в итоге ни на что не повлияло, фильм лишает смысла и спасение нового «избранного». Вся драма первых двух фильмов строилась на уникальности Джона. Он — единственный, кто может повести за собой людей. Если он умрёт, всё пропало. Это высокие ставки. Мы понимали, зачем его нужно спасти. В «Тёмных судьбах» эта логика разрушена. Нам показывают, что система сама находит себе лидера. Не будет Джона — появится Дани. Можно предположить, что если бы и Дани убили, то система нашла бы какого-нибудь Педро Гомеса из соседнего квартала. Мир сам стремится к апокалипсису и сам порождает себе спасителя. Но если спаситель — это не уникальная личность, а просто вакантная должность, то ценность этой личности стремится к нулю. Её борьба и выживание перестают быть чем-то критически важным для вселенной. Они важны только для неё самой и её друзей. Глобальный масштаб пропадает. Зачем нам, зрителям, два часа переживать за спасение Дани Рамос, если сам же фильм на примере Джона Коннора нам доказал, что выживание или смерть одного лидера глобально ничего не меняет? Вот он, сценарный суицид. Фильм сам себе выстрелил в ногу, а потом попросил нас сделать вид, что он всё ещё может бежать марафон. Итог: франшиза, застрявшая во временной петле
«Терминатор: Тёмные судьбы» — это не просто ленивый ремейк с новыми актёрами. Это фильм, который фундаментально не понял, о чём была оригинальная дилогия. Он заменил тему борьбы со злой судьбой на идею неотвратимого рока. И тем самым обесценил не только подвиги старых героев, но и старания новых. Он создал временную петлю не только в сюжете, но и в самой концепции франшизы: каждые несколько лет мы будем получать одну и ту же историю, где будут меняться только имена и спецэффекты. Но суть останется прежней. И это — самая тёмная судьба, которую только можно было придумать для некогда великой саги.А как вы считаете, друзья? Это былдостойный финал истории Сары Коннор или плевок в душу фанатам? И нужно ли было вообще снимать что-то после «Судного дня»? Делитесь своим мнением в комментах, очень интересно почитать! Всем добра!